Митрополит Серафим: «Строя храмы, мы просвещаем народ»
Еженедельник «Молодой ленинец» продолжает публикацию материалов прямой линии с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом.
***
— Сейчас в Пензе строится так много церквей! В одном только Арбекове — храм апостолов Петра и Павла на Рахманинова, 53, благоверных князей Петра и Февронии Муромских на Рахманинова, 18, святых мучеников Адриана и Наталии, Пимена Угрешского. Еще есть храм Христа Спасителя на проспекте Победы, 113б, Владимирская церковь и молитвенный дом Луки Крымского при онкологическом диспансере.
Скажите, это у нас так много стало верующих, или у храмов шаговой доступности есть какая-то другая цель?
— В последнее время наши приходы многократно увеличились. В 1990-е годы, когда на всю Пензу были Митрофановская церковь, Успенский собор и молитвенный дом при строящемся Покровском храме, на воскресные службы собиралось до 1000 горожан. Правда, из них причащались лишь человек 10. А сейчас только в арбековских храмах, как подсчитал наш священник Алексий Горшков, до 850, и причащаются из них почти треть!
Но храмы в Пензе строятся не только потому, что в этом есть потребность общества. Есть в этом и миссионерский смысл: строя храмы, мы просвещаем народ. Нередко в церковь, которая находится рядом с домом, начинают приходить люди, которые никогда храм не посещали… Надеюсь, что в скором время в областном центре появятся еще три храма — возле арбековского рынка, в микрорайоне «Север», и в Терновке на границе с Засечным.
Кому-то кажется, что это много? В Тольятти в свое время была такая практика: если городская администрация выделяла землю под жилую застройку, то в проекте обязательно предусматривалось место для храма. Застройщик был обязан возвести церковь…
— Но в погоне за новостройками не будет ли утеряно главное предназначении Церкви?
— Согласен, что Церковь в первую очередь должна заниматься проповедью, делами милосердия, катехизацией (изучение основ христианской веры и вероучения церкви — прим. ред.). Но мы сегодня далеки от идеала, поскольку долгое время на первом месте у нас стоял именно строительный вопрос.
Однако теперь просвещение прихожан вновь рассматривается как задача наиважнейшая. В последнее время перед любым Таинством, будь то Крещение, Венчание, мы стараемся провести с человеком несколько бесед, чтобы он осознанно сделал вывод, нужно ли ему это!
***
— Владыка, у меня маленькая внучка, ей полтора года. Мы крестили ее в два месяца. Подскажите, как часто нужно ходить с ней в храм?
— Желательно, хотя бы один или два раза в месяц ее причащать, этого будет достаточно! Вам вовсе не нужно стоять с ребенком всю службу. Узнайте в своем храме примерное время причастия и приводите внучку именно к этому моменту.
Когда девочке будет 6-7 лет, можно уже прийти послушать Евангелие, главное только — не заставлять ребенка. Очень часто годам к 12-13 ребятишки не хотят идти в храм, потому что каждое воскресенье родители заставляют их это делать, вызывая тем самым отторжение.
Но должен сказать, меня радует, что многие прихожане стали приходить в храм с детьми. Помню, когда я служил в Кузнецке, на позднюю литургию в воскресенье приносили до 50 грудничков!
***
— Я развелся с женой, но мы с ней повенчаны. Можно ли мне «развенчаться»?
— Не знаю, откуда вообще пошло это слово и кто его придумал, ведь в Православной Церкви Таинства совершаются единожды! Таинство венчания может повторяться в силу ряда причин, но снять его невозможно.
Вообще Православная Церковь разрешает венчаться три раза, но при объективно сложившихся обстоятельствах. Например, вдовство, недееспособность одного из супругов. Развод тоже может стать причиной, например, если был факт измены либо один из супругов отбывает наказание в тюрьме, но не в том случае, когда муж и жена просто не сошлись характерами.
***
— Перед какой иконой нужно молиться, чтобы дети были здоровыми и хорошо учились?
— Перед любой, какая есть у вас дома или какая приглянулась в храме, в который вы ходите. Самое главное — молиться, потому что материнская молитва самая важная, самая главная. Неслучайно же придумали такую пословицу: «Материнская молитва достает из глубины ада». Вы можете прочитать молитву «Богородице Дево, радуйся»:
«Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». А после этого своими словами скажите «Матерь Божия, защити моего ребенка, укрепи его, покрой его своим покровом…»
***
— Я хоть и на пенсии, но уже освоила интернет, активно общаюсь в социальных сетях. И знаете, в Пензе развелось так много сект! Они создают в соцсетях целые группы, рассказывают о своих мероприятиях, приглашают принять участие…
— Это наша беда! К сожалению, из-за того, что мы заняты стройками — священники стали и прорабами, и строителями — не всегда есть время заниматься прямыми пасторскими обязанностями.
На сегодняшний момент в области действуют порядка 30 сект, причем от объединений в два-три человека до целых церквей, которые заняли свою нишу и имеют своих прихожан. Но должен сказать, в народе уже выработался некий иммунитет. Помню, в Кузнецке мы устраивали акцию «Евангелие в каждую семью», собрали молодежь, которая должна была раздавать эти книги, но прохожие даже не стали их брать, побоявшись, что это акция сектантов.
***
— Можно ли носить одежду, в которой крестили человека?
— Если вы имеете в виду ту одежду, в которую человек пришел на само Таинство, то, конечно, можно. Если же крестильную рубаху, то, думаю, вам или ребенку будет в ней неловко выходить на улицу.
— А правда ли, что если ребенок заболеет, то его нужно укрыть крестильной рубашкой или полотенцем?
— Это, конечно, скорее языческое представление. Крестильные вещи считаются реликвией потому, что они во время помазания могли пропитаться миром (приготовленное и освященное ароматическое масло, используемое в таинствах — прим. ред.), но какой-то чудодейственной силы они все равно не несут.
Поэтому, если вдруг ребенок приболеет, лучше дать ему выпить крещенской воды — она должна быть дома у каждого православного человека.
***
— Была недавно в храме в Мордовии, так там свечи по пять рублей. Кто устанавливает цены в Пензе?
— Цены устанавливает община, то есть каждый храм самостоятельно. Но несколько лет назад, когда в областном центре начали возводить Спасский кафедральный собор, храмам было рекомендовано повысить стоимость церковных принадлежностей.
Обещаю, что ближайшие несколько лет цена не изменится. Более того, я предложил нескольким храмам вообще не выставлять цены на свечи, а все делать за пожертвования, чтобы человек сам решал, сколько он сможет отдать.
***
— Владыка, а к вам можно попасть на прием?
— Конечно, я принимаю в Пензенском епархиальном управлении по адресу Советская площадь, 1. Телефон 66-08-15.
Газета «Молодой ленинец». 2014. 10 июня
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=21634