НИЖНИЙ ЛОМОВ

НИЖНИЙ ЛОМОВ. На западной окраине города, на ул. Тархова, в районе бывшего села Норовки, до сих пор сохранились руины Казанского мужского монастыря – остатки от архимандритского корпуса, сада, кладбища. И Монастырский источник, с которого и началась история обители.

По преданию, 8 июля 1643 г. казак Андрей Владимирович Набоков нашел на этом роднике Казанскую икону Богородицы, о чем рассказал воеводе Ивану Косагову. Тот сначала ему не поверил, но был наказан болезнью сына, Григория, и тогда доложил обо всем царю. В том же 1643 г. по указу царя Михаила Федоровича здесь появилась часовня, на следующий год церковь, а в 1648 г. и монастырь. Икона считалась одной из самых чтимых в губернии, в грамоте Петра Великого она названа «чудотворною и многоцелебною».

На месте явления иконы в 1712-1722 гг. был построен Казанский каменный храм, главный в монастыре.
В 1871 г., во время эпидемии холеры, ее носили по селам уезда и даже в Поим. После разгрома обители чудотворный лик был утрачен, его копии сейчас есть в Петропавловском молитвенном доме г. Пензы и Сергиевском храме Соловцовки.

В монастыре велась летопись чудотворений, происшедших от иконы. В начале ХХ в. она была издана, некоторые случаи исцеления связаны и с источником: «Сего [1898] года некий уроженец Пензенской губернии Михаил Сапожников пишет из Московской губернии и просит отслужить молебен пред Чудотворным образом Казанския Богоматери об исцелении жены его Зинаиды и теперь же заявляет о своем бывшем в [1877] году исцелении, так: будучи трех лет от рождения, левая рука моя была поражена и висела как плеть. Родители мои, отец сельский учитель, мать дочь священника, привезли меня в Казанский Монастырь. Здесь совершено было молебное пение пред Чудотворным Образом Пресвятыя Богородицы Казанския на роднике (что отлично помню) при южной стене Казанского храма. Рука, начиная от пальца мизинца, стала приходить в действие и вскоре совершенно исцелилась».

Послереволюционная «борьба с мракобесием» коснулась, конечно, и святого источника. Верующие пытались сохранить его, в октябре 1927 г. они писали: «В виду исторической ценности просим Нижнеломовский УИК часовню сохранить, как память для верующих о бывшем на этом месте храме». Но в 1938 г. монастырь взорвали. Однако почитание источника не прекратилось. Даже в те годы ежегодно на Троицу здесь совершались молебны. В 1945 г. верующие просили предоставить им под молитвенный дом сторожку Казанской монастырской церкви или колокольню, но облисполком им отказал, мотивировав это главным образом тем, что оба здание не подходили «как помещения, находящиеся в почитаемом верующими месте святости (у монастырского колодца)». Очевидно, какое-то помещение, построенное «в то время, когда на этом месте был монастырь», действительно тогда передали верующим. В мае 1959 г., в ходе кампании по борьбе с паломничеством, «незаконно существующую часовню» над источником в Норовке было намечено разобрать (паломничество к ней совершалось на Троицу), тогда же из нее изъяли всю церковную утварь.

Уполномоченный Совета по делам РПЦ С. С. Попов писал: «Родник в настоящее время используется для питьевых целей населением села [Норовки]. В целях закрытия доступа верующих в это помещение и улучшения санитарных условий этого питьевого источника, вход в помещение над родником будет замурован, а рядом будет построена водоразборная колонка».

Эти планы и были отчасти реализованы. Часовню разобрали, очевидно, уже в 1959 г. А в 1969 г. родник передали водоканалу, и с тех пор здесь расположена насосная станция с производительностью 180 кубометров в час, снабжающая водой весь Нижний Ломов. А доступ к самому источнику, как к режимному объекту, закрыт.

Летом 2002 г. по инициативе директора «Нижнеломовских электрических сетей» Александра Петровича Мамыкина источник снова облагородили, рядом с насосной станцией устроили купальню, а над выходом воды помещены свидетельства о чудесах прошлых веков. В июле 2003 г. отмечалось 360-летие со дня основания монастыря. 25 июня 2003 г. и 21 июля 2004 г. источник посещал Владыка Филарет. В 2004 г. на месте Казанского храма, между святым родником и руинами корпуса, построена небольшая деревянная церковь. Она приписана к Вадинскому Тихвинскому монастырю. Архимандритский корпус предполагается восстановить, и открыть в нем дом для духовенства с музеем.

Добраться до Казанского источника удобнее всего по дороге на Пачелму, огибающей Ломов западнее, – церковь с нее видна.