Священномученик епископ Иоанн II (Поммер)

23Иоанн_(Поммер) (1)Священномученик епископ Иоанн II (в миру Иван Андреевич Поммер, 6 (18) января 1876, хутор Илзессалас, Венденский уезд, Лифляндская губерния – 29 сентября (12 октября) 1934, Рига) – управляющий Пензенской епархией в 1918-1921 гг.
Родился в семье латышских крестьян; в детстве занимался крестьянским трудом. Его прадед был одним из первых латышей, принявших православную веру.

В 1897 году окончил Рижскую духовную семинарию, в 1904 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1897-1899 годы – учитель в Лаудонской приходской школе.
В 1899-1900 годы – учитель в Либаве (ныне Лиепая).
В 1903 году по совету протоиерея Иоанна Кронштадтского принял монашество.
С 1904 года – иеромонах, преподаватель Черниговской духовной семинарии. Быстро стал известен как талантливый педагог.

С 1906 года – инспектор Вологодской духовной семинарии. Проявив твердый характер, участвовал в успешном наведении порядка в этой семинарии в период революционных волнений, что способствовало его быстрому продвижению по службе.

С 1907 года – ректор Литовской духовной семинарии в сане архимандрита и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря.

С 11 февраля 1912 года – епископ Слуцкий, викарий Минской епархии.
4 апреля 1913 года – епископ Таганрогский и Приазовский, викарий Екатеринославской епархии.
С 7 сентября 1917 года – епископ Старицкий, викарий Тверской епархии.
С 22 апреля 1918 года – епископ Пензенский и Саранский.

В сентябре-октябре 1918 и в октябре 1919 – феврале 1920 года находился под арестом. Успешно вел борьбу с «народной» церковью, организованной в Пензе лишенным сана архиепископом Владимиром (Путятой), за что один из сторонников Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. Верующие рабочие хотели на месте совершить самосуд над покушавшимся и его сообщником, и только решительное вмешательство епископа спасло им жизнь.
В августе 1920 года избран на кафедру архиепископа Рижского и всея Латвии. После долгих переговоров советская власть дала разрешение на выезд его из России.

По ходатайству епископа Иоанна Латвийская церковь получила автономию в составе Русской Церкви: данное решение было утверждено 21 июня 1921 года Патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом.

24 июля 1921 года архиепископ прибыл в Ригу и был встречен крестным ходом у вокзала.

Прибыв в Латвию после избрания его на Рижскую кафедру, нашел Латвийскую Православную Церковь в тяжелом положении: многие приходы были без пастырей, опустевшие храмы запущены, церковное имущество расхищено, само положение Православной Церкви в новопровозглашенном государстве было неопределенным.

В 1923 году по инициативе архиепископа Иоанна на первом Соборе Латвийской Православной Церкви был принят «Устав Православной Церкви в Латвии», упорядочивший церковную жизнь и административно, и экономически. Кроме того, устав обеспечивал всем членам Церкви без различия этнической принадлежности предусмотренные канонами права.
Первые годы своего архиерейства в Риге жил в подвале кафедрального собора в знак протеста против передачи прежней архиерейской резиденции католикам.

В 1926-1931 года – депутат латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы православной церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 году добился принятия закона о юридическом положении Православной церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и ее учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях.

Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 года была открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.

О заслугах Владыки Иоанна в возрождении Православной Церкви в Латвии свидетельствуют следующие цифры: в 1922 году в Латвии было 138.803 православных, а в 1935 году – уже 174.389. В Новой Латгалии (присоединенной к Латвии части бывш. Псковской губернии) удалось построить несколько новых церквей, с открытием при них приходов (Яунлатгале, Гришина Гора, Родовое).

Однако не всем нравилась активная деятельность святителя: по свидетельству современника, «многочисленные враги, главным образом политические, энергично работали, оплетая вокруг него густую сеть интриг и распространяя по городу гнусную клевету, пятнавшую его доброе имя не только как пастыря Церкви, но и как человека».

Был убит на своей пригородной даче в Озолмуйже у Кишозера (сейчас в черте города Риги) в ночь с 11 на 12 октября 1934. Убийцы подвергли его пыткам, смертельно ранили выстрелом в упор, а затем сожгли дом; тело архиепископа сильно обгорело. Отпевание возглавил митрополит Таллиннский Александр (Паулус) (Константинопольский патриархат). В последних проводах архиепископа Иоанна приняло участие не менее 100.000 человек.

Был похоронен на Покровском кладбище Риги близ Покровского храма; над его могилой в 1936 году по проекту Сергея Антонова архитектором Владимиром Шервинским была выстроена квадратная в плане кирпичная часовня-усыпальница.
Существует три основные версии причин гибели архиепископа. Согласно первой, он был убит сторонниками латвийского лидера Карлиса Ульманиса за то, что выступал за сохранение канонических связей с Московской Патриархией (после гибели владыки Иоанна Латвийская церковь перешла под омофор Константинопольского Патриархата). Однако объективные доказательства этой версии отсутствуют – в латвийской политике владыка Иоанн был скорее союзником правительства в борьбе против левых сил.

Вторая версия связана с конфликтами внутри Латвийской церкви, в том числе с разногласиями между владыкой Иоанном и молодежной организацией «Русское православное студенческое единение», являвшейся латвийским филиалом Русского студенческого христианского движения, действовавшего в среде русской эмиграции. В ходе расследования убийства архиепископа некоторые члены этой организации были ненадолго арестованы, а деятельность самого движения на территории Латвии прекращена по обвинению в русском шовинизме. Однако никакого подтверждения причастности членов РСХД к убийству архиепископа обнаружено не было.

Третья версия связывает убийство архиепископа Иоанна с деятельностью агентов советских спецслужб. Обращается внимание на тайные связи главы Латвийской церкви с православными верующими в СССР, от которых он получал сведения о гонениях на религию, что не могло не вызывать недовольство советского руководства, так как владыка был депутатом Сейма Латвии. Кроме того, архиепископ Иоанн был последовательным антикоммунистом и критиком просоветских сил в своей стране. Существует предположение, что вечером 11 октября (накануне смерти) владыку навестил приехавший в Ригу советский певец Леонид Собинов; сам Собинов спустя день скоропостижно скончался в номере гостиницы в Риге, причем советское полпредство запретило делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного быстро перевезли из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправили в Москву.

Часовня на Покровском кладбище, где под спудом покоились его останки, была местом паломничества православных; архиепископ Иоанн был причислен к лику святых Русской Православной Церковью За границей и Сербской Православной Церковью.

17 июля 2001 года решением Священного Синода РПЦ, был прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

24 сентября того же года в Риге, на очередном Соборе Латвийской Православной Церкви, было принято Определение о канонизации священномученика Иоанна. 25 октября того же года в Христорождественском соборе Риги были совершены литургия и чин канонизации, в присутствии президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги, вице-мэра Рижской Думы, депутатов Сейма, представителей иных христианских конфессий Латвии.

4 октября 2003 года состоялось перенесение обретенных незадолго до того мощей из Покровского кладбищенского храма (улица Менесс, 3) в собор Рождества Христова.

27 мая 2006 года указами митрополита Рижского Александра (Кудряшова) были учреждены орден и медаль священномученика Иоанна Рижского.