Православная Пенза готовится к празднованию 13-летия со дня обретения святых мощей Иоанна Оленевского
13 лет назад мощи самого почитаемого пензенского подвижника перенесли в храм. Решение о канонизации Иоанна Оленевского принял Священный Синод Русской Православной Церкви в декабре 2000 года.
По традиции, торжества в Сергиевском храме возглавит правящий архиерей. 30 мая 2014 года, в 17.00, накануне празднования обретения мощей и прославления святого Иоанна Оленевского митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим возглавит Всенощное бдение в Сергиевской церкви с. Соловцовка Пензенского района, а 31 мая, в 9.00, владыка Серафим там же совершит Божественную литургию.
Напомним, что 17 декабря 2000 года состоялась канонизация Иоанна Оленевского, а 30–31 мая 2001 года обретение его святых мощей и прославление старца в лике священноисповедников, которое совершил Владыка Филарет (Карагодин). Мощи святого поместили в специально изготовленную раку. Мощи священноисповедника Иоанна Оленевского являются главной святыней Сергиевского храма села Соловцовки и одной из главных святынь Пензенской епархии. К ним притекают сотни, тысячи паломников, посещающих Соловцовку как в будние дни, так и в праздники — в день памяти Иоанна Оленевского 6 августа и в день его прославления 31 мая.
Житие священноисповедника Иоанна Оленевского
Иоанн рожден незамужней крестьянкой Ксенией Ивановной Калининой. Отец неизвестен, отчество получил от имени крестного отца, вероятно своего дяди Василия Ивановича. Учился в оленевской земской школе. Занимался сапожным делом, вязал перчатки и шарфы. С детства был строгим постником и молитвенником. Жил с матерью, а потом с овдовевшей сестрой в маленьком старом домике около церкви. После смерти сестры заботился о 4 племянниках. Пел в сельской Введенской ц. на клиросе, читал псалмы, был канонархом. Странствовал по св. местам, посещал местных подвижников благочестия. Согласно устному преданию, совершил паломничество в Св. землю. Пользовался большим авторитетом среди верующих, приезжавших к нему за советом даже из отдаленных мест; почитался за праведную жизнь, способность утешить в бедах и печалях, дать ответ на любой вопрос, даровать исцеление души и тела. Когда в 1918 г., во время революционных беспорядков, сгорел старый дом Иоанна при церкви, прихожане своими силами выстроили ему новый под железной крышей.
В 1920 г. Пензенским архиеп. сщмч. Иоанном (Поммером) рукоположен целибатом во диакона. Служил вне штата во Введенской ц. с. Оленевка. Как диакон был лишен избирательных прав. о. Иоанн был широко известен, многие стремились получить у него духовное наставление или исцеление от болезней. В 1924 г. в местной печати против о. Иоанна была начата клеветническая кампания. У него отобрали дом, о. Иоанн жил у родственников или духовных детей в соседних деревнях. В 1930 г. после ареста настоятеля был закрыт Введенский храм в с. Оленевка, о. Иоанн стал служить диаконом в Троицкой ц. с. Соловцовка, а также в храме с. Николаевка. В июне того же года он вместе с клиром и прихожанами не допустил захвата Троицкого храма обновленцами во главе с прибывшим в Соловцовку обновленческим «архиепископом» Николаем Розановым.
8 апр. 1932 г. о. Иоанн был арестован. Проходил по групповому делу «контрреволюционной организации церковников „Истинно православные“» вместе с большой группой сельского духовенства правосл. Пензенской епархии. Обвинялся в «агитации через посещающих богомольцев», в том, что «сеет религиозную заразу и ведет скрытую работу, направленную на срыв мероприятий советской власти». На допросе отказался определить, к какому «направлению» в Православной Церкви он принадлежит. Заявил, что поминает за богослужением Патриаршего Местоблюстителя сщмч. Петра (Полянского) и Пензенского еп. Кирилла (Соколова; с янв. 1931 в заключении), а о митр. Сергии (Страгородском; Заместитель Патриаршего Местоблюстителя; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Гдовском еп. Димитрии (Любимове; лидер иосифлян) ничего не знает. 14 мая 1932 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Средневолжском крае приговорен к высылке за пределы края на 3 года, но 22 мая освобожден под подписку о невыезде.
Вернулся на жительство в с. Оленевку, где у него появился свой дом-келья, куда к нему приходили верующие. Пензенские священнослужители пользовались его советами по организации помощи неимущим, интересовались его мнением, как относиться к разного рода самозваным «пророкам». 30 янв. 1934 г. Отец Иоанн был задержан, помещен в тюрьму, но на следующий день освобожден под подписку о невыезде. На следствии дал показания: «Народ меня считает за праведника и прозорливца, я его не разубеждал в этом… Всем, кто приходил ко мне с жалобами или за советами, я давал эти советы, успокаивал и призывал к терпению». 26 февр. дело в отношении о. Иоанна было прекращено «вследствие его болезни и преклонного возраста».
Отец Иоанн вопреки запретам властей продолжал принимать искавших у него совета и наставления. Служил в Троицкой ц. с. Соловцовка, а после ее закрытия в 1935 г. ездил служить в Успенской ц. с. Князевка. 24 окт. 1936 г. по доносу о чтении духовных стихов после службы был арестован, помещен в районную тюрьму с. Кондоль, затем в тюремную больницу. 28 нояб. перемещен в тюрьму в Пензе. Обвинялся в том, что «распространял о себе слухи как о „прозорливом старце“, а посещение его верующими ряда сел служило ему возможностью для возбуждения недоверия к советскому строю». На суде заявил: «Виновным себя не признаю. Люди ко мне ходили с горем поговорить. Про Советскую власть я никому и ничего не говорил». 19 марта 1937 г. выездной сессией Спецколлегии Куйбышевского обл. суда приговорен к 6 годам заключения. 26 мая Коллегией по спецделам Верховного Суда РСФСР приговор был отменен, о. Иоанн освобожден.
Во время Великой Отечественной войны молился о победе над фашистами. В окт. 1945 г. верующие добились решения об открытии в с. Соловцовка ранее закрытого Троицкого храма. 2 сент. 1946 г. храм был торжественно освящен Пензенским еп. Михаилом (Постниковым). В тот же день еп. Михаил рукоположил о. Иоанна во иерея. За многолетнее служение Церкви о. Иоанн был награжден наперсным крестом с украшением. Последние годы жизни его почитали как старца, он ежедневно принимал богомольцев, являя дар прозорливости, духовничества, исцеления и утешения. Давал короткие советы и наставления, исполненные глубокого смысла, исцелял болящих. Не только православные, но и местные мусульмане-татары относились к о. Иоанну с глубоким уважением и часто обращались к нему за советом. По-прежнему вел строжайше постнический образ жизни. Не ел ни рыбы, ни мяса, коленопреклоненно молился ночами, спал в гробу. Продолжал служить по праздникам в соловцовской Троицкой ц., что вызывало недовольство уполномоченного Совета по делам РПЦ, требовавшего от епархиальных властей «прекратить указанные нарушения». Предвидел день своей кончины. Перед смертью отец Иоанн приобщился Св. Таин. Панихиду в соловцовской Троицкой ц. служили 4 иерея. 8 авг. гроб с телом отца Иоанна несли на руках от Соловцовки до кладбища с. Оленевка в сопровождении большой процессии верующих. 5 авг. 1996 г. по благословению Пензенского архиеп. Серафима (Тихонова) состоялось открытие гроба о. Иоанна, затем он был перенесен в соловцовский храм и похоронен за алтарем. 27 дек. 2000 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя о. Иоанна внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Мощи святого почивают в храме с. Соловцовка.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=20704