Митрополит Серафим: «После паломничества по Святой земле церковный год будет восприниматься по-другому»
В конце октября – начале ноября группа пензенских паломников во главе с митрополитом Серафимом побывала с паломнической поездкой на Святой земле. В Палестине, Израиле и Иордании пензенцы провели 8 дней, и в интервью Юлии Андреевой, ведущей телепрограммы Пензенской митрополии «Вопросы веры», владыка Серафим поделился своими впечатлениями о путешествии.
– Ваше Высокопреосвященство, скажите, впервые ли Вы побывали на Святой земле?
– Да, это первая моя паломническая поездка на Святую Землю. Можно сказать, что это вообще моя первая большая паломническая поездка за границу Российской Федерации. До этого я ездил в Киев, но это было, когда меня избирали епископом на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Так что собственно паломническая поездка – это первая.
– Хотелось бы узнать, какая была делегация, из кого она состояла, и кем была организована поездка?
– Поездка была организована настоятелем Покровского архиерейского собора протоиереем Иоанном Яворским. Для них это уже, можно сказать, традиционное паломничество: они не в первый раз ехали на Святую землю. А делегация состояла, в основном, из духовенства Пензенской епархии и прихожан наших храмов.
– Расскажите о программе. В каких местах Вы успели побывать?
– В виду того, что 25-26 октября я служил в Саратове со Святейшим Патриархом, моя поездка была немного усеченной. Группа приехала раньше на несколько дней, и уже совершила до моего прибытия несколько паломнических поездок: к прп. Герасиму Иорданскому, к вмч. Георгию Победоносцу в Лиду. Успели они послужить и на Гробе Господнем.
Я прибыл в понедельник, 27 октября, и вся программа была очень насыщенной: поездки из одной страны в другую были ежедневными. Ведь Святая земля – это, в принципе, очень маленькая территория, которую можно проехать всего за один день, потому что Палестину, Израиль и Иорданию разделяют небольшие расстояния по российским меркам.
Мы посетили все, что можно было посетить: и монастырь Саввы Освященного, и монастырь преподобного Феодосия Великого, и Хозевитов монастырь, и, безусловно, сам Святой град Иерусалим; города Вифлеем, Назарет, Кану Галилейскую, святые места Иордании: Десятиградие, о котором неоднократно говорится в Евангелии, и найденное историческое место Крещения Господа нашего Иисуса Христа.
Ведь, как мы знаем, Святая земля очень интересна: она отличается и особым плодородием, и особым беспокойством: практически каждые десять лет бывают землетрясения, которые в корне меняют не только жизни людей, но и природу. Поэтому Иордан за долгое время менял свое русло неоднократно. В результате раскопок в государстве Иордания было найдено место Крещения Иисуса Христа, и сделано было это открытие благодаря тому, что в IV веке там была построена базилика, остатки которой и нашли.
Сейчас это место очень активно развивается в плане паломничества. Уже построена паломническая гостиница с нашим русским храмом. Кроме того, в период нашего пребывания там Армянская церковь освятила свой храм, на освящение приезжал даже президент Армении. Грузинская Церковь начинает строить свой храм, есть греческий монастырь и греческий храм. Это место очень активно развивается. Хотя те, кто были на Святой земле, прекрасно понимают, что Иордан – очень небольшая река, и этот новый паломнический центр – просто ее другой берег, от которого до противоположного – рукой подать.
Повторюсь, наша программа была насыщенной. Действительно, все те места, где происходили события, описанные в Евангелии, мы, наверное, посетили. Это и поле пастушков, где пастухам было возвещено о рождении Господа Иисуса Христа, это и место, где было насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, и то место, где было обращение апостола Петра; и место Вознесения Господа – Елеонский монастырь, который принадлежит теперь зарубежной части нашей Церкви; и великолепный храм Марии Магдалины, который тоже является одной из визитных карточек Иерусалима, хотя находится в Гефсимании, на противоположной стороне Елеонской горы.
Мои впечатления как паломника не могу сказать, что однозначны. Потому что с восторгом и духовным трепетом посещения этих мест связаны еще и другие эмоции. Все-таки Иерусалим – это сосредоточение трех основных мировых религий, которые, я бы так аккуратно сказал, не дают друг другу покоя. Проходя Крестным путем в храм Воскресения Христова, ты слышишь в динамике и голос муллы, который призывает на молитву, и встречаешь не всегда одобрительные взгляды населения, которое исповедует иудаизм. Я не скажу, что это какая-то ненависть, – это, скорее, ревность по вере. Но при всем том не покидает ощущение какого-то арабского рынка, некий такой восточный колорит.
Однако мы должны понимать, что примерно такая же атмосфера царила и во времена Христа. Получается некое погружение не просто в те исторические места, но еще и в те исторические события, которые были связаны с Господом нашим Иисусом Христом. И ты вновь и вновь понимаешь, насколько был сложен подвиг Спасителя Мира.
– Владыка, Вы совершили Литургии в пещере Рождества Христова и на Гробе Господнем. Расскажите, как это было? Что Вы чувствовали при этом?
– Слава Богу, пришлось совершить несколько Божественных литургий, в том числе, наверное, самое главное – на Гробе Господнем. Это самые непередаваемые ощущения. С одной стороны, это ощущение некой простоты и понимание того, как служили Литургии в первые века христианства. С другой стороны, не скажу, что было просто, потому что греческое исполнение Литургии несколько отличается от нашего, а я, к сожалению, не так хорошо владею греческим, поэтому не все всегда было понятно. Но, конечно, в любом случае это непередаваемые ощущения: служить на том месте, где некогда лежало тело Спасителя, на том месте, откуда совершилось Воскресение Христово. Эти чувства еще до сих пор не оценены до конца и до сих пор мною еще переживаются.
То же самое могу сказать и о Вифлеемской пещере, поскольку это тоже великая христианская святыня. Это – место рождения Господа нашего Иисуса Христа, особо почитаемое всеми: и православными, и армянами, и католиками. Когда на этом месте совершаешь Литургию, то как-то ближе ощущаешь самого Бога.
Все же для человека важно не только услышать Слово Божие, но и побывать в тех местах, где описанные события происходили. Поэтому одно дело – когда мы совершаем Литургию на Пасху и на Рождество здесь, на своей родной земле, и другое дело – когда физически соприкасаемся со святынями, связанными с именем Божественного Спасителя. Когда это ощущение к тебе приходит, то душа наполняется трепетом, с одной стороны, а с другой стороны – немного позже приходит осознание и понимание всего этого.
– Владыка, Вам удалось встретиться с Патриархом Иерусалимским Феофилом III. Расскажите, как прошла встреча, о чем вы разговаривали?
– Когда архиереи посещают Святую землю, встреча с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским является традиционной. Потому что этот Патриархат, в основном, и занимается окормлением паломников. Так совпало, что в день, когда мы встречались с Патриархом, был греческий праздник, который называется Охи, то есть «нет», и связан он с тем, что еще в начале антифашистского движения Греция выступила категорически против союза с Италией, с Муссолини, вступила в неравную борьбу и потерпела поражение. Но греки очень горды тем, что такой маленький народ и такое государство смогло сказать «нет» насилию и новому мировому владыке. Для них это – национальный праздник, и сначала я присутствовал на молебне, совершенном в храме Воскресения Христова, затем торжественное шествие прошло в Иерусалимскую Патриархию, там был дан прием в честь этого праздника, в нем принимал участие посол Греции, выступали дети из Патриаршей школы, которые всех поздравляли с днем Охи. После этого торжественного приема Патриарх уделил немного времени нашей делегации.
Мы рассказали, откуда мы, и преподнесли в дар икону святителя Иннокентия Пензенского, с тем, чтобы на Святой земле тоже знали нашего святого и могли иметь его образ. Блаженнейший Патриарх пожелал нам, прежде всего, стойкости в вере и того, чтобы наша паства все больше и больше присоединялась к Православной Церкви. Тем более, мы видим: в современном виде религиозная составляющая – уже далеко не на первых местах. И, безусловно, для нас является радостью, что Россия в этом плане все же остается иной страной, в которой активно развивается Церковь. Наши собратья на востоке это видят и ощущают. Мы это особенно почувствовали, когда Блаженнейший Патриарх говорил о том, что президент нашей страны очень много делает для Иерусалимской Патриархии. Блаженнейший Феофил очень благодарен Владимиру Путину, и молится о том, чтобы Господь продлил дни его жизни и даровал ему доброго здравия.
– Еще хотелось бы узнать о Ваших впечатлениях от омовения в водах Иордана. Расскажите, как все прошло?
– Как я уже говорил, я прибыл на Святую землю немного позже, поэтому вся группа уже совершила омовение, а я был участником второй части паломнической группы.
Повторюсь, программа была очень насыщенной: мы выезжали в 9 утра, и до 6 вечера постоянно были на ногах. Различные переходы, причем по пустыне, – это очень сложно: невзирая на то, что это осень, температура иногда превышала даже 35 градусов. И для нас, непривычных к таким погодным условиям, это было очень сложным. В итоге, когда мы пребывали в Иордании, в родительскую субботу, и было намечено наше погружение в воды реки Иордан, то программа немного сбилась. В этот день мы служили Литургию в храме нашего русского странноприимного дома в Вифаре, поэтому решили совершить омовение еще до Литургии. И это произошло очень рано утром, около 6 утра, на рассвете, потому что Иордан является границей между Израилем и Иорданией, и омовение в его водах в темное время суток запрещено – государственная граница охраняется, и никто не дает гарантий, что тех, кто пришли на Иордан, не задержат.
Именно с рассветом мы пришли на Иордан, совершили молитву и погрузились все вместе в воды Иордана. Это, конечно, стало одним из самых запоминающихся событий. И теперь, когда мы будем совершать погружения на нашей русской земле, в условиях суровой погоды, нам будет вспоминаться теплый Иордан. С другой стороны, мы понимаем, что совершили это действо вслед за своим Спасителем, и это тоже останется в наших сердцах на долгие годы.
– Владыка, чем для вас стала эта поездка в целом?
– Это для меня – открытие, потому что это первое мое паломничество на Святую землю. Наверное, теперь от сравнения с этим путешествием будут зависеть все дальнейшие впечатления от паломнических поездок.
Я бывал в наших русских местах, например, в подмосковной Истре, где Патриарх Никон строил свой Новоиерусалимский монастырь, и для меня многое там было непонятно. А теперь, когда я побывал в самом Святом граде, то и церковный год будет проживаться немного по-другому. Простой пример: наши паломники, когда праздновалась память великомученика Георгия Победоносца, и связана эта дата с городом Лиддой, его родиной, – уже вспоминали то место, где мы совместно путешествовали и поклонялись великомученику Георгию, святыням, связанным с его именем. Теперь многие даты и моменты, которые есть в церковном календаре, будут восприниматься по-иному.
Конечно, новые впечатления связаны не только со святыми местами. Меня очень впечатлило то, насколько, невзирая на разность вер и национальностей, жива Святая земля до сих пор. На меня произвела большое впечатление, к примеру, такая картина: где-то в час дня заканчиваются занятия в школах, и весь город наполняется детьми, эти дети очень рады нам и открыты к общению. Это такое наводнение детскими улыбками, детским смехом, – наверное, то, чего у нас уже давно нет, чего нам не хватает! В этом видно, что нация очень здоровая, и государство Иордания делает очень много для воспитания здорового поколения. Ведь Иордания, с одной стороны, – мусульманская страна, но нам тоже нужно бы на это равняться: там всего лишь 5% разводов. Это – здоровые семьи, семьи многодетные, это – здоровая нация, у которой есть будущее! Это для меня было таким отрезвляющим моментом. Ведь мы же больше тяготеем к Европе, зная ее постепенное умирание и, к сожалению, равнение нашего государства на это тоже чувствуется. Совершенно иное видишь там, на Ближнем Востоке, – и это впечатляет.
– Владыка, и последний вопрос: паломничество – что это такое в более глубоком смысле слова? Какова главная цель таких поездок?
– Сверхзадачей паломничества является приобретение новых знаний и духовного опыта. Это – самое главное, ведь просто увидеть себя в красивых местах и запечатлеть на фотоаппарат – это уже туризм. Паломнику, хочу сказать уже из опыта нашей поездки, очень сложно в такой большой группе приобрести именно духовные впечатления. Потому что количество людей очень сильно влияло на время, на сборы, на дисциплину и, конечно, в итоге это было больше похоже на туризм: пришел, посмотрел, быстро приложился к этим святыням… Это менее располагает человека к каким-то духовным благам и духовным знаниям.
Если у кого-то есть возможность посещать Святую землю пусть не в одиночку, но хотя бы в малых группах, когда можно не просто обзорно все обежать и осмотреть, а помолиться, проникнуться духом Святой земли – это замечательно. Ведь когда мы стремимся все увидеть, запечатлеть в своей памяти, то это превращается в некий калейдоскоп внутри головы, в котором сложно уловить суть: все нравится и все замечательно, но нет внутренней составляющей.
Но, конечно, слава Богу, что у нас есть хотя бы такая возможность посещения Святой земли.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=22194