Митрополит Серафим: «Для крепкой семьи достаточно иметь уважение к принципам и вере друг друга»
Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим дал интервью ведущему программы «ТВ-Экспресс» «Ради истины» Дмитрию Инюшкину, в котором ответил на вопросы о роли православной веры в жизни современного человека в семейном контексте.
— Ваше Высокопреосвященство, заявленную тему начнем, если позволите, с вопроса простого и одновременно сложного. Есть такое понятие «православная семья», но что оно означает, кроме, собственно, внутреннего вероисповедания?
— Внутреннее вероисповедание, наверное, влияет и на внутреннее состояние семьи: как человек в принципе относится к супругу, к супруге, к своим детям и, собственно говоря, что он от этой семьи ждет. Православный человек, когда вступает в брак, те же критерии применяет к браку, что и обычный светский – человек должен нравиться, отвечать каким-то интересам и принципам, которые исповедует сам человек. Это во-первых, а во-вторых, наверное, действительно важно для православного человека найти единоверца, чтобы в семье была какая-то идиллия с одной стороны и с другой – чтобы конфликтность в семье по этой теме была самая минимальная. Поэтому, определяя полноценную православную семью, – это союз двух православных людей, которые исповедуют одну веру и создали свою семью для христианского воспитания детей.
— В России некоторое время назад появился свой День семьи, любви и верности. В качестве образца взяты Петр и Феврония Муромские, но вместе с тем, если говорить о каких-то примерах христианского брака, только ли они могут быть этим примером? Можем ли мы еще какие-то примеры привести из истории?
— Безусловно, можем. И даже не из истории, а в современности можно найти множество различных супружеских пар, которые достойны стать примером для любого молодого человека и молодой девушки. Наверное, просто пример Петра и Февронии – это наиболее такое олицетворенное православие, былинно в понимании брака, когда жили счастливо, любили друг друга и умерли в один день.
— Единственная, наверное, проблема в том, что, судя по всем свидетельствам, остались они бездетны…
— Да. Господь им детей не дал, но при всем том не умаляется само значение брака. Конечно, это может быть сложностью для людей, когда они не могут иметь своих детей, и с православной точки зрения это может быть даже поводом к разводу, потому что как бы как таковой брак не состоялся. Но с другой стороны, если не ставится именно такая самоцель – только лишь рождение и воспитание детей, если супруги несут это как общий крест, общую беду, которую они вместе переживают, то как раз пример Петра и Февронии один из самых достойных.
А что касается современности, то, безусловно, множество различных примеров можно привести. Давайте возьмем советское время – известный ученый Глеб Каледа, который занимался научными исследованиями в области географии, был православным верующим, в его семье многодетной все были людьми верующими, посещали храм, и где-то в середине 1970-х годов он тайно принимает сан и создается такая семейная церковь.
И, безусловно, уже в постсоветское время, когда Церковь стала более открытой, создается множество площадок, на которых молодые люди могут найти свою пару: от самого элементарного, когда начинают ходить в воскресную школу и знакомиться, становятся прихожанами одного и того же храма, когда несут послушание какое-то в храме, поют на клиросе, мальчики могут еще и алтарничать, то это создает довольно крепкие и по-настоящему православные семьи.
— Вместе с тем народная мудрость гласит, что сердцу не прикажешь, поэтому иной раз любовь вспыхивает между людьми, которые не разделяют единой веры. Где здесь приоритеты и с кем в случае чего советоваться?
— Ну, у нас, у православных, в любом случае любой совет мы держим с духовным отцом, то есть с тем священником, кому доверяем и от кого ожидаем услышать то, что будет для нас «путеводной звездой» на ближайшее время.
В жизни, действительно, случается всякое. С одной стороны и сердцу не прикажешь, а с другой стороны – Господь иногда нас поставляет в такие условия, что мы сами за себя порой не отвечаем, особенно в таких случаях, когда человек, действительно, приобретая любовь, теряет голову. Поэтому, конечно, Православная Церковь не против браков, которые являются неравными в религиозном отношении, но категорически против, если это какое-то насилие над личностью.
То есть, скажем, если молодой человек встретил православную девушку, сам являясь какой-то иной веры, то часто мы слышим такое, что она обязательно должна сменить свои религиозные воззрения. Или, например, возникают трудности в решение вопроса с новорожденными детьми – они обязательно веры матери должны быть или веры отца? Здесь, конечно, конфликтные вопросы нужно решить, я думаю, заранее.
В Православной Церкви нет какого-то чина вступления в брак с инославным, но девушка или молодой человек может получить благословение своего духовника, и этого будет достаточно для того, чтобы считать союз благословленным.
— А Вы считаете вообще возможным мирное сосуществование при наличие любви?
— Я даже думаю и больше – если есть просто уважение другу к другу, к принципам жизни и к вере человека, этого достаточно для того, чтобы была крепкая семья, которая может взрастить в своих детях уважительное отношение к тем, кто находится вокруг, потому что именно в этой семье они будут воспитываться на основе двух совершенно различных культур и, как это принято в любой семье, будут общаться с бабушкой и дедушкой и с той и с другой стороны.
Если такая гармония есть, я понимаю, что это очень сложно, но если такая гармония есть, то дети эти будут прекрасно воспитаны.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=2336