«Восемь Я православной семьи» (статья)
«Супруги, правильно выполняющие свою роль в семье, могут изменить другого.
Мужчина, будучи мужественным, делает супругу женственной.
Жена, будучи женственной, может сделать мужа главой своей семьи».
Нет, эта мысль протоиерея Ильи Шугаева из книги «Один раз на всю жизнь» не висит транспарантом на видном месте в доме клирика храма Петра и Павла протоиерея Алексея Горшкова.
Однако бытие в этой удивительной семье строится именно по такому принципу: будь собой и меняй другого к лучшему. Благо есть кого менять: это даже не семь-я, а восемь: у родителей шесть детей!
Музыка нас связала
Два года назад Горшковы наконец-то переехали в двухэтажный дом в Бессоновке. «Это была избушка на курьих ножках, — с улыбкой вспоминает отец Алексей. — Без крыши, окон и дверей! Пришлось засучить рукава и довести дом до ума. Дело, как известно, мастера боится, поэтому на себе и стройматериалы носил, и раствор мешал, и лично контролировал укладку каждого кирпича».
Свой дом был настоящей наградой семье за 20 лет мытарств и скитаний по области. Отец Алексей родился в Никольске в простой крестьянской семье, мама и папа трудились в совхозе. После школы поступил в Кузнецкое музыкальное училище (священник играет на трубе, на пианино и душевно поет).
«Я и к религии пришел через пение, — признается отец Алексей. — Нашу студенческую группу пригласили выступить в церковном хоре в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка. Здесь меня так пленила красота богослужения, что захотелось самому принять в нем участие».
Через год 19-летний Алексей окончательно решил стать священником. Но не тут-то было! Сначала пришлось два года отслужить в Таманской дивизии — там он играл в военном оркестре. А когда вернулся, сразу обратил внимание на Наташу, которая каждый день проезжала мимо окон его общежития на велосипеде — спешила в местный кафедральный собор.
Впервые он осмелился подойти к ней на клиросе после окончания службы. Как пламень свечи вспыхнули чувства, и уже через три месяца парень и девушка повенчались. Затем архиепископ Серафим (Тихонов) рукоположил Алексея в сан диакона, и тот стал служить в соборе. Молодая пара поселилась при церковном доме.
С Божьей помощью
«Больше всего на свете я хотел, чтобы жизнь всегда оставалась наполненной детством. Поэтому знал, что в моей семье будет много детей», — признается батюшка. Но матушка год не могла забеременеть. Вроде бы не срок, но злые пересуды за спиной мужа стали докучать.
Что оставалось делать? Верить и молиться! Кому? Конечно, святым Петру и Февронии — о семейном благополучии, а святым Иоакиму и Анне — о ниспослании ребеночка.
Правду говорят: вера может двигать горы. И вот на одной из церковных служб у Натальи вдруг сильно закружилась голова и земля ушла из-под ног. Тест на беременность показал долгожданные две полоски!
Как признаются Горшковы, для них это чудо стало торжеством православия, творением мира из ничего. С этого момента началось осмысленное переживание родительства.
«Аня родилась спокойным ребенком, — говорит матушка Наталья. — Даже бессонных ночей не было. И первым ее словом оказалось „папа“.
Сейчас Анна уже взрослая, замужем. От других детей ее отличает стремление совместить несовместимое. Еще в раннем детстве она мечтала быть монахиней и актрисой одновременно…»
Вторая дочь Горшковых, Катя, по словам родителей, очень активная, непредсказуемая и эмоциональная. Хотя в детстве все было наоборот: тихонечко сидела в уголочке в церкви, пока папа готовился к очередной службе.
Настоящим испытанием стал приход в этот мир для третьей дочери, Тамары. Она родилась слабенькой и за первый год трижды успела полежать в больнице с различными инфекционными заболеваниями…
Но как бы отец ни любил своих лапочек-дочек, он просил у Бога сына. Чтобы молитва обрела еще большую силу, супруги отправились в Оптину пустынь — знаменитый монастырь в Калужской области. Сотни раз за ночь здесь были прочитаны молитвы над образами оптинских новомучеников иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, от сердца лилась и молитва преподобному Александру Свирскому — о рождении именно мальчика…
А через девять месяцев отец уже присутствовал при родах. «Помню, жена кричит от боли, а я еще громче читаю молитву „Отче наш…“ — нас тогда вся больница запомнила», — вспоминает священник.
Безграничная радость длилась всего несколько часов. Наутро родителям сообщили, что их Васенька может не выжить — у него обнаружили воспаление легких.
«Но я знал, что Господь посылает только те испытания, которые мы можем выдержать, тяжелее креста Он не даст. И мы окрестили малыша прямо в кювезе», — говорит священник. А затем кроху увезли в реанимацию.
Целый месяц Наталья и Вася провели в больнице. А теперь Василий — сущий ураган. Без страха включается в любые игры. А если в квартире идет уборка, пиши пропало: мальчуган разбросает вещи быстрее, чем их положат на место.
Еще через три года в семье родилась Лена (она совсем не похожа на остальных детей Горшковых, по натуре — созерцатель), а затем Федор. Это всеобщий любимчик, маленькое солнышко, которое объединяет и взрослых, и детей.
Секреты воспитания
«Неважно, сколько детей — двое или десять, — нагрузка и ответственность одинаковая, — считает батюшка. — Впрочем, иногда приходится решать очень непростые бытовые ребусы. Например, однажды собрались мы с родственниками навестить бабушку и пришлось нанимать „ГАЗель“ — нас было 15 человек. На обратном пути при пересчете выяснилось, что мы забыли у бабушки… старшую Анечку!»
Разумеется, как и в любой семье, у Горшковых случаются конфликты. «Иной раз такими обидными словами друг друга забросаем, что хоть разводись! — признаются супруги. — Но к вечеру уже начинаем посматривать друг на друга с улыбкой. И, конечно, если при детях ссоримся, то при них же друг у друга прощения просим.
А еще очень помогает простое и мудрое напутствие нашего духовника, моего наставника и первого учителя Николая Гудкова, данное нам перед венчанием: «Солнце да не зайдет во гневе вашем».
Физические наказания в семье не применяют. На девочек похлеще ремня действует строгое слово отца — они тут же разбегаются по своим углам. С мальчиками сложнее: они чувствуют, как папа их любит. Поэтому за дело берется мать: ограничивает шалунов в развлечениях или прогулках. Мультфильмы и компьютерные игры в семье священника — удовольствие только для выходных дней. А во время Великого поста телевизор и вовсе вне закона.
Впрочем, какая может быть тяга к «зомбоящику» в семье, где устраиваются совместные музыкальные гостиные! Отец играет на пианино, старшие дети поют, а младшие читают стихи.
Ритм семейной жизни диктуют и школа, и кружки, и воскресная литургия. А летом Горшковы ездят к родным в Шемышейку, ходят по грибы по ягоды.
«В нашем доме обязанности распределены четко, — говорит Наталья. — Старшие помогают по кухне. У младших девочек есть свои зоны ответственности. Например, Лена следит, чтобы в коридоре всегда аккуратно стояла обувь. А мальчики помогают отцу выполнять все мужские обязанности: чистить снег во дворе, прибивать полки, чинить табуретки».
Сейчас в семье Горшковых идет самое ответственное время — Великий пост. Закон един для всех, даже для четырехлетнего Феди. И хотя ограничений в рационе очень много, кулинарный гений Натальи с задачей справляется: домочадцы очень любят котлеты из чечевицы, вареники и драники. А к чаю вместо булок и плюшек подают смесь из кураги, изюма, фиников и грецких орехов. Все это пропускается через мясорубку и смешивается с медом. И вкусно, и невероятно полезно!
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=14942