Сщмч. Иоанн (Поммер)

Дивен Промысл Божий в Его Святой Церкви. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, — говорит Христос ученикам (Ин. 15, 16). От Самого Спасителя получает Церковное Священноначалие благодатную силу и власть учить и священнодействовать, вязать и решить, пасти стадо Его — и так от Апостолов до наших дней. Но крест архиерейского служения по тяжести несравним ни с каким другим. Множество архипастырей Святой Церкви в годы гонений засвидетельствовали свою верность Христу даже до смерти. Среди них архиепископ Иоанн (Поммер), в трагическое и суровое время поставленный архипастырем земли Пензенской.

Иван Андреевич Поммер родился 6 января 1876 года в Лифляндской губернии в семье православного крестьянина-латыша. Его родители были благочестивыми христианами. Святое Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев.

Каждый день и каждый период работ начинали с молитвы. Вся семья собиралась вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели и читали молитвы. Времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию слова Божия. Учился он прилежно и отличался примерным поведением. По Промыслу Божию простому сельскому мальчику предстояла десятилетняя учеба в далекой Риге. В августе 1887 года Иоанн Поммер был зачислен в Рижское Духовное училище, окончив которое в 1891 году, он поступил в Рижскую Духовную семинарию.

Иоанн любил тишину и уединение. Товарищи привыкли к этому и без необходимости его не беспокоили. Именно в эти годы у юноши созрело желание иноческих подвигов. Все свое свободное время Иоанн проводил в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности, за постоянную готовность помочь, за его богатырскую силу. Когда приходила очередь Иоанна читать за богослужением, он делал это проникновенно и молитвенно.

В июне 1897 года Иоанн Поммер окончил полный курс Рижской Духовной семинарии с дипломом первой степени, а в 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Уже в юные годы Иоанн отличался твердостью в вере. В годы обучения в академии в нем окрепла решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1903 году, в двадцать семь лет, Иоанн Поммер принял монашеский постриг. 23 сентября того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года — во иеромонаха.

В 1904 году иеромонах Иоанн окончил Киевскую Духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия. Затем он был направлен в Черниговскую Духовную семинарию преподавателем Священного Писания. Начальство дало высокую оценку его трудам, и уже в 1906 году иеромонах Иоанн был назначен инспектором Вологодской Духовной семинарии. Помимо преподавательской работы иеромонах Иоанн выполнял самые разнообразные послушания.

26 сентября 1907 года отец Иоанн был возведен в сан архимандрита, а в следующем году назначен ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.
Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна Виленская Духовная семинария неузнаваемо изменилась. Пение семинарского хора достигло очень высокого уровня. Большое внимание ректор уделял чтению во время богослужения, приучая воспитанников совершать его благоговейно, с сознанием большой ответственности. Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагал много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал указания и пояснения.

Истовые богослужения, прекрасные проповеди глубоко проникали в душу православного народа, возгревая в сердцах веру, надежду и любовь. Святитель был необыкновенно прост в общении с людьми, всегда сочувствовал нуждам бедных.

В 1911 году Господь призвал архимандрита Иоанна к епископскому служению. В 1912 году епископ Иоанн совершал епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия был назначен в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913-1917 годы).

Для России наступало время тяжких испытаний и трагических потрясений. Впереди была Первая мировая война и большевицкое лихолетье. Епископ Иоанн, как и многие другие архипастыри и пастыри, стойко выдержал все посланные ему испытания. 7 / 20 сентября 1917 года епископ Иоанн был назначен на служение в Тверскую епархию, где был помощником архиепископа Серафима (Чичагова), будущего священномученика.

Святейший Патриарх Тихон так характеризовал то время: «Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного суда.

Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению… бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения — напутствия Святыми Таинами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения».

Советская власть всемерно способствовала расколам в Церкви. В те годы епископ Иоанн стал ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Тихона в борьбе за сохранение церковного единства.

Видя в нем доброго и мудрого пастыря, Патриарх Тихон назначил его на Пензенскую кафедру, поставив перед ним задачу уврачевать церковный раскол. Епархия была в тяжелейшем положении. Местное духовенство, как стадо, не имущее пастыря, растерялось. Раскольники во главе с Владимиром Пyтятой захватили кафедральный собор Пензы и другие храмы. Управлявший епархией епископ Феодор (Лебедев), не вынеся тяжких скорбей, по одной из версий умер от разрыва сердца.

К новому месту служения, в Пензу, архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года. Верующие встретили его с любовью и окружили знаками самого трогательного внимания. Во избежание внезапного нападения Владыка Иоанн поселился в загородном мужском монастыре. Сразу по прибытии он собрал верное Патриарху духовенство, чтобы поддержать и укрепить его.

Пyтятинцы собирались в Великий Четверг захватить Петропавловскую церковь. Многие священники боялись преследователей, но были среди них верные и бесстрашные пастыри, готовые идти за архиепископом Иоанном даже до смерти, защищая Христово стадо. Одним из ближайших помощников епископа был преподаватель женского епархиального училища Александр Беляев, бyдyщий священномyченик Авгyстин, епископ Иваново-Вознесенский.
Владыка Иоанн должен был читать Двенадцать Евангелий в Петропавловской церкви. У ворот храма бушевала толпа, готовившая расправу над новоназначенным архипастырем. Но Господь не только разрушил злой умысел Своих врагов, но и обратил все во славу Церкви и Своего подвижника. Когда Владыка Иоанн вошел в храм, толпа обратила всю свою ярость на архиерейского келейника и не дала ему внести в церковь архиерейское облачение. Смиренный архиепископ вышел на чтение Евангелий в одной епитрахили.

Прочитав первое Евангелие, Владыка Иоанн начал проповедь только что прочитанными словами Спасителя: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34).

После службы прихожане окружили архиерея плотным кольцом, чтобы защитить его от гонителей. Уже первые архиерейские службы привлекли к святителю Иоанну сердца верующих.

Большевистская власть отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У Владыки Иоанна произвели тщательный обыск, учинили ему допрос, но повода для преследований не нашли. Однако власти твердо решили расправиться с архиепископом Иоанном. Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, подошли к келлии Владыки и постучали. Им не открыли, и тогда они стали ломать двери. В это время сбежались монахи и ударили в набат. Дверь была взломана, один из нападавших стрелял в упор в стоявшего посреди келлии архиепископа Иоанна. Но Господь сохранил Своего избранника: монах, прятавшийся сбоку от двери, ударил стрелявшего по руке. Пуля попала Владыке Иоанну в ногу, нанеся небольшую рану.

В тот момент в келлии появились сбежавшиеся на звук набата рабочие. Неудавшихся убийц выволокли из помещения и стали бить. Владыка Иоанн защитил их.

Большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал святитель. Несколько снарядов попали в келлии, смежные с келлией Владыки Иоанна, не причинив ему вреда.

В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келлии и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам Владыка был увезен в губчека на очную ставку. Был вечер. В храмах начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что святитель увезен в «дом, откуда не возвращаются», люди решили, что архиепископ расстрелян вместе с другими заключенными. Вернувшись в храм, Владыка Иоанн услышал панихиду, совершаемую по «новопреставленном» архиепископе.

В день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи была вновь предпринята попытка захватить Петропавловскую церковь. Но святой архиепископ был спокоен и не только ободрил прихожан, но и подвиг молящихся защитить храм. На этом испытания не закончились. Архиепископа Иоанна арестовали и заключили в темницу. Народ Божий требовал освобождения архипастыря.

В день исполнения смертных приговоров в тюрьме заключенных вызывали одного за другим по списку, в котором архиепископ Иоанн значился последним. Заключенные выходили из камер и больше не возвращались. Приговоры приводились в исполнение немедленно. Архиепископ пережил все, что переживают осужденные на смертную казнь, и только около часу ночи было объявлено, что он свободен.

За время заточения святого исповедника были упразднены все органы епархиального управления. Все дела по управлению огромной епархией Владыке Иоанну пришлось взять на себя.

Гражданская война была в разгаре, к Пензе приближалась Белая армия. Гонения на Церковь ужесточились. В то время архиепископ отправился в длительную поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом, при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу Владыку Иоанна вновь арестовали, обвинив в участии в выдуманной чекистами контрреволюционной организации, но в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан. Господь хранил праведника для дальнейшего исповедничества. А тяжкие испытания только укрепляли духовные силы Владыки.

К 1921 г. своим исповедническим примером, яркой проповедью и истовым служением Владыка Иоанн уврачевал раскол на нашей Пензенской земле. И Патриарх Тихон решил назначить его Рижским архиепископом. Но пензенские клирики и миряне не хотели отпускать любимого Владыку. И только из-за неотстyпных просьб латвийской паствы Святейший Патриарх Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженное служение.

Владыка вернулся в Латвию с богатым духовным и административным опытом, приобретенным за годы епископского служения. В духовном отношении он вырос в «мужа совершенна», являвшего редкий пример самоотречения и преданности воле Божией.

Владыка Иоанн свято чтил каноны Святой Православной Церкви и считал важным для Латвийской Православной Церкви, получившей права широкой автономии, духовно находиться в лоне Матери Русской Православной Церкви. Он отверг все попытки Константинопольского Патриархата порвать с Матерью-Церковью.

Тяжелым бременем ложились на плечи святителя повседневные заботы о благолепии храмов, совершении богослужений, восстановлении духовного образования. Но этот тяжкий труд принес богатые плоды. Храмы наполнились молящимися. Церковь ожила. И это были только первые шаги.

Вся жизнь и подвижнические труды святителя Иоанна как архиепископа и депутата парламента были направлены на служение Церкви, родной Латвии и ее народу. Он одинаково заботился о людях любой национальности. Защитник и покровитель обездоленных, сам Владыка жил более чем скромно. Ставшая его жилищем темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора с зарешеченным окошком под самым потолком, через которое проникали все звуки центрального бульвара, была в крайне запущенном состоянии. Закопченные стены покрывали пятна плесени и сырости.

Живя в подвале, архиепископ Иоанн принимал там высоких иностранных гостей. Один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моем отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви!» Обстановка в келлии Владыки Иоанна была очень простой: несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом — большой портрет Святейшего Патриарха Тихона.

После пасхальной заутрени по древнему обычаю архиепископ разговлялся с бедными. Здесь он чувствовал себя как в родной семье. Он никогда не различал людей по социальному происхождению. Для него было все равно, кто перед ним: министр, генерал, аристократ, крестьянин или рабочий. Во всех видел он образ Божий. Нередко Владыку посещали только что вышедшие из заключения преступники. Архипастырь помогал им, кающимся, начать новую жизнь. Каждый ощущал радость от общения со святителем.

Владыке Иоанну удалось устранить межнациональную рознь не только в Церкви: единство Церкви способствовало сплачиванию и мирского общества. Трудами Владыки православные русские, латыши, украинцы, белорусы, эстонцы, немцы и люди других национальностей жили в полном единомыслии и любви со своим архипастырем и между собой.

Уповая на Господа, святитель не ведал страха, мужественно совершая свое исповедническое служение. Святейший Патриарх Тихон называл его «мужем борьбы», а простой народ «новым Златоустом». Послушать проповеди архиепископа Иоанна собиралась чуть ли не вся православная Рига.

Святой архиепископ в полной мере испытал на себе нападки и угрозы, ненависть и клевету, гонения и преследования. Но все это не устрашило его.

И вот, венцом его многострадальной жизни стала его кончина 12 октября 1934 года. Архиепископ Иоанн был зверски убит неизвестными на пригородной даче в Озолкалне на Кишозере; его нашли в подожженной загородной даче, привязанным проволокой к столярному станку, с отрезанными конечностями и выколотыми глазами. По одной версии – его убили местные националисты за отказ провозглашать автокефалию Латвийской Православной Церкви, по другой версии – он пал от рук агентов НКВД. Владыка Иоанн был погребен на Покровском кладбище в Риге, в похоронной процессии приняло участие не менее 100 тысяч человек.

Часовня на Покровском кладбище, где под спудом покоились мощи архипастыря-мученика, в течение долгих лет была местом паломничества православных. Святитель Иоанн не оставлял своей благодатной помощью никого из тех, кто приходил к нему с искренней верой.

Начало нового XXI века ознаменовалось долгожданным радостным событием. В августе 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви священномученик Иоанн причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Святые мощи угодника Божия были обретены нетленными и благоуханными, нетленным было и облачение священномученика, истлели лишь цветы, лежавшие в гробу. Присутствовавшие увидели следы страшных мучений, которые архипастырь воспринял за Христа и вверенную ему Церковь.

В октябре 2006 г. архиепископом Филаретом (Карагодиным) из Риги была привезена часть мощей священномученика Иоанна и торжественным крестным ходом доставлена с вокзала Пензы-I в Покровский архиерейский собор. Снова Пензенская епархия встретила своего владыку.

11-12 октября 2015 г. в Пензенской Епархии по благословению и при личном участии митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима (Домнина) впервые прошли широкие торжества, посвященные памяти священномученика Иоанна, покровителя и защитника Пензенской земли. 11 октября при участии многочисленных почитателей священномученика, гостей столицы и других регионов произошла закладка первого в Русской Православной Церкви храма в честь священномученика Иоанна, архиепископа Пензенского и Рижского. Под строительство выделен обширный пустырь в центре нового микрорайона. Приглашенный к участию в торжествах директор мемориального комплекса «Бутово» Игорь Гарькавый поделился опытом возможного создания на этом месте парка памяти. 12 октября, после торжественной литургии, Митрополит Серафим открыл Международную научно-практическую конференцию, посвященную памяти священномученика Иоанна (Поммера). В работе конференции приняли участие представители региональной и городской власти, ведущие специалисты церковной истории из г. Москвы и других регионов, студенты пензенских вузов, священнослужители и учащиеся Пензенской Духовной Семинарии. Практическим результатом конференции стало создание Просветительского центра имени священномученика Иоанна (Поммера) для широкого распространения среди соотечественников почитания новомучеников и исповедников, воспитания нравственных идеалов.

26 февраля 2017 г., в прощеное воскресенье, впервые в новом храме в честь священномученика Иоанна была совершена Литургия архиерейским чином. Новомученики – это главная наша победа, и одержана она силой креста. Этот крест, вознесенный выше всех разделений – политика святости, которая объединяет нас. Подвиг священномученика Иоанна – лучший тому пример!

Святый священномучениче отче наш Иоанне, моли Бога о нас!