Митрополит Серафим: «Праздничные дни лучше всего проводить вместе с семьей»
В канун Рождества в беседе с ведущей программы «Ради Истины» на телеканале «Экспресс» Анной Ширчковой митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим рассказал о том, как лучше проводить праздничные дни, где заканчивается светское и начинается религиозное понимание Рождества Христова, и кто больше всего нуждается в нашей любви и внимании.
– Традиция празднования Рождества Христова вернулась к нам только в 90-е, когда этот день стал выходным и был официально объявлен праздником. А до этого несколько десятилетий власть целенаправленно вытравливала из народного собрания все мысли о том, что Рождество – это праздник, что это – радость. Все это привело к тому, что люди моего поколения, например, благодаря уже несуществующей рекламе банка «Империал» из 90-х годов, четко о Рождестве знают только то, что до первой звезды есть нельзя. Так когда все-таки наступает праздник? Когда восходит первая звезда или седьмого января?
– Во мнении о восходе звезды есть некая истина. И в Евангелии запечатлено, что Богомладенец появился на свет с восходом звезды, и ждать появления этой первой звезды в рождественскую ночь – это в традиции православных христиан. Но, если говорить серьезно, то церковный день, он начинается с вечера: не так, как у нас принято – в 00.00 часов, в полночь, – а, согласно иудейской традиции, откуда и взяты все богослужебные последования и традиции, – день начинается с вечера. То есть тогда, когда начинает темнеть, и появляются звезды на небе.
Поэтому в Церкви мы любой праздник начинаем с вечера. Если, скажем, сегодня 6 января, то уже сегодня с вечера начинаются в храмах богослужения, связанные с Рождеством Христовым. Но самое интересное, что надо понимать: праздничная трапеза в православных традициях начинается (невзирая на то, что праздник как бы начался накануне) в тот день, на который он приходится по календарю. То есть седьмого января.
– Да и вообще, ночью есть вредно.
– Конечно. Тем более, если мы совершали продолжительный пост, – это, конечно, сказывается на организме человека. И чтобы его не расстроить, нежелательно пышное разговение, что, к сожалению, в русских семьях иногда принято.
– Пост совершали самые стойкие, самые чистые душой православные христиане, потому что большинство из нас слабы, – даже те, кто называют себя верующими. Новогодние праздники располагают к чревоугодию, к лежанию на диване и просмотру телевизора, а вовсе не к посту. Я считаю огромным достижением последних лет телетрансляции богослужений в Рождественскую ночь. Владыка, если человек молился дома – не пошел в предрождественский вечер в церковь, а молился ночью перед телевизором –считается, что он очистился душой, или нет?
– Очень сложно сказать. Ведь Вы задаете мне вопрос, который можно отнести к Господу Богу, потому что судить о том, что для нас более спасительно – посетить храма или посмотреть трансляцию по телевизору – очень сложно.
Всё зависит от самого человека. Ведь в основном, когда Церковь добивалась этих трансляций, это делалось для того, чтобы участниками службы стали и те, кто не мог прийти в храм: по своим болезням, или потому, что ухаживают за своими родственниками; храма, может быть, рядом нет, или страшно ночью идти далеко. Поэтому, в основном, трансляции ночных богослужений – для таких людей, но, с другой стороны, есть еще и такая категория граждан, которые не готовы пока переступить порог храма. Может быть, для них эта встреча с Рождеством, с пасхальными богослужениями произойдет именно через такую трансляцию, и что-то загорится в их сердцах.
Но если человек остался у экрана телевизора, вместо того, чтобы пойти в храм, просто по собственной лени, то вряд ли такому человеку будет от просмотра какая-то польза. Хотя однозначно я не берусь судить. Иногда бывает и другое: человек по лени и остался дома, но, видя богослужение и множество народа, что-то в его сердце изменится, и на следующую службу он уже пойдет. Тогда как же сказать, что в его сердце ничего не произошло? В его сердце произошли глобальные изменения.
– В любом случае, следует, если есть возможность, идти в храм; а если нет – то нет, но главное, чтобы человек был настроен воспринимать этот свет, добро, эту радость праздника?
– Конечно.
– Рождество называют семейным христианским праздником, и он, наверное, самый волшебный. Сейчас пытаются как-то вернуть этой дате прежнее – не новогоднее, а рождественское – звучание, есть даже рождественские утренники в детских садах. В одном сценарии такого утренника я видела такую фразу, когда детям объясняют, что такое Рождество, – «Христос родился, чтобы на земле было больше добра и справедливости». Как Вам такое объяснение?
– Для ребенка это – прекрасное объяснение: вера в то, что мы должны быть все защищены, все должны находиться в равных правах, и в детстве все должны быть счастливы. Конечно, именно для этого и пришел Христос. Есть в Священном Писании такое глобальное и самое краткое объяснение: Христос пришел для того, чтобы избавить нас от греха и проклятья. А ведь это и есть улучшение нашей жизни и приближение к Богу!
А то, что касается современных и прошлых традиций, хочу вас уверить: большинство рождественских традиций, которые в советское время перешли в новогодние праздники, – это и есть те же самые традиции. Конечно, были и радикальные подходы, когда в 20-х годах могли даже арестовать за то, что поставил елку дома, потому что это был не просто символ Нового года или Рождества, это был символ Божества, такое вечно живущее дерево.
– Это еще и символ, как мне кажется, протеста, символ того, что человек держится за свои корни и не желает воспринимать новое.
– Это мы сейчас уже так воспринимаем, а вот представьте сами себя в такой ситуации: когда с детских лет это один из самых любимых твоих праздников, где родительская любовь, где подарки, где все делается для тебя. И эта традиция переходит из поколения в поколение: когда уже становишься бабушкой или дедушкой, а все равно радость праздника приходит к тебе. И вдруг приходит кто-то, и с высокой трибуны заявляет: это все неправильно и так не нужно делать! Конечно, перестроиться трудно.
Поэтому в свое время советская власть тоже поняла, что бороться с елкой бессмысленно, и решила праздник изменить, убрать из него все религиозное; те чудеса, которые совершались на Рождество, приписать каким-то мнимым, совершенно выдуманным героям; изменить символ самой елки. Не сравнивать ее с Церковью, не сравнивать с Божеством. И не говорить о том, что в традиции наших предков было украшение храма именно живыми елями и другими хвойными деревьями. Для советского человека елка должна была стать просто символом Нового года, обновления.
Те же песни и хороводы – эта переделка всего старого. Конечно, за долгое советское время они тоже вошли в традицию, и сейчас многие старые люди говорят: что там выдумывают, зачем это все к Рождеству переносят? Поэтому, с обывательской точки зрения, Рождество или Новый год – разница, может быть, и не имеет такого огромного значения. А вот в воспитании детей, важно вкладывать в них именно такое вот сакральное чувство, веру в то, что Господь пришел не просто для всех, а именно для тебя, чтобы избавить тебя от каких-то терзаний, нужд, невзгод. Эта радость праздника должна поселиться в сердце каждого человека с самого младенчества.
– В Сербии Рождество называется Божич, и это именно семейный праздник: родители стараются больше времени проводить с детьми, заняться с ними каким-то рукоделием: вертепы рождественские делать, которые изображают Деву Марию и Младенца Христа в яслях, ангелов, волхвов, которые пришли на поклонение. Что бы Вы посоветовали нашим родителям, у которых таких традиций нет, на которые можно опереться? Как бы посоветовали провести эти рождественские каникулы, чтобы детям была максимальная польза, чтобы они уяснили смысл происходящего?
– Если позволите, я пространно отвечу на этот вопрос. Я считаю, что вообще наша большая беда в том, что отцы в семьях не зарабатывают столько средств, чтобы их жены могли совсем не работать и посвятить себя семье. Это огромная наша беда. Я считаю, что именно это является одной из причин и высокого процента разводов, и неблагополучия в семьях. Все-таки муж и отец в семье – это труженик, добытчик, а женщина –хранитель очага. Никто не говорит о том, что она не должна работать: но она не должна работать таким образом, чтобы не видеть ни мужа, ни семьи, ни детей, и, в конечном итоге, забыть о том, к чему она предназначена.
Такие большие новогодние, рождественские каникулы – это подарок от государства, дни, которые мы можем посвятить своим детям. Оторвать их, наконец, от компьютера, вывести из виртуальной реальности и просто все эти дни провести в своей семье. Я думаю, что для православных людей наилучшее на этих каникулах – всей семьей посетить храм, чаще бывать где-либо, выходя за пределы дома – есть множество музеев, выставок. Я думаю, в стране сейчас все будет работать именно на это, чтобы было организовано как можно больше семейных развлечений. Я уверен в том, что развлечения будут полезными только тогда, когда они будут проведены в кругу семьи, и когда ребенок почувствует ваше тепло, когда он будет согрет вашей лаской и вниманием. Я уверен, что никакая компьютерная игра, никакая другая забава не привлечет ребенка более, нежели родительская ласка и любовь.
– А подарки класть под Рождественскую елку?
– Обязательно.
– Не избалуем: на Новый год был подарок и тут на Рождество – опять?
– Можно изменить смысл подарка, потому что традиционно с подарками связаны какие-то сладости и игрушки. А рождественским подарком может стать что-то другое: хорошая книга или что-то полезное в жизни самого ребенка, что покажется для него серьезным, когда родители уже по-другому к нему относятся и немножко другого от него ожидают. А самое главное – чтобы любой подарок, какой бы он ни был, пусть самый мало-мальский, был действительно с любовью подарен. И я думаю, неважно для ребенка, что это будет, главное – что это будет внимание и забота о нем.
– Владыка, кто кладет подарки под Рождественскую елку? Под новогоднюю елку советским детям клал подарки Дед Мороз, а под рождественскую кто?
– Будем прагматичны – родители кладут подарки.
– А как объяснять детям, откуда они там взялись? Родители положили?
– Мы с Вами тоже были детьми, и кто это был – Санта Клаус, или Дед Мороз, или еще кто-либо, – не важно: просто каждому ребенку хочется верить в чудо. Каждому хочется, чтобы сбылось его самое сокровенное желание, которое он долго вынашивал. В этом смысле ребенок все равно будет верить в чудо, даже если мы будем объяснять, что это делают родители. Неважно, как это преподнести: главное, чтобы этот подарок в сердце ребенка оставил понимание заботы, ласки и любви.
– Хочется продолжить эту тему с двумя подарками. Сейчас очень много говорят о том, что Рождество у нас коммерцилизируется. Что с Запада идет этот бум подарков, оттуда идет Санта Клаус, в которого в западном сознании мутировал святой Николай. И люди забывают о смысле Рождества, и все только и просят подарки.
– Дело не только уже в подарках. Вы же видите, сколько времени прошло с тех пор, когда католическое Рождество в Европе превратилось уже в такой праздник, который совершенно не имеет религиозной начинки. Это народные гуляния: развлечения, каникулы, скидки, шопинг и все остальное. Не хотелось бы, чтобы в такое действо Рождество превратилось и у нас в России.
Хотя, с другой стороны, нужно честно сказать, что Пасха и Рождество сохранились в сознании советских людей именно на таком, бытовом уровне. Потому что запрет на всё религиозное привел к тому, что люди красили яйца, не понимая, для чего они это делают и что это значит; ставили елку, тоже не задумываясь над тем, какие символы она несет, и вообще откуда эта берется традиция.
Но сейчас – именно то время, которое нужно очень четко и правильно использовать. Прежде всего, вспомнить о том, что любой такой семейный праздник несет воспоминания о тех семейных ценностях, которые были заложены в традиционной русской семье. Да и вообще, не плохо бы вспомнить о самой семье. Пусть в эти рождественские каникулы вспомнят о своих детях родители, которые оставили их на попечение бывшей супруги или супруга. Пусть обязательно их навестят. Пусть вспомнят о детях, которые совершенно не имеют родителей.
Именно в Рождественские дни посещение детских домов и тех заведений, в которых находятся дети, оставленные и не имеющие родственников, станет благом, прежде всего, для самого себя. Ведь принести подарок и сказать утешительное слово для ребенка – это уже очень много: действительно, стоит побывать в таком заведении и вспомнить, что каждый из нас он ответственен за все происходящее, нельзя перекладывать ответственность на кого-то и осуждать тех, кто это сделал, – нужно еще найти в себе силы, чтобы помочь этим людям, чтобы заметить их горе.
Хотелось бы, чтобы Рождество стало именно таким праздником, который объединял бы нас своим милосердием, усердием и, в первую очередь, конечно, семейными традициями. Нужно вспомнить не только о детях, но и о своих родителях: давно ли мы их навещали, делали им добрые, хорошие подарки? Они ведь тоже в этом очень нуждаются.
Ведь за суетой этой жизни дни пролетают очень быстро, и, к сожалению, мы зачастую осознаем и понимаем, что делали что-то не так, и что-то потеряли в жизни – уже тогда, когда случаются глобальные потери. Когда уходят родители, когда уходят близкие, – тогда только понимаешь, что ты мог бы давать им что-то большее. Хотелось бы, чтобы именно Рождественские праздники несли в себе такую нагрузку.
И, безусловно, мне, как любому священнослужителю, хотелось бы, чтобы и религиозная окраска праздника не исчезала, а была приоритетной. Ведь для нас исполнение этой заповеди совершенно не сложно: шесть дней работай, седьмой посвяти Господу Богу. Посвятить Богу именно наступающий Рождественский день – пусть даже ты не сможешь пойти на службу, но в течение дня ты можешь прийти в храм, поклониться Рожденному Богомладенцу, постоять, подумать, переосмыслить что-то, помолиться, – это уже будет исполнением заповеди, это будет твой личный вклад, который ты посвятил Господу Богу, поблагодарив Его за то, что как ты пережил прошедший год. Это станет залогом того, что ты войдешь в новый год с чистой душой, со светлыми помышлениями, и это даст положительный заряд на то, чтобы пережить этот год с новыми силами и энергией.
– Владыка, несколько часов остается до полуночи календарного Рождества. Можно уже поздравлять друг друга?
– Безусловно. И я бы хотел всех поздравить с наступившим праздником Рождества Христова. Это – великий и замечательный праздник. Он порой не может вместиться в ум человека, – то, как Бог воплотился, принял человеческую плоть, пришел на землю для того, чтобы спасти каждого из нас: это великая тайна и великое чудо, которое совершилось единожды на земле, но оставило след в сердце каждого человека. Я уверен, что если сегодня мы с вами посетим богослужение, если вместе прославим Родившегося Христа, – то вновь в своей душе, в своем уме почувствуем и ощутим приход в мир Христа Спасителя, Который пришел ради каждого из нас.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=4312