Митрополит Серафим: «Цель поста — внутреннее духовное изменение»

3 марта, в первый день Великого поста, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим в интервью Анне Ширчковой (программа «Ради истины» на телеканале «Экспресс») рассказал как правильно вести себя во время поста, что и когда можно употреблять в пищу и как не обидеть близких.

— Владыка, здравствуйте. Время Великого поста — это время, когда человек должен подняться над своими страстями, когда он должен побороть свои искушения, когда он должен вспомнить страдания Спасителя. И в то же время говорят, что пост — это время радостное, это весна души. Это же противоречие?

— Нет. Человек так и был задуман по своей сути, что он должен быть всегда с Богом, это в результате грехопадения он от Бога отошел. И весна покаяния — это и есть новое пробуждение человека для того, чтобы задуматься, переосмыслить всю свою жизнь, обратиться к своим истокам. А его истоки — это и есть Бог. Поэтому борьба с грехом и со своими страстями — это и есть некая духовная весна. Это весна возрождения, побуждения, это весна новой жизни, как и в природе, поэтому здесь, я думаю, никаких противоречий нет.

— То есть о радости говориться не в смысле земных увеселений — высшая радость в том, что ты поборол свои страсти, в том, что ты очистился. Правильно?

— Дело в том, что любая земная радость временна. А радость пребывания с Богом — это радость вечная. Христианин может испытать эту радость на земле — как раз в те моменты, когда он соединяется с Богом. Простой пример приведем: человек пришел на исповедь к священнику, он принес с собой некий груз грехов, и когда он очищается от этих грехов — он чувствует себя свободным, чистым, легким. И это — частица непреходящей радости, которую он испытывает.

И человек понимает, что в этой легкости и чистоте он действительно испытывает удовлетворение, наслаждение, он чувствует, что это его нормальное состояние. Когда мы прибываем в молитве, когда мы приобщаемся Святых Христовых Тайн — все это на нас действует таким же образом. Это радость непреходящая, она естественна для человека. Но, к сожалению, человек, помраченный грехом, который изменяет ежедневно свою жизнь к худшему, эту радость испытывает все реже и реже. Поэтому пост, духовная весна — и есть возможность испытать полноценно эту радость.

— У меня следующий вопрос тоже о противоречиях, но на бытовом, на житейском уровне. Запрещена во время Великого поста животная пища, но разрешено вино, причем довольно часто, по субботам и воскресеньям. Причем вино разрешено для укрепления сил верующего, для придания бодрости, чтобы дальше держал пост, но не для веселья. Как эту грань провести между разрешенным и греховным? Как не впасть во грех?

— Да, конечно, для многих будет неким соблазном то, что разрешается вино во время поста, хотя это один из самых строгих постов. Но здесь церковный устав проводит четкую грань, в которой указывает меру вина, которую человек может употреблять. Это не такое употребление, как во время трапезы, что мы наливаем бокал вина и во время трапезы его употребляем. Дело в том, вино разрешается именно в те дни, когда совершается полная литургия и, причастившись, христианин может запить причастие. Он подходит, берет освещенный хлеб и запивает вином, смешанным с теплой водой (это называется теплота).

— Только в рамках Таинства? Но ведь сейчас выходят православные календари, в которых нарисовано, когда и что есть, и рюмочка нарисована по субботам и воскресеньям. Поэтому масса народа, и в том числе я, спрашиваем Вас: как же правильно?

— Да, народ соблазняется. Именно поэтому это употребление вина разрешено только в таких целях, а не ради того, чтобы на трапезе повеселиться.

— Человек взялся держать пост. А тут 8 марта, тут юбилей у родни, приглашают на семейные какие-то праздники. Я слышала такую точку зрения, что лучше оскоромиться, чем обидеть тех, кто тебя пригласил, чем выставить напоказ то, что ты держишь пост. Это правильно или нет?

— Я бы даже сказал, что это не просто точка зрения, это некий Евангельский образ. Если посмотреть, как Евангелие нам рекомендует поститься, — то там содержится именно образец того, что человек не должен выглядеть постящимся. Господь говорит, что мы не должны уподобляться язычникам, которые помазывают голову свою маслом, посыпают ее пеплом и говорят, что они постятся и пребывают в состоянии некоего уныния. Господь говорит, что мы должны расчесать волосы, быть всегда радостными и никому не показывать, что мы соблюдаем пост.

Мой личный совет: нужна какая-то определенная грань. Конечно, нельзя обидеть человека. Например, день рождения матери, или дочери, или мужа, тем более, если этот человек не совсем поддерживает твои христианские традиции — ты постишься, а он нет. Когда ты в день его рождения скажешь: я не буду участвовать в твоих торжествах, отдельно мне готовьте, — то, конечно, это будет неправильно.

С другой стороны, от чего бы хотелось предостеречь: у нас так часто бывает, что люди, единожды нарушив пост, говорят: ну, всё, теперь нарушил, можно дальше и не соблюдать. Поэтому тут должна быть золотая середина. Да, ты нарушаешь ради любви к своему ближнему. Но я должен сказать о том, что вот эта диета — это не самоцель поста. Самоцель — это внутренне духовное изменение.

— А есть мнение, что к посту нужно подходить индивидуально. Что это — для молодых и здоровых. Это так?

— Пост, конечно, — для всех, начиная от самых маленьких и заканчивая самыми старыми людьми. Согласен с тем, что нужно подходить индивидуально. У кого-то болезнь может быть несовместима с отказом от определенной пищи. Но я скажу так: поститься можно по-разному.

Еще во времена, когда Православие было государственной религией, императорским указом Петр Первый освободил военнослужащих от поста как такового. Это не значит, что военнослужащие сейчас по указу не должны соблюдать пост. Нет. Просто ввиду сложности службы им даются послабления. Например, если ты работаешь на очень тяжелой работе и не будешь с ней справляться, если будешь поститься, — то хотя бы воздерживайся от мяса. Если у тебя есть возможность по состоянию здоровья соблюдать полностью пост, — конечно, соблюдай полностью, но если у тебя больной желудок или еще какие-то болезни, — то постись с рыбой или с молочными продуктами. Воздержание от чего-либо — это и есть пост.

— Однако в массовом сознании всё вертится вокруг еды. И в магазинах каждый раз появляются сезонные продукты, постные. Майонез, шоколад, в ресторанах постные пирожные. Но ведь смысл поста в ограничении. А тут человек соблюдает, но он себе ни в чем не оказывает. Где смысл?

— Я тут тоже выскажу свои недоумения. Когда приближается или идет пост, я всегда задумываюсь над тем, как же постились наши предки, не так давно, даже в XIX веке? Ведь представьте себе: весна, заготовили грибы, овощи, фрукты и всё! А сейчас круглый год у нас сколько угодно овощей, фруктов, соевых продуктов и прочих вкусовых заменителей. Поэтому в этом смысле я с вами согласен.

Есть даже масса рассказов русских писателей, которые писали, как начинали поститься и в пост объедались. Это нашего русского человека не обходит стороной. Мы должны четко понимать, что можем объедаться даже постной пищей, и в этом случае ни о каком посте речи не идет. В этом смысле, должно быть какое-то ограничение, и оно должно состоять не только в использовании мясомолочных продуктов, но и даже тех же овощей, фруктов и всего прочего, именно в том количестве, чтобы этого было достаточно для поддержания жизнедеятельности человека. А в остальном человек должен поститься так, чтобы его силы были в какой-то мере расслаблены. Ведь когда мы сыты, понудить себя к какому-то делу очень сложно, а когда человек находится в таком полурасслабленом состоянии, а тем более если он еще посещает церковь — а в это время в храме совершается множество земных поклонов — у этого человека никогда даже в мыслях не будет направлений на греховное действо. А можно и постной пищи наестся вдоволь, и эффект будет тот же самый.

— Спасибо большое за то, что сегодня разъяснили нам всё. Будем и дальше встречаться в программе «Ради истины» и нести в народ пастырское слово.