В Великий Вторник Страстной седмицы митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Благовещенской церкви при Спасском кафедральном соборе города Пензы

26 апреля 2016 года, в Великий Вторник Страстной седмицы митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим возглавил служение Литургии Преждеосвященных Даров в Благовещенской церкви при Спасском кафедральном соборе города Пензы.

Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Яворский, настоятель Покровского архиерейского собора города Пензы, председатель Строительного отдела Пензенской епархии; иеромонахи Сергий (Зайчиков), Киприан (Шаткин), иерей Максим Зорин, ключарь Спасского кафедрального собора города Пензы; диакон Сергий Исайчев, иеродиакон Дионисий (Матросов).

Богослужебные песнопения исполнил хор Благовещенской церкви под управлением регента Ксении Герасимовой.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Киприан (Шаткин).

По окончании богослужения владыка Серафим обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Сегодня вечером, в канун среды Страстной седмицы, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершит великое повечерие и утреню Великой Среды в Успенском кафедральном соборе города Пензы. Начало богослужения в 16:00.

Некоторые особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы.

В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.

Бесплодной, засохшей смоковнице бывает, подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов, — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается внезапность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

На утрени, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом трогательный и умилительный тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».

Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Иоанна, зач. 84-е; во Вторник — от Матфея, зач. 90-е; в Среду — от Иоанна, зач. 41-е).

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя…» и возгласа: «Милостию и щедротами…» поется трипеснец Триоди. По окончании трипеснца поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды).

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство и сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

В первые три дня Страстной седмицы (начиная с вечерни в Неделю ваий) в конце служб  бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…»..

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9 частях) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий…» (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия и каждения бывает такой же, как и на чтении Великих часов.

Паремии, в отличие от паремий Св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерне в первые четыре дня читается первая паремия не из книги Бытия, а из книги Исход — о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерне читается из книги Иова, невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров. После пения «Да исправится молитва моя…» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (в Понедельник — Мф., зач. 98-е, во Вторник — Мф., зач. 102-е, в Среду — Мф., зач. 108-е). (Апостол на литургии в эти дни не читается).

В Великую Среду в конце литургии (после «Буди имя Господне» и возгласа: «Благословение Господне на вас…») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.

 В статье использован материал с информационного портала Православие.Ru

Фото: И. Клопов

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=75934

Актуальные новости

В день престольного праздника митрополит Серафим совершил литургию в Михайло-Архангельском храме с. Голицыно В день престольного праздника митрополит Серафим совершил литургию в Михайло-Архангельском храме с. Голицыно
В канун Собора Архистратига Михаила митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Собора Архистратига Михаила митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе
В Пензе пройдет региональный этап III Патриаршего международного фестиваля спортивных единоборств и боевых искусств В Пензе пройдет региональный этап III Патриаршего международного фестиваля спортивных единоборств и боевых искусств
Митрополит Серафим принял участие в торжествах по случаю 30-летия телеканала «Экспресс» Митрополит Серафим принял участие в торжествах по случаю 30-летия телеканала «Экспресс»
В Пензе состоялся второй (очный) этап конкурса «Церковь в истории Пензенского края. Сохраняя духовное наследие» В Пензе состоялся второй (очный) этап конкурса «Церковь в истории Пензенского края. Сохраняя духовное наследие»
Митрополит Серафим принял участие в финисаже выставки «Современное церковное искусство» в Заречном Митрополит Серафим принял участие в финисаже выставки «Современное церковное искусство» в Заречном