Митрополит Серафим: «В Иоанне Оленевском для нас важнее всего пример незлобия и любви»
31 мая — для православных пензенцев дата особая: это — день обретения мощей священноисповедника Иоанна Оленевского, одного из самых почитаемых святых Пензенской земли. Гостем телепрограммы Пензенской митрополии «Вопросы веры» по случаю этой даты стал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. О святом старце, его жизни, трудах и чудесах, совершающихся по его молитвам, с владыкой побеседовал Евгений Белохвостиков.
– Владыка, в этом году исполняется уже 15 лет со дня канонизации священноисповедника Иоанна Оленевского. Прославлен он был в соборе Новомученников и исповедников Российских. Но ведь старец пострадал за Христа не так, как многие его современники: по счастью, остался жив, трижды арестовывался, но на длительные сроки не был осужден. Почему именно его пензяки чтут?
– Конечно, священноисповедника Иоанна Оленевского каждый пензенец чтит, прежде всего, за тот подвижнический труд, который он нес. Он воистину был исповедником веры в то очень сложное время, когда повсеместно закрывались храмы, уничтожались христианские святыни по лицу всей земли Русской, исключением не была и Пензенская земля. И в это время Оленевка Пензенского района — совершенно не далекое от города Пензы село — привлекало к себе всех тех, кто жаждал духовной пищи, жаждал ответа на свои вопросы, как духовные, так и чисто житейские.
Отец Иоанн — это и период жестоких гонений на христиан в 20-30-е, и период Великой Отечественной войны, когда он стал утешителем для всех тех, кто отправил своих сыновей, мужей, отцов на фронт. Он, конечно, молился о победе советского народа над фашистской Германией. Именно в этот период отец Иоанн стал тем духовным кормчим, который привлекал народ, наставлял и многих духовно руководствовал ко спасению. Еще сейчас живы свидетели его благочестивой жизни, гонений на него со стороны светской власти. Мы знаем: невзирая на то, что он трижды был арестован на небольшие сроки, по сути, старец всю свою жизнь он провел именно в изгнании, потому что даже ближайшие родственники — его племянники, двоюродные братья и сестры — не могли его принять у себя в доме, потому что это вело за собой преследование власти. Поэтому святому старцу приходилось очень часто менять свое жилище , ходить от одного дома к другому, искать того, кто отваживался бы его принять хотя бы на несколько ночей. Но в этом уже немощном старце была великая сила – дар молитвы, дар прозорливости и, конечно, необычайная духовная сила, которая наставляла и укрепляла всех тех, кто к нему приходил.
– Старца почитали святым уже при его жизни. После его кончины в 1951 году почитание продолжилось и даже еще более расширилось. И задолго до канонизации о нем уже знали далеко за пределами Пензенского края. Владыка, скажите, а как Вы впервые узнали о старце Иоанне Оленевском?
– Мне очень сложно сказать и вспомнить то время, когда я впервые услышал о нем, потому что имя старца отца Иоанна у любого воцерковленного человека было на устах, звучало в христианском сердце. Если мы брали поминание любого христианина того времени, то заупокойная страница всегда начиналась поминовением Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Петра (Полянского), и дальше, как это ни странно, не поминался никто из почивших пензенских архиереев (хотя среди них были и расстрелянные, но для пензенцев они остались, к сожалению, забытыми) — а вот имя иерея Иоанна Оленевского фактически было записано в каждом помяннике каждой христианской семьи.
Момент, который сугубо обратил внимание мое, молодого человека, воспитанника Саратовской духовной семинарии, на личность отца Иоанна, — это большое событие для Пензенской земли, — это 1996 год, когда по благословению приснопамятного архиепископа Серафима (Тихонова) с кладбища села Оленевка останки отца Иоанна были перенесены к Сергиевскому храму села Соловцовка Пензенского района. Это стало таким великим знаменем для всех пензенцев! Мне вспоминается это событие, не как обычные церковные торжества по церковному протоколу, а как совершенно незаурядное событие, которое собрало несколько тысяч человек, воодушевленных видением гроба почитаемого старца. Гроб совершенно не был предан тлению, и оставался таким, как его почти 45 лет тому назад захоронили: он был покрашен светло-голубой краской, и на нем осталась надпись «Со святыми упокой душу усопшего раба твоего». Затем был огромный Крестный ход до села Соловцовка, до храма, где честные останки старца переложили в новый гроб, и началось торжественное и очень позднее всенощное бдение, а затем служение утром Божественной литургии архиепископом Серафимом.
Именно с этого времени стали появляться брошюры с жизнеописанием отца Иоанна, собранные, правда, еще тогда по воспоминаниям современников, и не всегда они были точными, потому что тогда еще не обращались к архивным документам. Я считаю, что именно эти события привлекли внимание тысяч пензенцев и вызвали желание чаще бывать у его святой могилы и больше знать о нем.
– Владыка, Вы уже говорили какой исповеднический подвиг понес отец Иоанн. Но ведь у него были и современники в соседних с ним селах: в Пензе сейчас еще вспомнят имена старца Феодора Винокурова, старца Ермолая из Телегино, болящей Наташи из Трескино, есть еще несколько местночтимых подвижников и подвижниц. Скажите, почему именно Иоанна Оленевского так полюбил народ, и именно его прославила Церковь в лике святых?
– Я считаю, что любое прославление и признание со стороны церковной – это лишь внешний обряд признания, а самым главным является то, что этого святого прославляет Господь. Конечно, видно, в старце Иоанне, в его служении было больше ревности, более значимо было это служение. Но, действительно, к сожалению, имена многих подвижников, которые были хорошо известны в предреволюционное и послереволюционное время на Пензенской земле, сейчас забыты. Прежде всего, и советская власть постаралась, поскольку сейчас многие из нас — «иваны, не помнящие своего родства».
Обратимся к тому, о чем я говорил — к тем церковным помянниках, которые были синодиками для каждой семьи. Если каждого из нас сейчас спросить, кто был его прадед, прапрадед, чем он занимался, — то многие не знают на это ответа, и даже о своих близких родственниках, дедушках и бабушках знают очень мало. Я считаю, что это ужасное состояние, в котором мы находимся, нанесло свой отпечаток и на церковное сознание.
Сейчас мы прилагаем немало усилий, чтобы в народной памяти воскресить вновь и память о священнике Николае Болоховском, известном подвижнике благочестия, который был уважаем праведным Иоанном Кронштадтским, его жизнь нашла отражение в произведениях Евгения Поселянина. Этот человек действительно был очень почитаем. Но если в церковной среде его еще немного помнят, то больше за этим ничего не стоит.
Можно назвать еще множество таких примеров. Конечно, это плохо, что все забывается, что не всех Церковь канонизировала, потому что были какие-то к тому препятствия: не всегда человек внешне вел благочестивый образ жизни, действительно Церковью признавался как подвижник веры, как святой человек. Поэтому в таком широком почитании старца Иоанна Оленевского ключевую роль сыграла личность самого отца Иоанна, как такого духовного врача, как истинного пастыря Церкви Христовой. Канонизация была признанием не только со стороны церковной иерархии, — это, прежде всего, прославление, которое Господь даровал для всех нас, кто живет в Пензе, кто знает имя священноисповедника Иоанна Оленевского, почитает его и в своих молитвах призывает его на помощь.
– Сам священноисповедник Иоанн часто обличал тех, кто приходили к нему из любопытства – просто проверить, а действительно ли он прозорлив, предсказывает ли он будущее, — а не за помощью и молитвой. Сейчас, в принципе, это тоже распространено, когда люди приезжают, чтобы просто помазаться маслицем, взять водички из святого источника и исцелиться этим. Насколько это серьезная проблема нашей духовности, и так же ли это актуально, как во времена старца?
– Не знаю, насколько остро стояла эта проблема в 40-50-е годы, потому что все-таки я в то время еще не жил. Но имею глубокую убежденность в том, что современники старца все же были духовно более зрелые люди, которые родились еще до революции, и воспитывались в совершенно другом укладе жизни.
Для нас, действительно, очень глубокая и страшная болезнь – потеря преемственности как таковой. Ушли бабушки, которые были рождены в 1914-1915 годах и в русских селах, невзирая на революционные перевороты, воспитывались в старых устоях: в вере, в благочестии, в целомудрии. А нынешнее старшее поколение, — это ведь комсомольцы 30-х годов, которые родились в совершенно иную эпоху.
Да, отец Иоанн многих обличал, пришедших ради любопытства. Но это еще не такой недуг, который переживает сегодняшнее поколение. Потому что, к сожалению, сегодняшние христиане (если их можно назвать таковыми), или люди, которые только стараются приблизиться каким-либо образом к вере, — они стараются верить не в Бога, не иметь надежду на Церковь, а желают видеть в вере и в своей религиозности какую-то магическую силу, которая внезапно, по их желанию, должна их исцелять, изменять, обогащать. И не хотят задуматься над тем, что мы сами должны изменить себя, поработать над этим. Духовно совершенствоваться – самый большой поступок в жизни, труд, который мы можем совершать. И я считаю, что это нормально для нынешнего нашего поколения, потому что все-таки (невзирая на то, что Россия крещена и просвещена более тысячи лет назад) новое крещение пришло не так давно, и новые люди со своими понятиями, радостями, пороками, грехами вошли в Церковь.
Чтобы в корне все это изменить, чтобы общество стало христиански зрелым, — наверное, должно пройти еще не одно десятилетие. И мы должны прилагать усилия, чтобы своей верой, своим приходом в Церковь не стараться, нагло покопавшись в ней, что-то изменить, а постараться насытиться тем духовным святоотеческим опытом (в том числе, опытом многих Новомучеников и исповедников), этот опыт принять на себя, и этим опытом постараться найти себе путь спасения.
– И ведь, действительно, многие приходят к старцу Иоанну с искренней молитвой…
– Слава Богу. Я считаю, что, конечно, десятилетие христианского воспитания во многих семьях, и работа самого церковного общества привела к тому, что мы видим создающиеся приходы, которые живут нормальной приходской жизнью. Многое меняется. Правда, не так скоро, как бы нам всем хотелось и желалось.
– Я знаю, что очень многие приезжают в Оленевку помолиться о рождении детей. И даже мне рассказывали, что потом приезжают туда крестить новорожденного сына с именем Иоанн, в честь старца. А Вам приходилось слышать о каких-то чудесах по его молитвам?
– На самом деле, чудес там происходит очень много. Они порой бывают даже незаметны для людских глаз. К примеру, я бываю у раки со святыми мощами старца не только в дни его памяти или какие-то храмовые празднования: иногда заезжаю просто помолиться, — и вижу, сколько людей находится в храме, и каждый приезжает со своей нуждой, со своим горем. Как у нас говорят, к сухому колодцу никто бы не шел. Все-таки есть уже 15-летний опыт его почитания в лике святых, и более 50-ти лет почитания после его смерти, когда люди приходили на его могилу, просили о своих нуждах и получали исцеление, а потом приезжали сами и привозили детей и внуков. И эта традиция продолжается. Чудес очень много, и приток людей к этому почитаемому старцу говорит о том, что, безусловно, этих явлений для каждого человека в его жизни бывает немало.
– О чем еще, кроме чадородия, молятся старцу Иоанну? Есть какие-то традиции?
– Я не могу сказать, что это традиция – молиться о чадородии. Я, действительно, слышал много случаев, когда люди приходили и благодарили за то, что у них более 10 лет супружеского сожительства не было детей, и вот отец Иоанн своей молитвой им помог. Судя по отзывам, которые публиковались в его жизнеописаниях, чудес происходит много, люди исцеляются от различных недугов, и духовно отец Иоанн многим помогает. Поэтому говорить о том, что есть какие-то традиции — молиться о чем-либо — я бы не стал, потому что тысячи людей приходят с разными нуждами, и отец Иоанн своими молитвами откликается. А жти нужды, как и вся наша жизнь, очень разнообразны.
– И в завершение, владыка: в чем мы должны брать пример со старца Иоанна Оленевского? В чем мы должны хотя бы стараться быть на него похожими?
– Это, с одной стороны, очень простой, а с другой стороны – очень сложный вопрос. Ведь, действительно, мы призываем христиан к подражанию тем святым, которых они почитают, имя которого носят, или любого святого, жизнеописание которого для нас является назидательным. Но самое главное, пожалуй, что является назидательным в жизни любого святого – то, как он смог исполнить заповеди Божии и приобрести ту любовь к Богу и ближнему, которая его и соделала святым.
Хотелось бы всем нам, особенно почитающим священноисповедника отца Иоанна, пожелать той любви к людям, незлобия, которые он проявил, особенно в последние 40 лет своей жизни, потому что все эти годы были годами скитания, уничижения, непонимания. Только представьте себе: мало того, что ты попал в тюрьму, и тебя осудили на маленький или большой срок, но и когда ты из нее выходишь — люди стараются от тебя отойти, чтобы, не дай Бог, не навлечь на себя подозрения в тех же обвинениях, которые власть имеет к тебе. Поэтому отец Иоанн, начиная с самого революционного переворота и заканчивая 1951 годом, когда он предал свою праведную душу Богу, безусловно, претерпел немало гонений и уничижений. Но это не нанесло урон его душе, он не озлобился, не стал врагом для тех, кто были его врагами, он сумел это все преодолеть любовью Христовой, и эта любовь его соделала святым человеком!
Я думаю, что в нынешнее время нам очень важен именно этот пример – пример любви и незлобия, который может каждого из нас обратить к Богу и наставить на правый путь.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=39015