Бахметев Николай Иванович

Бахметев Николай Иванович (1807-1891) – русский духовный композитор и скрипач.

Из известного дворянского рода Бахметевых: отец – Иван Николаевич Бахметев, коллежский советник, помещик Саратовской губернии; мать – Александра Сергеевна Бахметева. В семье было еще 5 дочерей: Александра, Мария (в замужестве – Наумова), Анна (в замужестве – Бутягина), Евдокия (в замужестве – Бекетова), Екатерина (в замужестве – фон Гардер).

Довольно рано обнаружил музыкальные способности: на 12-м году, когда он был отдан в Москве в пансион Ивана Ивановича Вейденгаммера, где впоследствии воспитывался Иван Сергеевич Тургенев, Николай уже хорошо играл на скрипке, исполняя отчетливо и чисто сочинения Роде, Виотти и др.

Его учителем на скрипке был известный скрипач Бём, а теории – Швейнке и Шрейнур. С 1823 года, в Саратове, с ним на дому занимался будущий директор Саратовской гимназии Яков Александрович Миллер (с ним и с его товарищами, братьями Загоскиными, занимались также и другие профессора и учителя гимназии).

Николай Бахметев был с детства записан в Пажеский корпус, во внимание к отличной службе его родственника Андрея Аркадьевича Бахметева; в декабре 1825 года выдержал в Пажеском корпусе экзамен и 14 июня 1826 года был произведен в корнеты Павлоградского гусарского полка, с которым принимал участие в кампании 1827 года, состоя в армейском гусарском полку.

В 1829 году состоял при посольстве князя А.Ф. Орлова в Константинополь, когда был заключен Адрианопольский мирный договор. В течение двух лет (до 20 января 1832 года) был адъютантом командира 1-й бригады гвардейской Кирасирской дивизии, генерала-адъютанта графа Орлова; затем некоторое время адъютантом Ф.П. Оффенберга.

С 1833 года Николай Иванович Бахметев служил в Конном лейб-гвардии полку в Стрельне. Здесь в 1838 году он был поражен игрой скрипача Оле Булля и позже писал: «я остался навеки его поклонником, и впоследствии так был одушевлен, что все мои после того сочинения носили отпечаток его стиля».

Первой пьесой, написанной им в стиле Булля, была фантазия на мотив из «Нормы». Ее он в первый раз сыграл на вечере у Анны Александровны Александровой, жены флигель-адъютанта Павла Константиновича Александрова.

В 1839-1841 годах он много играл на публичных концертах, иногда в один вечер в двух залах; аккомпанировали ему Фольвейлер, Герне, Шрейцерн, Легран. На концертах присутствовали члены императорской фамилии.

Летом 1841 года он встретился с Елизаветой Николаевной Муравьевой, дочерью Н.Н. Муравьева, которая в следующем году (12 июня 1842 года) стала его женой. Выйдя в отставку с чином полковника, он переехал в свое саратовское имение, где создал из крепостных хор и оркестр.

Шесть лет, с осени 1848 года, состоял саратовским губернским предводителем дворянства. В имении давались оперы и концерты; в последних была, между прочим, исполнена 9-я симфония Бетховена – факт весьма любопытный для тогдашнего времени.

В 1861 году был назначен на место А.Ф. Львова директором Императорской певческой капеллы. При вступлении в должность директора придворной капеллы был пожалован чином статского советника, в 1864 году был произведен в действительные статские советники, в 1866 году был пожалован в камергеры, в 1868 году получил орден Св. Станислава 1-й степени ( до этого имел только орден Св. Анны 3-й степени).

В 1872 году он был произведен в тайные советники и в гофмейстеры Высочайшего двора, в 1874 году получил орден св. Анны 1-й степени и в том же году – мекленбургский орден Вендской короны со звездой (по случаю бракосочетания Великой Княгини Марии Павловны с Великим Князем Владимиром Александровичем). В 1879 году он получил орден Св. Владимира 2-й степени, а в 1833 году – орден Белого орла.

На композиторском поприще обнаружил большую плодовитость. Он написал 52 церковных сочинения, 47 светских (русские и французские романсы), квартет для струнных инструментов (D-dur), одну симфонию (G-moll), 13 сочинений для скрипки и 4 для фортепиано, всего до 120 сочинений. Из его романсов особенной популярностью пользовались в 1840-е и 1860-е годы «Борода ль моя, бородушка», «Ты душа ль моя» и «Песнь ямщика».

В 1883 году покинул пост директора Императорской певческой капеллы. Из духовных произведений Бахметева наиболее выделяются его эффектные «Херувимские», хоровое исполнение которых представляет немалые трудности.