Митрополит Серафим: «Читая Библию, каждый раз открываешь для себя что-то новое»

В интервью Дмитрию Инюшкину (программа «Ради истины» на телеканале «Экспресс») митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим рассказал о том, с чего лучше начинать знакомство с Библией и как не ошибиться при выборе церковной литературы.

– Владыка, скажите: что нужно читать, чтобы лучше понимать Православие? Очень часто слышишь в ответ – Библию. Но все ли готовы к ее восприятию?

– Действительно, Библия – это книга книг, и надо быть готовым к такому чтению. Даже воцерковленному человеку нельзя однозначно сказать, что ты готов для полного понимания Библии. Самое главное – что именно из Библии ты читаешь, потому что зачастую, когда люди берут в руки Библию, то начинают читать ее с первых страниц, с сотворения мира, – это книга Бытия. И максимум на книге Бытия они и останавливаются, потому что не совсем понимают полезность дальнейшего чтения. Поэтому тем, кто желает узнать о Боге и о Православной Церкви из Библии, я бы посоветовал, прежде всего, начать чтение не с Ветхого Завета: его история очень сложно воспринимается, если не знать Завета Нового. Как ни странно, но, мне кажется, лучше начать чтение Библии с середины книги, точнее, со второй трети этой книги, потому что Новый Завет занимает гораздо меньше места, чем Ветхий Завет.

Хотелось бы, чтобы это было не просто чтение на церковнославянском или на русском языке: и то, и другое будет довольно сложным для восприятия. Хотелось бы, чтобы это чтение было с толкованием святых отцов. В целом, на мой взгляд, знакомство с Библией лучше начинать с Нового Завета на русском языке и синхронно читать, к примеру, одну главу Евангелия и те церковные толкования, которые сейчас доступны повсеместно – и в продаже, и в Интернете.

– Если посмотреть на книжные полки, то книг, посвященных вопросам веры, огромное количество, с самыми разными обложками, названиями и авторами. Как в этом не запутаться? Как найти то, что будет действительно полезным? Есть ли какие-то гарантии? Иногда бывает написано: «издано по благословению» – это что, как знак качества, или нет?

– Конечно, это должно быть знаком качества, но иногда бывает так, что нечестные люди этим прикрываются. Особенно нужно остерегаться, когда пишут «по благословению афонского старца» и «по благословению старца Н.» без упоминания его имени и без упоминания того, кто это вообще, что это за человек и имеет ли он право благословлять издания.

Но при всем том, действительно, сейчас очень много литературы, которую можно найти на полках не только храма, но и любого книжного магазина. Конечно, лучше приобретать церковную литературу в церкви, потому что в каждом храме есть человек, который занимается отбором литературы, есть священник, который следит за тем, чтобы эта литература не была наподобие той, что издана «по благословению старца Н.». Это гарантия того, что здесь не будет, по крайней мере, чего-то противоречащего церковному учению.

Но вообще с выбором литературы мне очень сложно что-либо рекомендовать, потому что люди все разные, и мы все по-разному воспринимаем ту или иную книгу. Для кого-то она тяжела, а для кого-то наоборот легкомысленна. Литературы сейчас очень много, и я думаю, что в любой нашей церковной лавке, за исключением самых маленьких приходов, достаточный выбор. Причем мы стараемся не отступать от новых веяний, которые сейчас есть в столице, и со временем в хороших магазинах при храмах появится возможность не просто посмотреть книгу, но и посидеть в зале, почитать ее, и выбрать именно ту книгу, которая тебе нравится.

– Еще один вопрос. Женщина ехала в маршрутке и читала Священное Писание. По-вашему, насколько логично при себе иметь такого рода издание, чтобы вот так в свободную минутку к нему обратиться?

– Плохого в этом, конечно, ничего нет. Но надо понимать, что это – не художественное чтение, и вряд ли человек, когда вокруг столько людей – кто-то разговаривает, кто-то слушает музыку – в этот момент сможет сосредоточиться на Священном Писании и усвоить все то, что оно несет. Библия – книга великая, и даже прочитав ее десятки раз, все равно открываешь для себя новые понятия, осознаешь еще что-то.

Поэтому мое пожелание для всех – выделить специальное время для чтения Священного Писания. Читать его, может быть, не наедине с самим собой, а в кругу семьи. Главное – чтобы чтение было действительно посвящено Богомыслию.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=44304

Актуальные новости

В канун Недели 26-й по Пятидесятнице митрополит Серафим возглавил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Недели 26-й по Пятидесятнице митрополит Серафим возглавил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе
Митрополит Серафим освятил памятник-часовню супругам Киселевым на территории ПГУ Митрополит Серафим освятил памятник-часовню супругам Киселевым на территории ПГУ
В день памяти святителя Николая Чудотворца и 30-летний юбилей прихода митрополит Серафим совершил литургию в Никольском храме в Ахунах В день памяти святителя Николая Чудотворца и 30-летний юбилей прихода митрополит Серафим совершил литургию в Никольском храме в Ахунах
В канун престольного праздника митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Никольском храме в Терновке В канун престольного праздника митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Никольском храме в Терновке
Митрополит Серафим совершил панихиду по архиепископу Кириллу (Поспелову) Митрополит Серафим совершил панихиду по архиепископу Кириллу (Поспелову)
В день великомученицы Варвары митрополит Серафим совершил литургию в храме преподобного Сергия Радонежского в Каменке В день великомученицы Варвары митрополит Серафим совершил литургию в храме преподобного Сергия Радонежского в Каменке