Икона Иоанна Предтечи – Ангела пустыни

Икона Иоанна Предтечи – Ангела пустыни в Нижнеломовском Казанском монастыре

Образ пророка и Крестителя Господня Иоанна, который в иконографической традиции получил название «Ангела пустыни», – одна из главных святынь Нижнеломовского Казанского мужского монастыря. По всей видимости, этот образ явился на рубеже XVII-XVIII вв. на роднике в с. Серый Ключ, что к западу от Нижнего Ломова. Впервые селение упоминается в 1710 г. как село Предтеченское с церковью, 28-ю солдатскими дворами и одним двором священника. Логично предположить, что церковь во имя Иоанна Предтечи построили после явления здесь его образа, – следовательно, он был обретен ранее 1710 г.

Настоятель и историк Казанской обители архимандрит Евпсихий в 1869 г. так описывал явление чудотворного образа: «В то время, когда явилась икона свят[ого Иоанна] Предтечи в Сером ключе, села сего еще не существовало, а было только несколько изб, в коих жили казаки. Казаки, увидев явленную икону на ключе, дали знать о сем гражданам города Ломова. Жители, прибыв на место явления, взявши сию икону, перенесли в город и поставили в церковь; но икона сия, по сказанию предания, чудесным образом скрылась и обретена опять на месте прежнего своего явления. Это повторялось не однажды. Наконец иноки монастыря пожелали взять сию икону в храм Казанския Богородицы, с тем, чтобы в честь свят. Иоанна Предтечи соорудить особый храм; и когда иночествующими икона действительно принесена в монастырь, то уже более не возвращалась на прежнее место явления».

Вольно или невольно, но автор этих строк погрешил простив истины. В Казанский монастырь образ Иоанна Предтечи – Ангела пустыни попал уже позже, и при других обстоятельствах. Под 1721 г. в документах единственный раз упоминается Предтечева Ломовская пустынь; в это время управлял ею строитель Иларион. Очевидно, что монастырь основали на месте и в честь явления иконы – так же, как и соседний Казанский. И уже из Предтечева монастыря святыня перешла в Казанский.

Эта версия подтверждается и указанием из Патриаршего казенного приказа настоятелю Нижнеломовского монастыря в 1721 г.: «Взятый Предтеченский образ с церковной утварью из той пустыни, буде спору от кого не будет, отдать тот образ с утварью по-прежнему в тое пустыню».

В списках 1739-1742 гг. и 1749 г. Предтечева пустынь уже не упоминается. Вероятно, затем в эти годы ее упразднили, а иноков перевели в Казанский монастырь – так же, как поступили с другими ближайшими небольшими обителями, Петропавловской, Николаевской и Салолейской пустынями. Туда же попала и главная святыня обители.
Иоанно-Предтеченская церковь или лишь ее престол из опустелой пустыни, возможно, тоже были перенесены в Казанский монастырь. И при строительстве в 1759 г. новой каменной Богоявленской церкви, Иоанну Предтече посвятили южный ее придел (но весь храм именно по нему называли Предтеченским). А в Сером Ключе в 1802 г. была построена новая деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи.

* * *

В XIX в. образ и родник, на котором он явился, были чтимы местными жителями. Каждый год 24 июня (7 июля) и 26 августа (11 сентября) крестьяне из ближайших селений собирались в Сером Ключе, и здесь служили молебен. Архимандрит Евпсихий пишет: «При посещении обители народом, почти одинаково чествуется сия св. икона, как и икона Казанския Божия Матери; поелику никто никогда не совершает молебствия на источнике без сего св[ятого] образа. В город или соседственные селения никогда не берется богомольцами одна икона Казанская, а непременно вместе с нею выносится из обители икона св[ятого Иоанна] Предтечи. В засухи, в годины эпидемии, с иконою Казанскою поднимается и икона святого Предтечи. Обе сии иконы выносятся на поля, принимаются в домах, где и совершаются пред ними с одинаковым благоговением усердные молитвы».

Саму икону историк описывает так: «Образ сей мерою в длину 7 вершков [31 см], в ширину 6 вершков [27 см], древней простой живописи. Иоанн Предтеча представлен здесь в образ Ангела с крыльями, венец и риза на нем сребропозлащенные, в венце камней средних лиловых 3, стразов 230, венец и риза, весом в 1 фунт и 20 золотников [480 г], устроены в 1831 году усердием наровчатского помещика Павла Иванова Соколова в благодарность за какие-то милости, полученные им от Господа чрез сей св[ятой] образ; а киот оный устроен в 1850 году, серебряный, усердием граждан города Краснослободска по великой их вере к сему св[ятому] образу».

* * *

Увы, в послереволюционные годы Казанский монастырь был разрушен, святыни долгие годы считались утраченными. Часовню над родником в Сером Ключе снесли в 1959 г., но и позже на святой истоник приходили люди.

Возрождение этих благодатных мест началось в 2000-х гг. Тогда оказалось, что главные святыни Нижнеломовской земли – Казанская икона и образ Иоанна Предтечи – все же уцелели. Последние насельники монастыря смогли передать их своему другу-иконописцу, после его расстрела святыни берегла дочь, А. А. Климова, а после ее смерти двоюродный племянник А. П. Мамыкин, ктитор возрождающейся обители, на Страстной Седмице 2008 г. вернул иконы в монастырскую церковь.

7 июля 2014 г., на Рождество Иоанна Предтечи, по древней традиции, после Литургии в Нижнеломовском Казанском монастыре, от обители до Серого Ключа по федеральной трассе М5 прошел Крестный ход. Паломники из Пензы, жители Кувак-Никольского, Серого Ключа, Нижнего Ломова, Норовки – всего почти триста человек – пешком преодолели 13 километров. Возглавил Крестный ход исполняющий обязанности наместника Казанской обители иеромонах Антоний (Умнов).

На месте явления чудотворного образа Иоанна Предтечи был совершен водосвятный молебен. Для богомольцев организовали трапезу. Все желающие смогли искупаться в источнике и набрать святой воды.