17 июля – день памяти святых Царственных страстотерпцев

17 июля (4 июля по ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память святых Царственных страстотерпцев: царя Николая II, царицы Александры, царевича Алексия и великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. В этот день 97 лет назад члены Царской семьи приняли свою мученическую кончину – в 1918 году по решению большевиков они были зверски расстреляны в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

Святая Церковь прославила Государя Николая II и его семью в чине страстотерпцев – святых, кротко принявших мученическую смерть от своих единоверцев за исполнение Заповедей Божиих. Царь уподобился древним мученикам, свободно, не по принуждению предававшим себя на нравственные и физические страдания за Христа вплоть до смерти.

Предшествующий расстрелу екатеринбургский период заточения Царской семьи был проникнут твердой верой, которая давала узникам силу и терпение в страданиях. Несмотря на издевательства и оскорбления, которыми окружали их бесцеремонные и жестокие надзиратели, члены императорской семьи в доме Ипатьева оставались самими собой, сохраняя благородство и ясность духа, вели благочестивую семейную жизнь, наполненную молитвой, чтением духовных книг и посильными занятиями.

Один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель наследника Пьер Жильяр писал: «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».

Император и его семья предчувствовали смерть и были готовы к ней. 14 июля, за три дня до казни, члены императорской семьи присутствовали на Божественной литургии в Ипатьевском доме, исповедались и причастились Святых Христовых Тайн. В одной из книг княжны Татьяны остались подчеркнутыми следующие слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу к смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». В своем письме княжна Ольга писала: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

В ту страшную ночь с 16 на 17 июля 1918 года царственным узникам Ипатьевского дома было приказано спуститься в подвал под предлогом того, что в городе начались волнения. Уже внизу чекисты внезапно огласили смертный приговор Царской cемье, который тотчас же привели в исполнение. Тех, кто не умер от пуль, добивали прикладами и штыками. Вместе с семьей Государя были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и некоторые слуги, последовавшие за своими господами в ссылку: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп.

От тел убиенных постарались тут же избавиться — их вывезли в Ганину Яму, сбросили в шахту и долгие десятилетия никто не знал, где находятся тела расстрелянных Царственных страстотерпцев.

Весть об ужасной расправе с царем стремительно разнеслась по стране. Практически сразу же Святейший Патриарх Тихон благословил совершать о нем панихиды, а 21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве решительно осудил произошедшее: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Почитание Царской семьи началось практически сразу же после их расстрела и продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию — на протяжении долгих десятилетий советской власти. Впервые вопрос о канонизации Царской семьи был поставлен в 1938 году в Сербии, маленькой славянской стране, из-за которой Российская империя оказалась ввергнута в Первую мировую войну. В 1981 году прославила в лике святых Николая II и его семью Русская Православная Церковь Заграницей.

Спустя два десятилетия, в 2000 году, состоялся Архиерейский Собор, на котором Царская семья была канонизирована Русской Православной Церковью и прославлена в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских: «В последнем православном Российском монархе и членах его семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры». Именно такое осмысление подвига Царской семьи сделало возможным прославление в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=44393

Актуальные новости

В Великий Вторник Страстной седмицы митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Иннокентия Иркутского при духовной семинарии В Великий Вторник Страстной седмицы митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Иннокентия Иркутского при духовной семинарии
В канун вторника Страстной седмицы митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе В канун вторника Страстной седмицы митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе
В Великий Понедельник митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе В Великий Понедельник митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе
В канун понедельника Страстной седмицы митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе В канун понедельника Страстной седмицы митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе
В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Серафим совершил литургию в Спасском кафедральном соборе В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Серафим совершил литургию в Спасском кафедральном соборе
В канун праздника Входа Господня в Иерусалим митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун праздника Входа Господня в Иерусалим митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе