Священномученик Афанасий Милов, пресвитер

Сщмч. Афанасий Милов (второй ряд, в голубом облачении с крестом) в Соборе новомучеников Петропавловской и Булаевской епархии.

Афанасий Дмитриевич Милов родился 11 января 1877 года в селе Солдатское Нижнеломовского уезда Пензенской губернии (ныне Нижнеломовского района Пензенской области) в крестьянской семье. Окончил трехклассную школу в родном селе.

В 1895 году переехал в село Щучье (ныне Мамлютский район Северо-Казахстанской области), с 1914 года служил псаломщиком в местной церкви.

В характеристике, выданной ему уже при советской власти Мамлютским сельсоветом, он назван кулаком, так как занимался сельским хозяйством и имел батрака.

Во время массового крестьянского восстания против большевиков в 1921 году псаломщик Афанасий отслужил совместно со священником церкви села Белово Григорием Алексеевичем Ячменевым благодарственный молебен после прихода восставших. Священник после подавления восстания был расстрелян большевиками, но по милости Божией псаломщику Милову удалось уцелеть.

В 20-х годах принял священный сан, служил священником в Щучьем и окрестных селах.

Во время коллективизации в 1929 году имущество священника Афанасия было конфисковано, а сам он был лишен гражданских прав. До 1930 года он служил священником в церкви родного села, после чего, спасаясь от репрессий, переехал в город Кузнецк, затем вернулся в Щучье. Не имея своего жилья, в это время проживал у родной сестры, семья которой также была раскулачена.

В 1935 году перебрался жить в село Прудки, где проживал в доме у племянницы. В это время он продолжал нелегально свое священническое служение: совершал требы и молебные пения на полях крестьян-единоличников.

В начале июня 1937 года священник переехал в город Петропавловск, где устроился сторожем в детский сад.

В городе священник пытался найти своего знакомого церковнослужителя Шилкина, но узнав, что тот уехал из города, в сентябре вновь уехал в село Щучье. В этот последний период жизни до ареста священник помогал семье своей сестры вести домашнее хозяйство.

В октябре 1937 году верующими села отец Афанасий был выдвинут в депутаты Верховного Совета, но его кандидатура была отклонена колхозниками.

Был арестован 28 ноября 1937 года и заключен в камеру предварительного заключения Мамлютского районного отделения милиции. При обыске были найдены вещественные доказательства его «вины»: евангелие и священнический крест.

Из заполненной им анкеты арестованного известно, что на момент ареста из близких родственников у него была только сестра Косовягина Варвара Дмитриевна 1882 года рождения, домохозяйка.

Уже на следующий день после ареста он был допрошен следователем. Отец Афанасий с группой сельчан обвинялся «в антисоветской и контрреволюционной деятельности на селе. Проживая в Щучьем проповедовали нелегально евангельское учение, призывали граждан к вере в Бога, агитировали за открытие церкви, проживая у кулака Косовягина, собирали сборище, где вели антисоветскую агитацию, восхваляли царский монархический строй, всячески возводили клевету против советской власти, предсказывали «гибель» Сов. власти».

Признавая, что проповедовал до закрытия Церкви христианское учение, а после читал евангелие верующим по домам, священник, тем не менее, показывал, что никакой контрреволюционной деятельности не вел. Также признал, что некоторые из верующих жаловались ему на советскую власть, однако не сообщил их фамилий.

На другой день допрос продолжился. Священник вновь обвинялся в создании «нелегальной группы церковников». Отец Афанасий, соглашаясь с наличием такой группы и называя даже фамилии ее участников, показывал, что никакого состава преступления в ее действиях не было, а были лишь разговоры о том, где достать хлеба для голодающих семей.

Тогда же следователь напомнил священнику, что ранее группой прихожан он неудачно выдвигался в качестве кандидата в депутаты верховного Совета СССР. Признавая этот факт, отец Афанасий отрицал свою инициативу в этом выдвижении.

Он так и не признал себя виновным, но это не помешало следователю 30 ноября составить обвинительное заключение, в котором священник Афанасий Дмитриевич Милов обвинялся в том, что «организовал группу церковников из кулацкого и под-кулацкого элемента… на этих сборищах проводил с ними беседы, проповедуя евангельское учение, одновременно обсуждая экономическое положение, распространяя «голодное» настроение».

Дело священника, таким образом, было передано на рассмотрение Тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области, которое своим решением от 2 декабря 1937 года приговорило его к расстрелу с конфискацией имущества.

Священномученик Афанасий Милов расстрелян 5 декабря 1937 года в 1:25 ночи. Был расстрелян вместе с группой северо-казахстанского духовенства. Место погребения священномученика Афанасия Милова доподлинно неизвестно, предположительно 5 Лог близ г. Петропавловска.

10 апреля 1989 года священник Афанасий Дмитриевич Милов был полностью реабилитирован.

В 2000 году Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Источник цитат: архив ДКНБ РК по Северо-Казахстанской обл. Д.02445.

Память: 22 ноября / 5 декабря и 4 февраля.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=264301