Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский

Священномученик Иоанн Рижский, в миру Янис (Иван Андреевич) Поммер, родился 6 января 1876 года в Лифляндской губернии (Латвия) в латышской православной крестьянской семье. Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на сильное сопротивление и жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ в этой семье начинали с молитвы. Вся семья собиралась вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели и читали молитвы. И, вообще, в этой семье любили петь церковные песнопения. Времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам.

В августе 1887 года Иоанн Поммер был зачислен в Рижское Духовное училище, окончив которое в 1891 году, поступил в семинарию.

В 1897 году Иоанн окончил Рижскую духовную семинарию с дипломом первой степени, в 1904 году – Киевскую духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия.

За годы обучения в академии в нем укреплялась решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника благословил великий молитвенник и чудотворец русской земли св. праведный Иоанн Кронштадтский. В 1903 году Иоанн принял монашеский постриг, 23 сентября был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года – во иеромонаха.

С 1904 года был преподавателем Священного Писания в Черниговской духовной семинарии, с 1906 года – инспектором Вологодской духовной семинарии. 26 сентября 1907 года отец Иоанн был возведен в сан архимандрита.

С 1907 года был ректором Рижской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.

Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна Виленская Духовная семинария неузнаваемо изменилась. Пение семинарского хора достигло очень высокого уровня. Большое внимание ректор уделял чтению во время богослужения, приучая воспитанников совершать его благоговейно, с сознанием большой ответственности. Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагал много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал указания и пояснения.

В 1912 году был хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии; с 1913 года – епископ Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии; с 1916 года – епископ Приазовский и Таганрогский; с сентября 1917 года – епископ Старицкий, викарий Тверской епархии.

22 апреля 1918 года преосвященный Иоанн был назначен епископом Пензенским и Саранским, как иерарх, который, по мнению Патриарха Тихона, способен справиться с разгоравшейся в епархии «Путятинской смутой» – церковным расколом, учиненным бывшим Пензенским архиепископом Владимиром (Путятой). Епископ Иоанн сыграл исключительную роль в преодолении раскола и укреплении епархии в условиях новой богоборческой власти.

Уже первые архиерейские службы привлекли к владыке сердца народа Божия. Большевистская власть отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно.

Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, подошли к келлии Владыки и постучали. Им не открыли, и тогда они стали ломать двери. В это время сбежались монахи и ударили в набат. Дверь была взломана, один из нападавших стрелял в упор в стоявшего посреди келлии архиепископа Иоанна. Но Господь сохранил Своего избранника: монах, прятавшийся сбоку от двери, ударил стрелявшего по руке. Пуля попала Владыке Иоанну в ногу, нанеся небольшую рану.

В тот момент в келлии появились сбежавшиеся на звук набата рабочие. Неудавшихся убийц выволокли из помещения и стали бить. Владыка Иоанн защитил их.

Но большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал святитель. Несколько снарядов попали в келлии, смежные с келлией Владыки Иоанна, не причинив ему вреда.

В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам владыка был увезен в губЧК на очную ставку. Был вечер. В храмах начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что святитель увезен в «дом, откуда не возвращаются», люди решили, что епископ расстрелян вместе с другими заключенными. По неизреченной милости Божией вернувшись в храм, владыка услышал совершаемую панихиду по «новопреставленному» архиепископу Иоанну.

Пензенская тюрьма

В день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи была вновь предпринята попытка захватить Петропавловскую церковь. Но святой архиепископ был спокоен и не только ободрил прихожан, но и подви́г молящихся защитить храм. На этом испытания не закончились. Архиепископа Иоанна арестовали и заключили в темницу.

В день исполнения смертных приговоров в тюрьме заключенных вызывали одного за другим по списку, в котором архиепископ Иоанн значился последним. Заключенные выходили из камер и больше не возвращались. Приговоры приводились в исполнение немедленно. Архиепископ пережил все, что переживают осужденные на смертную казнь, и только около часу ночи было объявлено, что он свободен.

За время заточения святого исповедника были упразднены все органы епархиального управления. Все дела по управлению огромной епархией Владыке Иоанну пришлось взять на себя.

Гражданская война была в разгаре, к Пензе приближалась Белая армия. Гонения на Церковь ужесточились. В то время архиепископ отправился в длительную поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом, при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу Владыку Иоанна вновь арестовали, обвинив в участии в выдуманной чекистами контрреволюционной организации, но в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан.

Служение на Пензенской кафедре было непрерывным подвигом исповедничества. Фактически именно благодаря преосвященному Иоанну в эти годы сохранилась Пензенская Церковь; за короткий срок им была воспитана целая плеяда ревностных священнослужителей, многие из которых в последующие годы приняли страдания и смерть за Христа, среди них трое прославлены в лике святых: это священномученики Августин Калужский, Николай Прозоров и священноисповедник Иоанн Калинин.

К Пасхе 1920 года владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа.

К 1921 г. своим исповедническим примером, яркой проповедью и истовым служением владыка Иоанн уврачевал раскол на Пензенской земле. И Патриарх Тихон решил назначить его Рижским архиепископом. Но пензенские клирики и миряне не хотели отпускать любимого Владыку. И только из-за неотстyпных просьб латвийской паствы Святейший Патриарх Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженное служение.

С июля 1921 года священномученик Иоанн – архиепископ Рижский и всея Латвии. Печально было состояние Православной Церкви Латвии в то смутное время. Не признанная государством, она была отдана на разграбление. Паства была в рассеянии, а Православие гонимо. За годы Первой мировой войны и революции в Латвии было уничтожено православное духовное образование, отнята Рижская духовная семинария. Рижская кафедра вдовствовала: не было архипастыря. Вся последующая жизнь и подвижнические труды святителя, как архиепископа и депутата сейма, были направлены на служение Церкви, своей Родине и простому народу. Он одинаково заботился как о русских, латышах, так и о людях других национальностей. Для него не было своих и чужих, все были братья.

Защитник и покровитель обездоленных, сам Владыка жил более чем скромно. Ставшая его жилищем темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора с зарешеченным окошком под самым потолком, через которое проникали все звуки центрального бульвара, была в крайне запущенном состоянии. Закопченные стены покрывали пятна плесени и сырости.

Живя в подвале, архиепископ Иоанн принимал там высоких гостей. Один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моем отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви!» Обстановка в келлии Владыки Иоанна была очень простой: несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом – большой портрет Святейшего Патриарха Тихона.

Владыка Иоанн никогда не различал людей по социальному происхождению – во всех видел он образ Божий. Нередко владыку посещали только что вышедшие из заключения преступники. Архипастырь помогал им, кающимся, начать новую жизнь. Каждый ощущал радость от общения со святителем.

Владыке Иоанну удалось устранить межнациональную рознь не только в Церкви: единство Церкви способствовало сплачиванию и мирского общества. Трудами Владыки православные русские, латыши, украинцы, белорусы, эстонцы, немцы и люди других национальностей жили в полном единомыслии и любви со своим архипастырем и между собой.

Уповая на Господа, святитель не ведал страха, мужественно совершая свое исповедническое служение. Святейший Патриарх Тихон называл его «мужем борьбы», а простой народ «новым Златоустом». Послушать проповеди архиепископа Иоанна собиралась чуть ли не вся православная Рига.

Святой архиепископ в полной мере испытал на себе нападки и угрозы, ненависть и клевету, гонения и преследования. Но все это не устрашило его.

Много сил и трудов потребовало утверждение прав Латвийской Православной Церкви в государстве. Благодаря неустанным самоотверженным трудам архиепископа Иоанна удалось достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица.

12 октября 1934 года архиепископ Иоанн был зверски убит неизвестными на загородной даче. 17 июля 2001 года его имя по решению Священного Синода Русской Православной Церкви включено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В 2006 году частица его мощей была передана в Пензенскую епархию, тогда было положено начало широкому почитанию святого в Пензе. В октябре 2015 года митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил закладку в Пензе первого в мире храма в честь Иоанна Рижского. В эти же дни в Пензенской духовной семинарии впервые прошла Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти Иоанна Рижского и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, ставшая ежегодной. 26 февраля 2017 года, в прощеное воскресенье, впервые в новом храме в честь священномученика Иоанна была совершена литургия архиерейским чином. С тех пор богослужения в этом храме совершаются регулярно.

В июне 2018 года в Пензе широко праздновалось столетие со дня назначения преосвященного Иоанна на Пензенскую кафедру, к этой дате были изданы его избранные труды и книга, посвященная пребыванию святого в Пензе.

В октябре 2018 года делегация Пензенской епархии во главе с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом приняла участие в праздновании дня памяти священномученика Иоанна (Поммера) в г. Риге. Тогда митрополит Рижский и всея Латвии Александр передал в дар Пензенской митрополии поруч, в котором священномученик Иоанн был погребен и который полностью сохранился до времени обретения его многоцелебных мощей. К лету 2022 года была написана икона святого в облачении, частью которого стал этот поруч. Так Пенза обрела еще одну святыню, которая теперь доступна для поклонения в Спасском кафедральном соборе г. Пензы.

В августе и октябре 2020 года в Пензенской области проходили съемки первой части документального фильма «Священномученик Иоанн Рижский. На страстном пути», которая посвящена жизненному пути святого от рождения до отъезда из Пензы в Ригу в 1921 году. Архиепископ Иоанн в годы гражданской войны смог сохранить Пензенскую церковь от раскола и уничтожения, за три года (1918-1921) перевернуть ход церковной истории.
Вторая часть, съёмки которой проходили в России, Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Израиле и США, рассказывает о владыке Иоанне как предстоятеле Латвийской Православной Церкви, его служении, мученическом подвиге и почитании во всем православном мире.
Обе части фильма о священномученике Иоанне (Поммере) доступны к просмотру онлайн по ссылке.

Подробности о пензенском периоде служения священномученика Иоанна также изложены в статье «Муж борьбы».

Память 29 сентября / 12 октября.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1504