Нижнеломовский Казанский мужской монастырь

Nig_Kazansk_monastyrИстория обители начинается с 1643 г., когда казаку Андрею Набокову на роднике вблизи Нижнего Ломова явилась Казанская икона Божией Матери. От образа сразу же стали происходить чудеса и исцеления, и местный воевода Иван Косагов построил над родником часовню. А в 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел основать здесь мужской монастырь, в том же году появилась и первая деревянная церковь – Казанская (впрочем, по другим сведениям, обитель существовала уже в 1647 г.). Необходимость в основании монастыря была не только духовной – кажется, до этого поблизости обителей не было ни одной (или же существовала лишь Сканова пустынь) – но и стратегической: монастырь, расположенный на горе, позволял контролировать Козляцкий брод, через который шли с набегами на русские земли кочевники.

phoca_thumb_l_4prmК началу XVIII в. в монастыре уже было 12 деревянных келий, святые врата, ограда, а за оградой – гостиный и черный дворы. После страшного пожара 1709 г. обитель постепенно возрождалась в камне. Над родником в 1712-1722 гг. возвели Казанскую церковь – одну из первых каменных построек на Пензенской земле; первоначально она была пятиглавой, но на всех фотоснимках запечатлена уже перестроенной – однокупольной. К югу от нее в 1759 г. построили каменный же (взамен деревянного) храм Иоанна Предтечи; центральный его престол был освящен в честь Богоявления Господня, правый – в честь самого пророка Иоанна, левый – Николая Чудотворца. В 1880 г. иконостас для этой церкви создал Николай Кузьмич Макаров (1831-1918) – один из представителей известной династии художников, младший брат академика живописи И. К. Макарова.

На горе, из-под подошвы которой бьет святой родник, в 1742-1757 гг. появилась церковь Сергия Радонежского с колокольней – также каменная взамен деревянной. Она считалась кладбищенской, хотя монахов и почетных мирских покойников хоронили по всей горе вплоть до Казанской церкви. Наконец, Всесвятская церковь помещалась над Святыми вратами и под колокольней (1776-1779); колокольню к началу ХХ в. украшали часы, «куранты». Ограду с четырьмя башнями по углам возвели в 1742 г. А еще были в обители три двухэтажных жилых корпуса – настоятельский и два братских, хозяйственный двор, ризница, ледник, две бани, три амбара, здание для извести, а за оградой – два гостиных корпуса и 37 ярмарочных лавочек. С востока к монастырю примыкал фруктовый сад.

В целом, к началу ХХ в. Казанский монастырь был едва ли не единственным полноценным барочным ансамблем Пензенского края. Если бы он сохранился, то по праву мог бы соперничать в глазах туристов с Санаксарским монастырем в Мордовии и Николо-Чернеевским на Рязанщине. И его утрата в архитектурном плане совершенно невосполнима.phoca_thumb_l_kazan-nn69

Главной святыней монастыря была, конечно же, Казанская икона Богородицы. Образ небольшой, его размер всего 20 на 17 сантиметров, но не размерами определилось его значение для пензенских верующих. В монастырской летописи фиксировались многочисленные исцеления от нее (их набралось 109), а на летнюю Казанскую в обитель стекались тысячи богомольцев со всех окрестных уездов и даже губерний – не только на знаменитую Казанскую ярмарку, но и поклониться иконе, и испить целебной воды из святого источника (который вытекал из-под южной стены Казанского храма). В этот же день (8/21 июля) до революции ежегодно с иконой совершался крестный ход из монастыря в сам Нижний Ломов. Во время эпидемий и засухи образ носили и по окрестным селам, а в 1906 и 1910-1911 гг. – даже в Саратов и Сердобск. В феврале 1916 г. братия Нижнеломовского монастыря отправила список с Казанской иконы в благословение «Верховному Вождю Русского воинства» Николаю II, и пожертвовала на нужды фронта жемчуг.

Казанская-Нижнеломовская, наряду с Трубчевской и Казанской-Пензенской, – одна из немногих икон нашего края, почитаемых общецерковно.

Чтили в монастыре и образ Иоанна Предтечи – Ангела Пустыни. По преданию, он явился тоже на роднике, в соседнем селе Серый Ключ. Скорее всего, именно там и находился Предтечев монастырь, упраздненный в середине XVIII в. А кроме этих двух главных святынь, пользовалась уважением богомольцев Иверская икона Божией Матери, принесенная в 1750-х гг. в монастырь из Москвы настоятелем архимандритом Варлаамом.

В 1756 г. к монастырю приписали две мужских пустыни – Петропавловскую (находившуюся в верховьях реки Ломовки) и Салолейскую Успенскую; в 1764 г., скорее всего, в него же перевели и их насельников. В 1730-х гг., кажется, в Казанский монастырь влилась братия Предтечевой пустыни (близ села Серый Ключ), в 1750-х – Николаевской (близ Старой Толковки).
Надо отметить, что ни один другой пензенский монастырь не дал из числа своих настоятелей стольких архиереев. Иоанникий I (мирская фамилия – Беркут-Полонский или Никифорович-Полонский, 1742-1819) позже стал настоятелем Московского Донского монастыря (1794-1795) и архиепископом Подольским и Брацлавским (1795-1819), первым православным архипастырем Подолии. Аарон (в миру Алексей Захарович Нарциссов, 1781-1842) – епископом Архангельским и Холмогорским (1826-1830), автором богословских трудов и переводов (одобренных, в том числе, митрополитом Платоном). Иоанникий II (в миру Иван Яковлевич Образцов, 1793-1880) – епископом Вятским и Слободским (1832-1835), Оренбургским и Уфимским (1835-1849), Кавказским и Черноморским (1849-1857). Николай (в миру Никифор Васильевич Доброхотов, 1800-1864) – ректором Санкт-Петербургской духовной академии (1836-1841), епископом Тамбовским и Шацким (1841-1857).

Одна из самых замечательных страниц в истории монастыря – нахождение в его стенах Тамбовской духовной семинарии, первого учебного заведения на территории нынешней Пензенской области. Она открылась в 1780 г., по указу Екатерины II от 22 сентября 1779 г., и из-за отсутствия подходящего помещения в Тамбове расположилась в Нижнеломовской обители. Первые преподаватели приехали из Рязанской семинарии. Настоятель монастыря архимандрит Иоанникий I (Полонский), выпускник Киевской академии, специально переведенный в Нижний Ломов из Цареконстантиновского монастыря «по довольному его обращению в науках», стал первым ректором семинарии, а иеромонах Макарий – префектом и преподавателем в низших классах. В 1786-1787 гг. обязанности ректора исполнял тогдашний настоятель Казанского монастыря архимандрит Ювеналий, затем вновь Иоанникий.

Поистине всероссийской славой в свое время пользовалась крупнейшая в губернии Казанская ярмарка, проходившая ежегодно у стен монастыря в первую декаду июля – по одним данным, с 1780 г., по другим, с еще более ранних лет. На нее съезжались «купцы из обеих столиц и разных Российской империи городов, как то: Калуги, Харькова, Нежина, Ярославля, Тамбова, Кадома, Темникова, Тулы, Арзамаса, Астрахани, Богучары, Коломны, Спасска, Мурома и Аткарска с разными парчовыми, шелковыми, бумажными, суконными материями, пушниною, медною, железною, чугунною, жестяною посудою, серебряными и галантерейными вещами, китайскими товарами, виноградными винами, французскою водкою и разными фруктами, чаем, сахаром, а из окружных селений с издельями: телегами, колесами, ободьями, кадками и прочими мелочами».

Закрыт монастырь был постановлением Нижнеломовского уисполкома от 16 августа 1920 г. Кажется, монашеская жизнь в нем прекратилась практически сразу же после этого. Впрочем, А. И. Дворжанский высказывает предположение, что именно в бывшем монастыре мог иметь пребывание в 1923 г. Филипп (Перов), епископ Нижнеломовский, временно управляющий Пензенской епархией. Кажется, до 1932 г. здесь продолжали жить последний настоятель, архимандрит Леонтий, иеромонахи Стефан, Владимир, Гедеон, Серафим.

Основную часть монастырского комплекса взорвали 2 мая 1938 г. (по другим данным, Казанский храм – уже в 1940 г., а башни ограды чуть позже). Кирпич пошел на дорогу Москва-Куйбышев и строительство катонинной фабрики в Нижнем Ломове. Уцелел лишь архимандритский корпус (с куском стены надвратной церкви-колокольни) – в нем располагалась норовская восьмилетка.

Летом 2002 г. рядом с насосной станцией поставили купальню, в 2003-2004 г. построили деревянную, обложенную в 2005 г. кирпичом Казанскую церковь. Главным инициатором возрождения святого места (а позже ктитором монастыря) стал директор «Нижнеломовских электросетей», уроженец Норовки Александр Петрович Мамыкин.

Параллельно возрождалась и монашеская жизнь. В 2004 г. епископ Пензенский и Кузнецкий Филарет благословил открыть в Норовке подворье Керенского мужского монастыря. Сюда постепенно перебрались из Вадинска четверо насельников, первым из которых был иеромонах Игнатий (Канесев).

phoca_thumb_l_kazan-nn95В 2007 г. построили просфорню, трапезную, ризную. В 2009-2010 гг. возводится братский корпус и новая большая часовня и купальня. В планах – гостиница для паломников.
Оказалось, что и главные святыни – Казанская икона и образ Иоанна Предтечи – все же уцелели. Последние насельники монастыря смогли передать их своему другу-иконописцу, после его расстрела святыни берегла дочь, А. А. Климова, а после ее смерти двоюродный племянник А. П. Мамыкин на Страстной Седмице 2008 г. вернул иконы в монастырскую церковь.

В октябре 2008 г. за алтарем храма перезахоронили трех насельников монастыря. Прах иеромонаха Иннокентия (Андронова) перенесли из Кочетовки Каменского района, Гедеона (Озерова) – с норовского кладбища. Оба инока претерпели за веру Христову, прошли через лагеря. Имя третьего неизвестно, его останки нашли при строительстве новой монастырской стены на месте прежней.

Официально новая история обители началась 6 октября 2008 г., когда Священный Синод постановил официально открыть монастырь, и первым в новой его истории наместником был назначен архимандрит Тит (Бородин).

Адрес: 442152, Пензенская область, Нижнеломовский район, с. Норовка, ул. Тархова, 30
Телефон: (84154) 4-95-36, 4-92-00
сайт: monastir58.ru
e-mail: monastir58@yandex.ru

Настоятель: митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим
И.о. наместника: иеромонах Антоний (Умнов)

Престольные праздники:

Святыни:
икона Казанской иконы Божией Матери; икона святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Иверская икона Божия Матери; аналой с частичками мощей святых угодников всего 39 мощевиков (свт. Дмитрий Растовский, свт. Феодосий Черниговский, свт. Феофан Затворник, прп. Максим Грек, прп. Засима Соловецкий, прп. Савватий Соловецкий, прп. Герман Соловецкий, прп. Гавриил Седмиезерский, прп. Гавриил Мелекесский исп., прп. Антоний Радонежский, прп. старцев Оптинских, прп. матерей Девеевских, прп. Елисаветы, прп. Софии Суздальской, свщ. Климента папы Римского, бл. Василия Московского, прп. старцев Глинских, прп. отцов Гортинских); иконы святых угодников с частичками их мощей (прп. Сергий Радонежский; прп. Серафим Саровский; пензенские святые: свящ. исповедник Иоанн Оленевский, свт. Иннокентий Пензенский; дивеевские блаженные: Пелагея, Параскева, Мария; санаксарсские святые: прп. Александр, прп. Фёдор Санаксарский, св. праведный воин Фёдор (Ушаков); икона св. бл. старицы Матроны Московской с частичкой гроба).

Расписание богослужений:
Литургия в будние дни — 8.30 , в воскресные дни- 8.00;
Вечернее богослужение в будние дни и субботу — 16.00.