Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский

Святитель Иннокентий родился 30 мая (12 июня) 1784 года неподалеку от Москвы – в Павловском Посаде, в семье Димитрия Егорова – пономаря местной Воскресенской церкви. При крещении он был назван Иларионом, в честь преподобного Илариона Нового, Далматского. Отец сумел дать сыну образование, которое было в те годы малодоступно даже для детей священников. Дома мальчик научился читать и писать, а в девять лет поступил в Москов­скую Перервинскую семинарию, где ему за тихий нрав дали фа­милию Смирнов. В 1801 году юноша окончил начальную Перервинскую семинарию и перешел в Троицкую Лаврскую семинарию, где и закончил свое духовное образова­ние.

Он настолько успевал в науках, что, когда еще учился в старших классах, ему поручили преподавать в младших, так называемых «грамматических» классах, и с тех пор до самого епископства он не оставлял преподавательской работы. На Пасху 1805 года митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры посвятил Илариона в стихарь.

Его педагогическая деятельность была разносторонней. Он начал с преподавания грамматики, потом перешел к поэзии, риторике, фило­софии и к богословию, а в дальнейшем читал курс церковной истории в Петербургской духовной академии. Одновременно был катехизатором и по праздничным дням занимался перед литургией толкованием воскресных евангельских чтений для всей семинарии. 10 августа 1809 года он стал префектом – первым помощником ректора – Троицкой Лаврской семинарии.

13 октября 1809 года наместником лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым) двадцатипятилетний Иларион был постри­жен в монашество с именем Иннокентий, в честь Иннокентия Иркутского. На следующий день митрополит Платон в Духосошественском храме Спасо-Вифанского монастыря рукоположил его во иеродиакона, а на ближайшее Рождество Христово – во иеромонаха. Несмотря на довольно юный возраст, на Преображение 1810 года Иннокентий был назначен игуменом сначала Николо-Угрешского, а затем Московского Знаменского монастыря.

Вскоре слава о его даровитости и трудолюбии дошла до Свя­тейшего Синода. В конце 1811 года его вызвали в столицу и назначили бака­лавром церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии, в следующем году он был возведен в сан архимандрита, а в сентябре 1813 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Имея всего 30 лет от роду, Иннокентий – уже ректор, профессор богословских наук, доктор богословия, цензор издаваемой духовной литературы и одновременно настоятель Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне, а затем – Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Помимо этого, ему было поручено произносить проповеди, и здесь его талант развернулся особенно широко.

В России в то время еще не было настоящих и самостоятельных отечественных трудов по церковной истории. Первым стал труд святителя Иннокентия «Начертание церковной истории от библейских вре­мен до XVIII века», изданный вскоре Святейшим Синодом как пособие для духовных школ. За этот труд, а также за блестящие проповеди молодой архимандрит был удостоен ордена св. Владимира 2-й степени, на­значен членом Главного правления народных училищ при министерстве народного просвещения, избран действительным членом (академиком) Академии Российской.

Насколько необходимым было для духовной школы это «Начерта­ние», можно судить по тому, что за полвека оно выдержало семь изданий. Кроме того, им был составлен еще учебник по деятель­ному (нравственному) богословию, «Изъяснение Символа веры», «Опыт изъяснения на первый и вторый псалом».

В сентябре 1818 года архимандрит Иннокентий как цензор дал разрешение напечатать книгу Евстафия Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души», в которой резко критиковалось современное лжемистическое направление. Министр духовных дел и народного просвещения, сторонник мистиков князь Голицын не упустил случая доложить об этой книге царю. В результате автор был в 24 часа выслан из Петербурга, а Иннокентию был сделан строжайший выго­вор. Ситуацией воспользовался другой высокопоставленный сановник – граф Алексей Андреевич Аракчеев, решивший избавиться от одного из самых деятельных столичных сотрудников духовного ведомства (которым руководил его давний враг – князь Голицын). Так как популярность Иннокентия, как истинного пастыря, была чрезвычайно велика, и слава о его пропове­дях гремела по всей столице, то власти решили удалить его с почетом. По особому личному распоряжению царя (даже без синодального из­брания) он, как говорилось в указе, «вследствие особого уважения к его заслугам» возводился в сан епископа с назначением в отдаленный Оренбург. 2 марта 1819 года архимандрит Иннокентий в петербургском Казанском соборе был рукоположен во епископа.

Хотя в то время епископу Иннокентию было только 34 года, но здоровье его было совершенно подорвано. Вскоре врачи заявили, что он не сможет вынести и такой дальней дороги, и резкой перемены кли­мата. Начальство смилостивилось, и было решено назначить Иннокен­тия епископом в город Пензу.

По пути в Пензу ему было предписано сделать остановку в Москве, чтобы участвовать в рукоположении архимандрита Феофила (Татарского) во епи­скопа Оренбургского. Слабый здоровьем, преосвященный Иннокентий простудился и заболел настолько серьезно, что только 7 июня врачи разрешили ему отправиться в дорогу. Путь до Пензы в те времена при полном бездорожье был долог и страшно утомителен. Только через две недели, 21 июня, совершенно измученный в дороге, преосвящен­ный Иннокентий прибыл к своей пастве.

Святитель прожил в Пензе всего только три с по­ловиной месяца, да и из этого времени почти половину прохворал, пролежал в постели. Но люди полюбили его за исключительную духовность. Свет Христов освещал не только всю пастырскую деятельность преосвященного Иннокентия, но и всё его существо, все привычки, поступки, слова. За краткое время пребывания в Пензе он сделал очень мно­го и оставил после себя обильные плоды своих трудов. Он быстро су­мел изменить бюрократический стиль работы консистории, начав сам принимать всех посетителей. Сам тщательно отбирал кандидатов, же­лавших занять вакантные места священнослужителей, лично проверяя каждого: какова его вера, каковы способности и знания. Присутствуя на экзаменах в семинарии и в других училищах, он никогда не задавал каких-либо вопросов, могущих смутить ученика, но старался, хотя бы за эти короткие минуты общения, сильнее разжечь в душе огонек веры, который должен был согревать его жизнь. Но наиболее сильно его общение с паствой ощущалось при богослужении. Больной, удручен­ный недугами, он, пока только мог, совершал Божественную литургию по всем воскресным дням и праздникам и не менее трех раз в неделю. При этом ни одного служения он не оставлял без проповеди. Он пре­ображался при совершении великого таинства Евхаристии, становился, по отзывам своих сослужителей, в эти минуты крепким, сильным, и никогда не чувствовал утомления. Он настолько бывал поглощен мо­литвой, что ни одному сослужившему с ним лицу не делал в это время никаких замечаний, но они сами чувствовали тогда, в чем была их погрешность.

Неудивительно, что слабых сил не могло хватить надолго. В первых числах августа епископ Иннокентий предпринял объезд епархии. Прибыв в Саратов, тогда входивший в Пензенскую епархию, и по традиции встреченный всем городским духовенством и многочисленными богомольцами, он произнес в соборе свое предпоследнее поучение. Следующее поучение было на другой день, а затем он занемог столь сильно, что не мог продолжать поездку и вернулся в Пен­зу. С каждым днем таяли силы, но он еще продолжал работать. При­кованный к постели, ожидая кончины и вместе с тем зная, что Синод решил в скором времени переиздать его «Церковную историю», он планировал внести в нее ряд поправок. Вставать с постели он уже не мог, но, по свидетельству окружавших, несмотря на то что страдания становились все сильнее, никогда еще дух его не был так крепок и силен, как в эти последние его дни.

10 (23) октября 1819 года, после соборования и причащения Святых Таин, в серый, дождливый и холодный день преосвященный Иннокентий отошел к Тому, Кого любил более всего. Погребен святитель Иннокентий был под правым, Екатерининским пределом Спасского кафедрального собора. На надгробном памятнике преосвященного Иннокентия была выре­зана надпись: «Он бе светильник, горя и светя» (Ин. 5, 35).

В течение столетия после кончины в усыпальницу непрерывным потоком шли люди. В 1880-1882 годах при входе в склеп святителя была построена церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии (в день их памяти скончался Иннокентий). Трижды, когда приходилось вскрывать склеп, те, кому приходилось спускаться в него, свидетельствовали о нетленности мощей угодника Божия. Масштабно праздновалось в 1884 году столетие со дня рождения Иннокентия. В 1911 и 1915 году в Святейший Синод направлялись документы на канонизацию праведника.

В 1923 году Спасский кафедральный собор был закрыт, а спустя одиннадцать лет взорван. На долгие десятилетия останки святителя Иннокентия и других пензенских иерархов оказались под спудом. В 1998 году они были перезахоронены перед архиерейским домом.

14 августа 2000 года по решению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви святитель Иннокентий Пензенский был причислен к лику святых. 22-23 октября его мощи были подняты из могилы и торжественно перенесены в Успенский кафедральный собор Пензы.

9 июля 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден текст службы святителю Иннокентию.

17 октября 2021 года состоялось перенесение мощей святителя Иннокентия Пензенского из Успенского храма в Спасский кафедральный собор города Пензы.

Память 10/23 октября.

Тропарь святителю Иннокентию, глас 5:

От юности смиренным нареченный, / во иночестве же чистоте тезоименный, / духовныя мудрости любитель явился еси, / златовещанный благочестия учителю, / и лживых пагубных учений обличителю,/ за Истину нечестивыми гонимый, / незлобие и кротость проповедавый, / и паству Пензенскую ревностне пасый, / святителю всечестне Иннокентие, / моли Христа Бога умудрити нас во спасение.

Кондак святителю Иннокентию, глас 8:

Священнаго и боговещанного проповедника / и дивнаго премудрости учителя / вчинил еси, Господи, в наслаждение благих Твоих и покой, / труды бо онаго и блаженную кончину / паче всякаго всеплодия прием,/ едине Прославляяй святыя Своя.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1487