Священномученик епископ Иоанн II (Поммер)

Священномученик Иоанн II (в миру Иван Андреевич Поммер; 6 января 1876, хутор Илзессала Венденского уезда Лифляндской губернии, ныне Латвия – 12 октября 1934, Рига), архиепископ Пензенский и Саранский в 1918–1921 гг. (до 1920 г. епископ).
Родился в семье латышских крестьян; в детстве занимался крестьянским трудом. Его прадед был одним из первых латышей, принявших православную веру. Окончил Рижское духовное училище, в 1897 г. – Рижскую духовную семинарию. С 1897 г. преподавал в церковно-приходской школе в Ляудоне, в 1899 г. переведен псаломщиком к храму в Либаве (ныне Лиепая), одновременно также преподавал в местной церковно-приходской школе. В 1900 г. поступил в Киевскую духовную академию, во время учебы в академии 1903 г. по благословению праведного Иоанна Кронштадтского принял монашество, был рукоположен во диакона и затем во иерея.
В 1904 г. окончил академию со степенью кандидата богословия, был направлен преподавателем в Черниговскую духовную семинарию, с 1906 г. – инспектор Вологодской семинарии, с 1907 г. – ректор Литовской духовной семинарии в сане архимандрита и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря. Организовал многотысячные крестные ходы по сельским приходам с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия».
11 марта 1912 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. С 1913 г. – епископ Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии (с 1916 г. с титулом «Приазовский и Таганрогский»). Во время первой мировой войны организовал школы и приюты для многочисленных беженцев из Галиции и западных губерний России.
С сентября 1917 года – епископ Старицкий, викарий Тверской епархии; после высылки в декабре из Твери правящего архиерея, священномученика Серафима (Чичагова), временно управлял епархией.
22 апреля 1918 года был назначен на Пензенскую кафедру как иерарх, который, по мнению Патриарха Тихона, способен справиться с разгоравшейся в епархии «Путятинской смутой» – церковным расколом, учиненным бывшим Пензенским архиепископом Владимиром (Путятой). Преосвященный Иоанн сыграл исключительную роль в преодолении раскола и укреплении епархии в условиях новой богоборческой власти.
Уже первые архиерейские службы привлекли к владыке сердца народа Божия. Большевистская власть отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. Служение на Пензенской кафедре было непрерывным подвигом исповедничества. Фактически именно благодаря преосвященному Иоанну в эти годы сохранилась Пензенская Церковь; за короткий срок им была воспитана целая плеяда ревностных священнослужителей, многие из которых в последующие годы приняли страдания и смерть за Христа, среди них трое прославлены в лике святых: это священномученики Августин Калужский, Николай Прозоров и священноисповедник Иоанн Калинин. В сентябре 1918 г. и ноябре 1919 г. владыка арестовывался и несколько месяцев находился в заключении. К Пасхе 1920 г. он был возведен в сан архиепископа.
28 апреля 1921 г. Патриарх Тихон назначил владыку Иоанна архиепископом Рижским и благословил на отъезд в Латвию. 23 мая по просьбам пензенского клира и мирян это решение было отсрочено, однако 19 июля ввиду неотступности просьб Латвийской Церкви святитель Тихон благословил иерарха на служение в Латвии. 24 июля 1921 г. он прибыл в Ригу и вступил в управление Латвийской Православной Церковью.
Он нашел Латвийскую Православную Церковь в тяжелом положении: многие приходы были без пастырей, опустевшие храмы запущены, церковное имущество расхищено, само положение Православной Церкви в новопровозглашенном государстве было неопределенным. В 1923 г. по инициативе архиепископа Иоанна на первом Соборе Латвийской Православной Церкви был принят «Устав Православной Церкви в Латвии», упорядочивший церковную жизнь и административно, и экономически. Кроме того, устав обеспечивал всем членам Церкви без различия этнической принадлежности предусмотренные канонами права.
В 1926–1931 гг. архиепископ Иоанн – депутат латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 г. добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и ее учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права Церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях.
Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 г. была открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.
Однако не всем нравилась активная деятельность святителя: по свидетельству современника, «многочисленные враги, главным образом политические, энергично работали, оплетая вокруг него густую сеть интриг и распространяя по городу гнусную клевету, пятнавшую его доброе имя не только как пастыря Церкви, но и как человека».
Был убит на своей пригородной даче в Озолмуйже у Кишозера (сейчас в черте города Риги) в ночь с 11 на 12 октября 1934. Убийцы подвергли его пыткам, смертельно ранили выстрелом в упор, а затем сожгли дом; тело архиепископа сильно обгорело. Отпевание возглавил митрополит Таллинский Александр (Паулус). В похоронах архиепископа Иоанна приняло участие не менее 100 000 человек.
Был похоронен на Покровском кладбище Риги; над его могилой была выстроена часовня-усыпальница. Она стала местом паломничества православных; в 1981 г. архиепископ Иоанн был причислен к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей и Сербской Православной Церковью.
17 июля 2001 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви его имя было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. 4 октября состоялось перенесение обретенных незадолго до того мощей из Покровского кладбищенского храма в собор Рождества Христова. 25 октября в Христорождественском соборе Риги были совершены литургия и чин канонизации в присутствии президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги, вице-мэра Рижской думы, депутатов Сейма, представителей иных христианских конфессий Латвии.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1309