Митрополит Серафим: «Храм должен принадлежать верующим»

15 февраля, в праздник Сретения Господня, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил литургию в Богоявленском храме Пензы (ныне ДК им. Дзержинского). По окончании богослужения, владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Дорогие отцы, братья и сестры!

Благодарю всех вас за сегодняшнюю молитву. Храм, в котором мы сегодня находимся, – многострадальный, потому что недолго ему пришлось существовать, недолго ему пришлось благовествовать для жителей Пензы.

Напомню вам, что построен он был взамен разрушающегося храма Воскресения Христова. В нем находилась чудотворная икона Спасителя, древняя и по своему происхождению, и по виду, поэтому в пензенском народе Воскресенскую церковь называли Старым Спасителем. Когда Святейший Синод принял решение о том, что Воскресенский храм придется разобрать, потому что он находился между двух железных дорог и стал очень быстро рушиться, то невдалеке от него, на Ярмарочной площади, был построен этот Богоявленский храм. Сюда была перенесена чудотворная икона Спасителя, и храм стали называть Новым Спасителем.

Наша великая благотворительница Мария Михайловна Киселева отстояла и тот, старый храм, укрепила его фундамент и стены, и полностью отреставрировала. Некоторое время была даже борьба между двумя приходами, за то, где чудотворный образ будет находиться. И поэтому, по постановлению Синода, одно полугодие он находился в этом храме, а другое – в соседнем Воскресенском приходе. Эта традиция сохранялась вплоть до 1917 года.

К сожалению, в период лихолетья не только многие люди потеряли веру и стали разрушителями своих храмов, но и архиереи не устояли в этой тяжелой смуте. Бывший пензенский архиепископ Владимир (Путята) в 1917 году образовал свою «Народную церковь», которая признала революцию. На популистских началах он устраивал свою греховную жизнь, и этот Богоявленский храм стал его кафедральным собором. Это, наверное, было самое первое страшное поругание для пензенских храмов, которые никогда еще не видели подобного.

К сожалению, к Православной Церкви Богоявленский храм больше не возвращался. Правопреемником путятинской «Народной церкви» стало обновленчество, сторонники которого некоторое время тоже занимали этот храм, фактически до его закрытия.

Сейчас уже долгое время здесь находится дворец культуры, который принадлежит «Российским железным дорогам». И слава Богу, что он здесь находится, слава Богу, что этот храм не разрушили окончательно, что его не стерли с лица земли. Я надеюсь, что город найдет здание для переезда дворца культуры, потому что он тоже нужен, нужно, чтобы дети приучались к эстетически началам с самого детства. Однако, по отношению к этому зданию, должна быть восстановлена историческая справедливость. Храм должен принадлежать верующим, а дом дворец культуры должен иметь свое здание.

Я призываю вас, братья и сестры, чтобы вы ходили в этот храм, потому что храм созидается не строителями, которые строят и украшают стены, храм созидается даже не священником, хотя в большой степени и им, – храм созидается вами. В народе есть такая поговорка: каков поп, таков и приход, – от священника тоже очень многое зависит, но самое главное зависит от нас с вами. Чем чаще мы сюда будем ходить, чем больше мы будем здесь молиться, тем скорее этот храм будет возрожден.

Сегодня пришло много народа, и эта комната не может вместить всех желающих. Я рад, и надеюсь, что со временем такой приход здесь и будет. И мы будем законно и вполне правомочно просить, что бы нам выделили здесь большее помещение. Я надеюсь, что и «Российские железные дороги» пойдут на уступки нам, и область, и город, – и найдется подходящее здание для дворца культуры железнодорожников. И со временем этот храм приобретет былое благолепие.
Благодарю всех вас за общую молитву и желаю всем вам помощи Божией. Храни всех Вас Господь!