Архиепископ Феодосий (Погорский)

feodosiy-pogorskiyАрхиепископ Феодосий (в миру Дмитрий Михайлович Погорский; 19 октября 1909, село Брусилово, Киевская губерния (ныне Житомирская область) – 3 мая 1975, Уфа) – управляющий Пензенской епархией в 1960-1968 гг.

Происходил из духовного звания. С 1926 года исполнял обязанности нештатного псаломщика в Рождествено-Богородичном храме в местечке Ильинцы Винницкой области.

С 1927 по 1929 годы нерегулярно учился в Киевской Высшей богословской школе как вольнослушатель. С 1930 по 1941 годы состоял на государственной службе, работал в разных учреждениях Киева.

В 1940 году заочно окончил Московский плановый институт. В автобиографии писал: «23 июня 1941 года был призван в ряды Красной Армии как рядовой солдат, был на фронте и при попытке вырваться из вражеского окружения был ранен в бою и 8 августа 1941 года попал в плен, откуда 16 августа убежал. В это время моя семья эвакуировалась в Грузию. 10 марта 1942 года был рукоположен в сан священника к соборной церкви города Умань Киевской области, но не смог приступить к исполнению своих обязанностей из-за противодействия украинских автокефалистов».

С 1942 по 1945 годы – настоятель Иоанно-Богословской церкви села Текуча Ладыженского района Киевской области.
С 1945 по 1949 годы – настоятель св. Александро-Невской церкви Киева и одновременно в 1948-1949 годах исполнял обязанности классного наставника Киевской духовной семинарии.

С 1954 по 1957 годы – настоятель Князь-Владимирской церкви в пос. Лисий Нос в городе Ленинграде.

В 1956 году окончил по заочному сектору Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

26 июля 1957 года назначен ректором Саратовской духовной семинарии; в августе 1957 года был пострижен в монашество в Успенском монастыре в Одессе и возведен в сан архимандрита в одесском Успенском соборе.
22 июня 1958 года в Преображенском храме города Москвы хиротонисан во епископа Калининского и Кашинского. Чин хиротонии совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Макарий (Даев) и епископ Полтавский (на покое) Серафим (Шарапов).

С 22 марта 1960 года — епископ Пензенский и Саранский.

На Пензенской кафедре ему предстояло сыграть выдающуюся роль в противостоянии государственной машине, шаг за шагом отвоевывающей у Пензенской Церкви ее позиции.

«Особое внимание Феодосий обращает на укрепление кадров духовенства. По его мнению, церкви Пензенской области в вопросе кадров духовенства находятся в тяжелом состоянии. Большая часть духовенства церквей области является престарелыми людьми, имея возраст от 60 лет и старше. Среди духовенства только 3 служителя культа имеют возраст до 40 лет. Это обстоятельство вызывает беспокойство у епископа Феодосия. Он считает необходимым заменить старых по возрасту священнослужителей, или, как он их называет, “полутрупов”, более молодыми по возрасту служителями культов.
В этих целях он многократно просил разрешения пригласить для службы в церквах области молодых священников из других епархий или разрешить посвятить в духовный сан лиц молодого возраста. Эти просьбы Феодосия под благовидным предлогом были отклонены.
Епископ Феодосий тщательно изучает личные дела духовенства, требует подтверждения официальными документами анкетных данных и обязывает благочинных писать характеристики на духовенство подчиненных им приходов. Проведением этого мероприятия он, по-видимому, намерен выявить и удалить нелояльных к церкви лиц из числа духовенства.
Епископ Феодосий всемерно поощряет, а в ряде случаев прямо обязывает духовенство церквей произносить проповеди на каждой церковной службе. Ранее, например, в Мироносицкой церкви г. Пензы почти не произносились проповеди духовенством. Он сам лично довольно часто произносит во время богослужений проповеди, которые длятся до часа и более.

Епископ Феодосий часто проводит торжественные богослужения в Мироносицкой церкви г. Пензы, в которых участвуют до 13 служителей культа и два певчих хора в количестве 40 человек. Усиление проповедничества, проведение торжественных служб способствует увеличению посещаемости церквей верующими.
Феодосий активно вмешивается в дела церквей, где он придерживается мнения, что хозяином церкви должен быть настоятель церкви, так как по “Положению о Русской Православной Церкви” он же является председателем церковного совета. Такого же мнения он придерживается и в вопросах управления епархией. Ранее существовавший епархиальный совет фактически распущен. Активность, проявляемая Феодосием в проведении мероприятий по укреплению церкви, встречает поддержку со стороны части духовенства» (Дворжанский А.И. История Пензенской епархии»).

25 февраля 1964 года возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке.

В 1965 году подписал Обращение, составленное архиепископом Ермогеном (Голубевым) на имя патриарха Алексия I. Свою подпись под «Обращением», несмотря на давление, снять отказался.

С 30 июля 1968 года – архиепископ Ивановский и Кинешемский. Это было наказанием за то, что владыка не только отказался снять свою подпись, но и оказался единственным епископом, который публично поддержал двух опальных священников – Николая Эшлимана и Глеба Якунина.

С 16 октября 1973 года – архиепископ Уфимский и Стерлитамакский.

Проявлял на кафедре немалую мужественность в защите духовенства, чем вызывал резкое недовольство властей. По дороге на богослужение его вытащили из машины и избили до бессознательного состояния. Через несколько дней он умер.

Скончался 3 мая 1975 года, в Великую субботу. Похоронен на кладбище Демского района города Уфы.

Поскольку в завещании он просил похоронить его в Пензе, ученик и почитатель покойного архиепископ Пензенский и Саранский Серафим (Тихонов) совершил 24 августа 1996 года перезахоронение праха в ограде пензенского Успенского кафедрального собора на Мироносицком кладбище.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1344