Митрополит Серафим: «Нужно совершать богослужения и Таинства так, чтобы людям захотелось вновь придти в храм»
В канун Светлого Христова Воскресения митрополит Серафим дал интервью ведущей телепрограммы «У камина» (ГТРК «Пенза») Инессе Романовой.
— Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Началась Страстная седмица. До Пасхи остаются считанные дни. Скажите, а Вы помните, как в Вашей семье готовились к празднику?
— Да, традиционно Страстная седмица — это уже дни подготовки к празднику Пасхи. Прежде всего, это генеральная уборка дома, когда что-то подкрашивается, обновляется. Параллельно готовилась творожная пасха, которую у нас в семье всегда делали из своего молока: ждали, когда оно скиснет, делали из этого творог, и уже с четверга начинали готовить саму пасху. Великая Суббота в народе называлась «красильной» — в этот день красили яйца.
Мы — дети советского времени, и поэтому многого были лишены. Сейчас в православных семьях и красильная суббота рассматривается по-другому: в этом стараются видеть некий воспитательный момент, потому что вся семья собирается вместе, и дети сами занимаются росписью яиц, насколько хватает их фантазии и умения. А потом ребенок несёт их священнику, освящает их, и разговляется этими яйцами в Светлое Христово Воскресение. Яичко, приготовленное своими руками, является для многих детей самым ярким символом праздника. Конечно, такие детские впечатления о подготовке и ожидании праздника сохраняются в сердце навсегда.
— Владыка, а Вы ходили славить?
— Нет. К сожалению, моё воцерковление состоялось уже в подростковые годы, в седьмом-девятом классе. Это возраст, в котором дети уже не такие открытые, и мы все-таки не были воспитаны в чисто православном духе. Да, наши бабушки передавали нам основы веры, в доме была икона, перед ней горела лампада, но глубоких православных традиций уже не было. Слава Богу, сейчас они возрождаются. Я думаю, вместе с такими церковными традициями, как обычай славить Воскресшего Христа, духовное возрождение нации будет полноценным.
— Есть такая точка зрения, что главное в Великий пост — это очищение души, а не собственно соблюдение поста. Какое у Вас мнение на этот счет?
— Я озвучу мнение Церкви, с которым полностью согласен.
Часто можно услышать такое: главное, чтобы Господь был в сердце, и чтобы мы по натуре были добрыми. Я соглашусь. Но, с другой стороны, мы состоим не только из духа, но и из плоти. Поэтому пост — это тоже очень важно.
Воздерживаясь от пищи, мы свое тело понуждаем к тому, чтобы оно было более расслабленным, не имело полных сил к нормальной жизнедеятельности. Именно в таком состоянии и появляются у человека мысли о покаянии, об осознании своей жизни. Знаете, ведь когда человек сыт и преисполнен сил, вряд ли он сможет задуматься об этом. Поэтому пост физический всегда помогает тому, чтобы поститься и духовно.
Конечно, я противник крайних мер, когда весь вест пост сводится к тому, что мы не употребляем скоромную пищу. Причем сейчас, в отличие от времен наших предков, ведь очень удобно поститься: круглый год в супермаркетах можно купить фрукты, овощи, соевые продукты. И я порой говорю о том, что пост как таковой мы вообще не соблюдаем, потому что пост — это не просто воздержание от животной пищи, это вообще воздержание от пищи: ведь можно и растительной пищей наполнить свой желудок до отказа.
В этом смысле очень важно, чтобы была какая-то мера. Недопустимо, чтобы человек соблюдал эту диету, а сам себя никак не изменял. Прежде всего, цель Великого поста — в том, чтобы человек себя изменил, чтобы он понудил себя к добру и отказался от своих злых дел.
— Это Ваша первая Пасха в митрополичьем сане, и первая Пасха на Пензенской кафедре. Вы волнуетесь?
— В любом случае, когда что-то происходит впервые, — это всегда волнительно. Ведь нужно привыкнуть не только к тому храму, где совершаешь богослужения, но и к народу. Народ, паства, всегда отличаются чем-то, везде есть какие-то отличительные черты.
Пенза — это областной центр, и, в отличие от Кузнецка или от тех приходов, на которых я прежде совершал богослужения — в Заречном или в Каменке — это, конечно, немного другой уровень. Не в том плане, что люди другие, а само служение в кафедральном соборе — это не только определенный приход, который собирается на все воскресные службы. Это еще и множество людей, которые приходят в храм впервые. Такое наполнение храмов мы наблюдаем в дни Великого поста, потому что многие православные люди желают причаститься, пособороваться, желают помолиться за особыми покаянными богослужебными последованиями, такими, как вынос Плащаницы, ее погребение.
Все это бывает единожды в год, поэтому накладывает ответственность на меня как на священника и проповедника: нужно совершать эти богослужения и Таинства так, чтобы людям захотелось вновь придти в храм.
В этом смысле, совершение пасхального богослужения для меня тоже очень ответственно. Многие наши горожане тоже единожды в год посещают храм — на Пасху. Хотелось бы, чтобы они почувствовали атмосферу радости, атмосферу праздника, и через это тоже были привлечены к Церкви.
Ведь почему посланники святого равноапостольного князя Владимира советовали принять ему православную веру? Потому что когда они были на богослужении в константинопольском храме святой Софии, то, по их словам, они «не знали, где находятся, на земле или на небе». И действительно, торжественность православного богослужения, его красота, равно как и доброе слово священнослужителя, — залог того, что человек, однажды пришедший в храм, захочет придти туда снова.
— Владыка, Вы уже четыре месяца на Пензенской кафедре. Могли бы уже подвести какие-то итоги, хотя бы штрихами?
— Первое, за что я благодарен Господу Богу и всем православным жителям Пензы и области, — это то, что они своими молитвами и пожертвованиями поддерживают строительство Спасского кафедрального собора. Сейчас мы уже вышли на уровень центрального барабана, и я надеюсь, что, с помощью Божией, за этот сезон мы закроем крышу и поставим купола. И это меня не может не радовать.
Кроме того, радует и желание людей открывать новые православные приходы. За последнее время в Пензе появилось очень много храмов, но храмы порой не вмещают всех желающих, особенно на праздники. На Рождество мне докладывали о том, что в храм Петра и Павла, один из самых больших храмов Пензы, не смогли поместиться все люди. В Арбекове вообще все храмы переполнены, как и в Терновке, потому что районы расширяются, и большинство из новосёлов приходит в церковь. Слава Богу, находятся добрые люди, которые продолжают строить храмы.
Конечно, хорошо и то, что мы продолжаем свидетельство о православной вере в Пензенской области. В ближайшее время есть планы создать несколько проектов по социальному служению, по образованию, которые помогли бы всем тем, кто ищет Бога, обрести его в нашей Русской Православной Церкви.
— Второго апреля исполнилось пятнадцать лет с того, как Вы приняли монашеский постриг. На какие лишения Вам, как монаху, ежедневно приходится идти?
— Я скажу так: особых каких-то лишений нет. Хотя, конечно, любому человеку сложно жить без семьи, сложно сохранять одиночество. Но у меня это компенсируется ежедневной немалой работой, которая занимает меня с утра и до ночи, и времени на какие-то раздумья бывает очень мало.
В семинарские годы, обучаясь в Саратовской духовной семинарии, я сделал этот выбор. О нем не жалею, потому что это был мой первый юношеский порыв в вере, когда хотелось всего себя отдать на служение Господу Богу. Надеюсь, что и в дальнейшем это будет только помогать мне в моем служении, ведь быть архиереем любой епархии — это очень ответственно, на тебе лежит груз ответственности и за священнослужителей, которые являются моими помощниками, совершая богослужения в районах и городе, и за всю ту паству, которая идет к Богу.
Решение святых отцов о том, чтобы епископы были из монашествующих, было мудрым. Потому что я не представляю себе, каково было бы мое семейное положение, если 17-18 часов в сутки я постоянно занят работой. Порой не хватает времени, чтобы обратить внимание даже на себя. И в этом смысле я рад, что всё в моей жизни так сложилось, и благодарен за это Богу.
— А сомнения посещают Вас?
— Как и любого человека. Если бы не было каких-то сомнений, жизненных искушений, то жизнь была бы слишком простой. В жизни бывает всякое, и у меня тоже случаются минуты, когда сомневаешься и отчаиваешься. Но всё это с помощью Божией и собственной верой ты превозмогаешь, и идешь дальше, и несешь свой жизненный крест.
— Получается ли у вас общаться с прихожанами? С какими заботами обращаются пензенцы?
— Честно скажу, что прямое общение получается не всегда. Общение с прихожанами для меня обычно — это проповедь или короткие моменты между службами. В дальнейшем, я буду стараться, чтобы общение не было таким формальным, как сейчас. Ведь насколько бы не был занят архиерей, священник, — его главная задача состоит в том, чтобы духовно и словесно окормлять ту паству, которая дана ему Богом. Поэтому мы не имеем морального права говорить, что заняты.
Неоднократно я говорил спасибо и прессе за возможность общения со своей паствой. Ведь не все могут прийти в храм и посетить даже праздничные богослужения. У кого-то работа, у кого-то семья, болезни или иные проблемы, но через средства массовой информации всегда можно пообщаться, можно поздравить друг друга с праздником.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=18553