Слово митрополита Серафима после чтения первой части покаянного канона Андрея Критского

Слово митрополита Серафима после чтения первой части покаянного канона Андрея Критского

Дорогие отцы, братья и сестры!

Наши предки в память своего покаяния и, прежде всего, конечно, в свидетельство того, что они каются пред Богом за то, в чем согрешили перед ним, они оставили нам эти божественные письмена и песнопения. И сегодня преподобный Андрей Критский постарался возбудить в душе каждого из нас чувство покаяния через Евангельские и библейские образы, которые он нам приводит на память. Прежде всего, эти образы связаны, конечно, с различными моментами грехопадений.

Когда своими делами люди очернили и погубили свою совесть, очернили свою душу, — то пришли в то состояние, в котором они не могли быть не только близкими к Богу, но и даже теми людьми, которых бы Он прощал. И через образ опаленных грешников Пятиградия, Содома и Гоморры, через тех лиц, которые, как Каин, убили своего брата, — нам показано, насколько тяжела участь каждого из нас, если мы не покаемся в своих грехах. Приводится ряд грешников, в том числе и пророк царь Давид, который пал в грехе, но однако восстал в покаяние. Приводятся ниневитяне, которые покаялись через проповедь пророка.

Господь призывает нас в этом каноне: очистить и убелить свою душу. Нам приводится положительный и отрицательный примеры Нового завета, в котором Господь, через существующие на то время образы, показывает, насколько человеку важно покаяние и исправление. Сегодня мы с вами переживаем особый период, который Церковь посвящает тому, чтобы мы очистили свою душу и сердце. Человеку, действительно, очень важно порой приходить в такие чувства, понимать и ощущать свое недостоинство и низость своего состояния. Дай Бог, чтобы Господь нас с вами очистил от этих грехов. И чтобы мы, придя к духовнику на исповедь, очистили свою душу и сердце, очистили свои помыслы от всех тех вредных соблазнов, пороков и грехов, которые отделяют нас от Бога.

Конечно, мы не должны себе ставить особой высокой цели. Мы прекрасно понимаем, что, по своему человеческому состоянию, мы не можем постоянно находиться с Христом, не можем постоянно находиться с Богом. Поскольку, по слову Священного Писания, он есть Огонь Опаляющий, как говорит апостол Павел в Послании к евреем. Но при всем том, наше стремление к этому Огню должно быть всегда. Мы должны почувствовать, что плодами нашего покаяния, нашего поста должно быть внутреннее изменение. И если мы хоть немного изменимся, мы не зря будем проводить эти дни поста.
Я благодарю всех вас, дорогие братья и сестры, за общую молитву в этот вечер. Дай Бог, чтобы Господь вложил в душу каждого из вас чувство покаяния и смирения, чтобы даровал вам желание очистить свою душу и желание быть со Христом.

Храни всех вас Господь!