Митрополит Серафим: «Главное — войти в храм, невзирая на то, в какой ты одежде»

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим в беседе с ведущей программы «Ради истины» Анной Ширчковой (ТРК «Экспресс») рассказал о нормах «церковного этикета», о том, важно ли, в какой одежде входить в храм

— Владыка, здравствуйте! Сегодня речь в нашей программе пойдет о нормах поведения в церкви. Как должен быть одет прихожанин? Ведь некоторые приходят в очень скромных одеждах, а другие — в ярких и броских. Как не перейти грань? Как одеться лучше?

— Это действительно животрепещущий вопрос. В Церкви нет дресс-кода, по которому определяют: можно ли войти человеку в храм. Хотя, конечно, нельзя зайти в храм с пляжа, или в одежде для дискотеки. Мы должны понимать, что это — дом Божий. К примеру, если мы идем в гости к своим родителям, то вряд ли будем нарядно одеваться, а если мы идем к какому-то высокопоставленному лицу, то стараемся одеться так, чтобы произвести соответствующее впечатление. Соответственно, так же нам нужно задумываться и о том, как одеться, чтобы на Бога произвести правильное впечатление.

Поскольку Церковь многогранна — в ней есть дни поста и заупокойных богослужений, но есть и время великих двунадесятых праздников, и пасхальные дни — то есть и разница, когда как одеваться. Особенно это касается женщин, ведь на праздники они стараются выглядеть более красивыми, нарядными, а в простые дни надевают более простую одежду.

В любом случае, мы должны четко понимать, что через одежду, в том числе, выражается и наше уважение к дому Божиему. Если дома я могу ходить в простой одежде, то на работу, в офис я же никогда не надену пижаму — так и здесь: придя в дом Божий, мы должны быть более или менее прилично одетыми.

— Можно ли женщине приходить в храм в брюках?

— В современном мире все так перевернулось, что, пожалуй, да. Если бы в XVIII-XIX веках людям сказали, что женщина будет ходить в брюках, то это посчитали бы ненормальным. Но ведь просто женщине в брюках, скорее всего, удобно ходить на работе или еще где-то.

Однако надо понимать, что существует норма и существует самовыражение. Женщина в храм должна прийти женщиной. Конечно, если женщина идет с работы в брюках и захотела зайти в храм, то не нужно закрывать для себя эту дорогу. Я считаю, ничего страшного не случится, если она зайдет помолиться в церковь в брюках. Как мне кажется, у нас уже прошло время очень жесткого подхода, когда наши церковные бабушки говорили, что мы все неправильно одеты. Тем более, сейчас в любом православном храме, в притворе, есть съемные юбки. Если даже женщина одета неподобающе, можно надеть эту юбку. Главное — войти в храм, невзирая на то, в какой ты одежде.

— Владыка, а существует ли какой-то алгоритм поведения в храме, чтобы, посетив его, не нарушить никаких канонов?

— Я мог бы разложить вам весь алгоритм, рассказав о том, как должен христианин зайти в храм, трижды перекрестившись, как он должен пройти к центральной иконе и поцеловать ее, как он должен встать с правого или с левого края храма. Но я предложил бы другое: важно понимать, куда и когда ты заходишь.

Если нет богослужения, то здесь просто: как любой православный, перекрестился, подошел к церковной лавке, взял свечу, и подходишь к иконе, которая нравится, или к которой располагается душа. Перед ней помолишься, зажжешь свечу, постоишь тихо, откроешь Богу свои сокровенные мысли. Вот и весь алгоритм, он очень прост.

Другое дело, когда входишь в храм во время богослужения. Здесь важно никому не помешать, важно, чтобы твое присутствие не обратило на себя особого внимания. Если большое скопление народа, нужно смириться, постоять с краю и помолиться. Ведь неважно, пройдешь ли ты вперед или помолишься в притворе храма. Главное, чтобы твоя молитва была услышана Богом.

В Великий пост мы вспоминали притчу о мытаре и фарисее. Фарисей — это представитель ученого, на то время знатного сословия иудейства, которые знали Священное Писание, которые старались исполнять посты и часто молились. Мытарь — это отверженный человек в иудейском обществе, потому что он был сборщиком налогов в пользу римской власти. И вот фарисей прошел в центр храма и благодарил Господа, что он не такой грешник, как Мытарь. А мытарь в это время стоял в конце храма, бил себя в перси и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному». То есть он полностью осознавал свою ничтожность перед Богом, понимал, что он великий грешник, и соответственно себя вел. Скромность и, прежде всего, сознание того, что если ты пришел о чем-то просить у Бога — то должен просить со смирением, с полным пониманием своего внутреннего состояния, — это будет самым правильным поведением в храме.

— Владыка, скажите, а вставать с правой стороны и передавать свечи только через правое плечо — это суеверия?

— Конечно, суеверия. В Церкви есть правило, по которому с правой стороны стоят мужчины, а с левой — женщины, но сейчас это невозможно соблюсти. Ведь самыми религиозными и активными прихожанами являются женщины, и если их поставить слева, то справа будет пусто. Поэтому это давно правило не соблюдается. Когда раньше ходили в храм с детьми, то тогда мужчина шел на свое место, а женщина с детьми на свое место. Может быть, если мы вернемся к такому образу жизни, то тогда можно будет вновь об этих правилах говорить.

А уж о том, через какое плечо передать свечу и как ее передать, даже говорить не стоит, это совершенно неважно. Я чаще всего людям советую так: необязательно передавать свечу вперед, видишь перед собой подсвечник — поставь. Ведь если подсвечник стоит около изображения того или иного святого, или иконы Божией Матери — этого не значит, что мы конкретно именно Ей свечку ставим. В храме, как и во всем мире, Бог присутствует везде, и в любом месте можно помолиться.

Если ты пришел в храм — порадуйся и старайся провести это время так, чтобы никого не осудить и никому не сказать, что это всё не так, и делают все не то, но чтобы получить что-то благодатное от Бога. Постой в сторонке, помолись скромно, и Господь тебя утешит.

— А если кто-то мешает, допустимо ли сделать замечание?

— Сейчас во многих храмах, особенно столичных, появилась служба приходского консультирования. Это молодые люди, которые, если видят человека, который зашел и растерялся, подходят и предлагают ему свою помощь, сопровождают его и подсказывают. Таким образом, постоянные прихожане освобождаются от необходимости за чем-то следить, кому-то делать замечания. Для этого есть специальные люди. Я думаю, что и в Пензе в ближайшее время мы тоже введем такую службу.

— Владыка, спасибо Вам за беседу. И до новой встречи в нашей студии!

— Храни Вас Господь!

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=19573

Актуальные новости

Митрополит Серафим освятил памятник-часовню супругам Киселевым на территории ПГУ Митрополит Серафим освятил памятник-часовню супругам Киселевым на территории ПГУ
В день памяти святителя Николая Чудотворца и 30-летний юбилей прихода митрополит Серафим совершил литургию в Никольском храме в Ахунах В день памяти святителя Николая Чудотворца и 30-летний юбилей прихода митрополит Серафим совершил литургию в Никольском храме в Ахунах
В канун престольного праздника митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Никольском храме в Терновке В канун престольного праздника митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Никольском храме в Терновке
Митрополит Серафим совершил панихиду по архиепископу Кириллу (Поспелову) Митрополит Серафим совершил панихиду по архиепископу Кириллу (Поспелову)
В день великомученицы Варвары митрополит Серафим совершил литургию в храме преподобного Сергия Радонежского в Каменке В день великомученицы Варвары митрополит Серафим совершил литургию в храме преподобного Сергия Радонежского в Каменке
Митрополит Серафим совершил литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Канаевки Митрополит Серафим совершил литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Канаевки