В Казани начат сбор материалов для канонизации уроженца Пензы, миссионера Николая Ильминского
По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия начат сбор материалов для канонизации в лике местночтимых святых Казанской епархии выдающегося православного миссионера и просветителя народов Поволжья и Приуралья, ученого и педагога Николая Ивановича Ильминского (1822-1891).
Свидетельства о почитании Николая Ильминского имеют более чем вековую историю.
«Верующие кряшены его еще при жизни называли святым человеком, а в наши дни почитание его только усилилось», — заявил руководитель Кряшенской духовной миссии, настоятель церкви святителя Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана иерей Димитрий Сизов.
Священник подчеркнул, что ученый и просветитель лично участвовал в переводах Священного Писания, богослужебных книг и назидательной литературы на родной язык кряшен, в устроении начальных школ в кряшенских селениях, а также в подготовке священнических и учительских кадров.
Н.И. Ильминского называют «апостолом поволжских инородцев» и «апостолом кряшен». Разработанная им миссионерско-просветительская система, важнейшей частью которой было распространение богослужения и обучения на родных языках, сыграла определяющую роль в духовном развитии и этнорелигиозной консолидации кряшен, чувашей и других коренных народов Поволжья и Приуралья.
Ученики и активные проводники системы Ильминского среди чувашей — И.Я. Яковлев (1848-1930), и среди кряшен — В.Т. Тимофеев (1836-1895), почитаются как просветители этих двух народов. Один из наиболее последовательных продолжателей дела Н. Ильминского в начале XX века — епископ Андрей (Ухтомский), возглавлявший в разное время православную миссию в Казанской, Сухумской и Уфимской епархиях и стяжавший впоследствии мученический венец, был в 1981 году канонизирован Русской Православной Церковью Загранице.
Учебные учреждения, работавшие по системе Ильминского, были распространены по всему Поволжью и соседним с ним регионах, а в многочисленных храмах, где совершались богослужения на национальных языках, происходило подлинное воцерковление поволжских народов.
В советское время имя и духовно-просветительские труды Николая Ильминского были подвергнуты шельмованию и поруганию: его обвиняли в «великодержавном шовинизме» и «русификаторстве», совершенно безосновательно объявляли врагом и гонителем мусульман и татарского народа. Высказывания Николая Ивановича грубо передергивали и фальсифицировали. К сожалению, эта очернительская традиция в отношении Ильминского дожила в Татарстане и до наших дней, что мешает объективному осмыслению его богатого духовно-просветительского и научного наследия, возрождению светлой памяти и прославлению этого выдающегося подвижника, просветителя и библеиста.
Письма со свидетельствами о почитании Николая Ильминского следует направлять на имя управляющего Казанской епархией, митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия по следующим адресам:
422779, Республика Татарстан, Пестречинский район, село Кряш-Серда, ул. Молодежная, д. 1, церковь святителя Николая Чудотворца, настоятелю прихода Сизову Д.В.
420021, г. Казань, Тукаевский переулок, д. 4, храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, настоятелю прихода Павлову П.П.
В письме следует указать фамилию, имя и отчество отправителя, адрес проживания, а также поставить дату и подпись. Текст о почитании праведника, о чудесах и свидетельствах молитвенной помощи с просьбой о его прославлении составляется в произвольной форме.
Источник: Официальный сайт Московского Патриархата
Николай Иванович Ильминский (23 апреля 1822, Пенза — 27 декабря 1891, Казань), российский востоковед, член-корреспондент Петербургской АН (1870). Тюрколог-теоретик. Труды по многим живым и мертвым тюркским языкам.
Родился в семье пензенского протоиерея. Окончил Казанскую духовную академию в 1846. Был оставлен там же в должности преподавателя. Находился в командировке в 1851–1854 в Египте, Палестине, Сирии с целью изучения ислама. С 1854 преподавал восточные языки на миссионерском отделении Казанской духовной академии. В 1858–1861 был переводчиком в Оренбургской пограничной комиссии. В1861–1872 преподавал на кафедре турецко-татарского языка Казанского университета, духовной академии (1863–1870).
По его инициативе были открыты школы для подготовки учителей в Казани. Ильминский выработал систему просвещения нерусских народов, которая была направлена на усиление идеологического воздействия самодержавия и православной церкви в Урало-Поволжье, Средней Азии и Сибири.
В 1872 году Ильминский был назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии и с этих пор посвятил себя всецело распространению просвещения среди инородцев. Он издал также ряд переводов: «Букваря» (1862, 1864 и 1867), «Книги Бытия» (1863), Пасхальной Службы (1869) и многие др.
Отдельно изданы: арабские сочинения Китаб-Биркили – изложение ислама (1855); «Бабур-наме» – автобиографические записки султана Бабура, «Самоучитель русской грамоты для киргизов» (1861) и др.
Есть несколько исследований Ильминского славянского текста церковнославянских богослужебных книг, а также состава некоторых богослужебных чинов. Ильминский всегда отстаивал достоинства старославянского перевода Евангелия, особенно в книге «Размышление о сравнительном достоинстве в отношении языка разновременных редакций церковнославянского перевода Псалтири и Евангелия» (1882 и 1886).
Однообразие текста Ильминский положил в основу издания «Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа» древним текстам. Свои взгляды на изучение церковнославянского языка Ильминский проводит в ряде изданий и исследований: «Обучение церковнославянской грамоте» (1885 и 1887), «Святое Евангелие от Матфея. Древнеславянский текст» (1888).
Ильминский был одним из основателей миссионерского Братства Святителя Гурия, открывшегося в Казани в 1867 году, возглавлял его Переводческую комиссию. Он переводил не только на татарский, но и на чувашский, марийский, удмуртский и другие языки.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=4498