Митрополит Серафим: «Паломничество не должно становиться самоцелью»
В интервью Анне Ширчковой (программа «Ради истины» на телеканале «Экспресс») митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим рассказал о том, почему посещение приходского храма не менее важно, чем паломничество по святым местам, и о том, будет ли создан паломнический центр в Оленевке и Соловцовке.
— Здравствуйте, владыка! Сегодня мы поговорим о паломнических путешествиях. Ведь есть какие-то знаковые места у православных, куда бы Вы посоветовали съездить?
— Здравствуйте. Вы задаете один из самых сложных вопросов. Сейчас очень многие из тех, кто приходят к вере, находятся в стадии неофитов — так называют людей, которые уже переступили порог церкви, но не отказались от того, что было свято и дорого прежде. Для них паломничество является одной из самых распространенных возможностей человека приобщиться к Богу. И среди таких неофитов больше тех, кто ездит в паломничество, нежели тех, кто ходит в свои местные храмы.
С одной стороны, это очень хорошо. Я и сам чувствую, что когда приезжаешь, например, к мощам преподобного Серафима Саровского, или в Троице-Сергиеву лавру, то чувствуешь какую-то благодатную помощь, прилив сил. Это полезно и для того, чтобы хотя бы просто сменить обстановку. Но, с другой стороны, иногда для человека это может стать некой самоцелью, и в этом случае Церковь выступает с осуждением таких путешествий.
Вы правильно заметили, что, в отличие от других близких нам мировых религий, у нас нет обязательного посещения Иерусалима, Назарета или еще каких-то мест, связанных с именем Господа Иисуса Христа. Хотя, конечно, каждый христианин считает это за честь и за долг — посетить ту землю, где побывал Христос, где Он провел всю Свою земную жизнь. Те, кто там бывает, говорят, что это — действительно, раскрытое Евангелие. Это место, где жил Сам Господь, и каждый переулок, каждая гора или сад связаны с Его Именем.
Есть два очень важных моментов из церковного предания и Священного Писания, которые стоит помнить. Первый — это когда Христос встречается с самарянкой, и она Ему говорит: а правда ли, что когда придет Христос, не нужно кланяться ни вам в Иерусалимском Храме, ни нам на определенной горе, а будут поклонники в духе Истины? Новый Завет — это поклонение в духе Истины, ведь любой человек, придя в любой православный храм, приложившись к святыне, к иконам, он может получить то же самое благодатное состояние, что и при паломничестве.
Поэтому, конечно, можно пожелать, чтобы люди посещали и святые места. Но если человек имеет определенную твердую веру — то для него достаточно быть в мире с самим собой, и быть прихожанином какого-либо храма. Об этом и свидетельствует церковное предание. Мы помним слова преподобного Серафима Саровского о святой канавке в Дивееве: «Если ты пройдешь по этой канавке и прочитаешь 150 раз „Богородицу“, то здесь тебе и Киев, и Иерусалим».
— То есть Вы согласны со святителем Григорием Нисским, который предостерегал от чрезмерного увлечения паломничеством, считая, что это искушение праздным любопытством? Святитель говорил, что эти деньги лучше раздать нуждающимся.
— Да, я вполне согласен. Стоит указать на то, что порой тяга к паломничеству у людей может превратиться в духовную болезнь, когда человек уже совершенно без этого жить не может, ему нужны какие-то новые ощущения. Но это уже больше религиозный туризм, а не паломничество.
— В продолжение темы религиозного туризма, вопрос такой. Недавно было обращение к губернатору с тем, чтобы сделать центром туризма и паломничества село Оленевку — родину Иоанна Оленевского. Как Вам такая идея?
— Сама по себе идея неплохая, потому что с самого времени почитания отца Иоанна, как подвижника благочестия, когда он еще не был прославлен в лики святых, мы знаем, что в день его памяти, 6 августа, сюда приезжали сотни людей, поклониться его могиле, побывать в храме. И если бы был такого рода паломнический центр, то многие желающие, которые приезжают, в частности, из Саратовской области, из Йошкар-Олы, из Тамбовской, Самарской областей, имели бы возможность остановиться на ночлег, и это было бы гораздо удобнее для них. Потому что сложно ночь ехать, день быть у мощей отца Иоанна, и потом опять выезжать обратно. Но этот вопрос еще требует проработки.
— Епархия может помочь со своей стороны в этом вопросе?
— Я думаю, что в общем и целом мы рано или поздно придем к такому решению, к созданию такого рода паломнического центра. Тем более, что в отличие о религиозного туризма, здесь не требуется особого комфорта, не нужно номеров класса люкс. Здесь людям просто нужен пункт, где можно переночевать, где можно привести себя в порядок. Поэтому, я думаю, со временем, мы все-таки придем к такому решению — создадим паломнический маршрут, который будет включать и посещение Соловцовки, где находятся мощи Иоанна Оленевского, и Оленевку, где стоит его келья и воссоздается храм, у которого он прожил всю свою сознательную жизнь. Также туда войдут находящиеся рядом святыни — Большая Валяевка с ее грандиозным комплексом и Семиключье.
Наши особо почитаемые пензенские святыни необходимо объединить и создать единый паломнический центр, где бы люди могли приехать на сутки или двое, чтобы спокойно осмотреть их, поклониться всем тем святыням, которыми славен Пензенский край.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=28251