Казанская-Нижнеломовская икона Божией Матери

НижнеломовскаяКазанская-Нижнеломовская икона Божией Матери

Казанская-Нижнеломовская икона Божией Матери – древнейшая и одна из самых почитаемых чудотворных икон Пензенского края. Она хранится в Нижнеломовском Казанском мужском монастыре.

Первый историк обители архимандрит Евпсихий (Горенко) в 1869 г. писал: «Поводом к основанию монастыря на настоящем месте было явление Иконы Казанской Божией Матери Нижеломовскому казаку, Андрею Михайлову Набокову. Это было в 1643-м году. Казак увидел икону в лесном болотистом месте, вблизи источника, истекающего из горы, стоящую на пне дерева, и донес о том воеводе. Воеводою был тогда в городе Нижнем Ломове Иван Косагов, который сначала не хотел верить истине явления, но вскоре у него тяжко заболел сын, Григорий. Признав это наказанием Божиим за свое неверие к явленной иконе Заступницы, воевода по совету горожан со всеми священнослужителями города поднял иконы и хоругви из всех градских церквей и отправился на место явления. Здесь было совершено молебствие пред явленною иконою Царицы Небесной и заступлением Богородицы, и сын воеводы чудесно исцелен от болезни.

В благодарность за сие Косагов, при содействии жителей города Ломова, построил на источнике деревянную часовню, куда была внесена явленная святая икона. После сего совершилось от иконы Заступницы еще несколько исцелений над разными больными, вследствие чего жители города обратились с просьбою к тому же воеводе Косагову и ходатайствовали пред ним довести формально о явлении иконы Божией Матери и о чудесах от нее Царю Михаилу Федоровичу, что и было им сделано».

В примечании архимандрит Евпсихий упоминает о двух других исцелениях, совершившихся в год явления иконы: «1., Города Ломова Пешей слободы казак Владимир Карпов, страдавший 6 лет, исцелен пред явленною иконою от черного недуга; 2., той же слободы казака Фанасия Иванова дочь Елена, не владевшая руками и ногами 30 лет, чудесно исцелена пред сим же явленным образом».

В 1648 г., по указу царя Алексея Михайловича, на месте явления иконы был основан мужской монастырь. В 1712-1722 гг. в нем построили каменную Казанскую церковь, и чудотворная икона была помещена в ее пятиярусном иконостасе.
В 1700 г. по грамоте императора Петра I образ стал именоваться чудотворным и многоцелебным. Летопись XVIII в. зафиксировала 109 случаев исцеления по молитвам перед иконой, в том числе, по подсчетам архимандрита Евпсихия, было «исцелено больных руками 10, глазами 60, ногами 9, страдавших тяжкою болезнею 19, жестоким ревматизмом 2, внутреннею болезнею 2, глухотою 1, расслаблением всего тела 4, не владевших рукою 1, икотою и одышкою 1».

* * *

Архимандрит Евпсихий так описывается святыню: «Икона сия живописью подобная чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше оного, — живопись древняя, греческая; мерою образ сей в длину 6-ти, а в ширину 4-х вершков [27 на 18 см]. Риза на нем золотая, устроенная в 1856 году на сумму, собранную от доброхотных дателей города Ломова старательностию Настоятеля». (Один из приемников о. Евпсихия, архимандрит Гедеон, в 1891 г. указывает несколько другие размеры: высота 4 ½ вершка, ширины 3 ¾ вершка, т.е. 20 на 17 см.)

Конечно, особенно многолюдно бывало в монастыре на Летнюю Казанскую, 8/21 июля. С 5 по 10 июля у стен обители проходила знаменитая на всю округу Казанская ярмарка.

Как пишет архимандрит Евпсихий, приходили к иконе даже мусульмане, «особенно старцы с приношениями, например, денег, свеч, и с просьбами принять эти жертвы от них в знак усердия и благодарности за какие-то милости, явленные от святыни монастырской».

«В годины эпидемий, в последние четыре десятилетия неоднократно посещавшие Пензенскую губернию, благодать от сего образа, открывалась в том, что ни один из живущих в обители иночествующих, даже из служителей не болел опасно и не умер. К сему надобно присовокупить и то, что во время страшных засух у граждан ломовских и в окрестных деревнях существует св. обычай брать святую икону Богоматери для молебствия на полях: по вере и молитве к Богородице пред сим явленным образом в глазах молящихся всегда являлась чудотворная благодать и милость Божия в обильном дожде, орошавшем поля их.

Вот почему этот образ во всей Пензенской и даже соседних губерниях Саратовской и Тамбовской – чествуется с таким благоговением и верою. Куда ни берут этот святой образ, по селам и городам везде встречает его народ в несметном числе, повергаясь долу благоговейно и молясь Небесной Заступнице рода христианского».

В 1906 и 1910-1911 гг. Нижнеломовскую-Казанскую приносили даже в Саратов и Сердобск. В феврале 1916 г. братия Нижнеломовского монастыря отправила список с иконы в благословение «Верховному Вождю Русского воинства» Николаю II, и пожертвовала на нужды фронта жемчуг.

* * *

В советское время судьба монашеской обители была печальна. Предположительно, в 1932 г. разогнали последних насельников, в 1938-1940 гг. снесли практически все храмы и постройки. Образ считался утерянным.

Возрождение началось уже в наши дни. Летом 2002 г. рядом со святым родником поставили купальню, в 2003-2004 г. построили деревянную, обложенную в 2005 г. кирпичом Казанскую церковь. Главным инициатором возрождения святого места (а позже ктитором монастыря) стал Александр Петрович Мамыкин.

Параллельно возрождалась и монашеская жизнь. В 2004 г. здесь было открыто подворье Керенского Тихвинского монастыря.

Оказалось, что главные святыни Нижнеломовской обители – Казанская икона и образ Иоанна Предтечи – Ангела пустыни – все же уцелели. Последние насельники монастыря смогли передать их своему другу-иконописцу, после его расстрела святыни берегла дочь, А. А. Климова, а после ее смерти двоюродный племянник А. П. Мамыкин на Страстной Седмице 2008 г. вернул образа в монастырскую церковь.