Митрополит Серафим: «У задумок и планов появились видимые результаты и итоги»

Традиционно, в Рождественские дни митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим стал гостем ГТРК «Пенза». В беседе с корреспондентом телерадиокомпании, председателем Издательского отдела Пензенской епархии Евгением Белохвостиковым Его Высокопреосвященство рассказал об итогах работы 2015 года, и о планах на текущий год.

– Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Прежде всего, позвольте поздравить Вас с великим праздником Рождества Христова.

– Спасибо!

– Владыка, в эти дни исполняется два года, как Вы были избраны управляющим Пензенской епархией, и уже традицией стало подводить некие итоги. Что для Вас лично является итогом этого года, а, может быть, и обоих лет?

– Наверное, то, что у задумок и планов, которые я перед собой ставил, появились видимые результаты и видимые итоги.

Прежде всего, конечно, хотелось бы поблагодарить Бога за то, что в этом году мы довольно плодотворно работали вместе со всеми священнослужителями, провели массу различных мероприятий и церковно-просветительского характера, и связанных с открытием новых приходов, и с миссионерским служением на Пензенской земле. Пожалуй, самым отрадным для меня за период служения в последнем году стало то, что мы совершили ряд Литургий в тех храмах, которые не открыты, и даже, наверное, не смогут быть полностью отреставрированы и принимать прихожан в ближайшие годы. Это храмы в Марфино, Юлово Мокшанского района, в селе Максимовка Каменского района. Но за короткий промежуток времени сами местные жители во главе с нашими священниками смогли провести уборку этих храмов, минимально их подготовить для служения Божественной литургии, и в некоторых храмах спустя 70-80 лет были совершены Литургии, на которых собрались фактически все жители села.

А для епархии самое главное – чтобы продолжалось строительство Спасского кафедрального собора: пусть даже не теми темпами, которые мы намечали, в виду различных объективных причин, в том числе финансово-экономического состояния нашей страны. Конечно, мы должны сказать, что число жертвователей сократилось, потому что, наверное, люди не имеют таких возможностей. Но при всем том стройка ни на один день в году не была прекращена, и мы мало-помалу подходим к завершению строительных работ. Надеюсь, что спустя год-два мы сможем увидеть Спасский кафедральный собор во всей его красе. Это и вызывает внутренне удовлетворение и стремление работать дальше.

– Действительно, в Пензенской области открывается и строится много церквей. В 2015 году сколько примерно было открыто новых храмов?

– В ушедшем году открыто десять новых приходов, семь из них зарегистрированы и три находятся на стадии регистрации. В самом городе Пензе, в микрорайоне Кривозерье, построен новый храм в честь святого равноапостольного князя Владимира, тысячелетие преставления которого отмечала вся полнота Православной Церкви в 2015-м.

Кроме того, я благодарен администрации города Пензы за то, что нам выделен еще участок в районе Севера. Это тоже является для нас прорывом, потому что жители микрорайона Север неоднократно обращались в епархию и ко мне лично с тем, чтобы у них был открыт храм. Я думаю, в ближайшие три-четыре месяца мы приступим к строительству сначала временного храма, а затем и к возведению полноценной церкви в этом месте.

Также выделен участок в Терновке, точнее, в «Сурском квартале», который относится к Пензенскому району. Для Терновки это сейчас тоже очень актуально, потому что фактически на такой огромный район у нас сейчас только один храм Святителя Николая. Нам нужно, я думаю, стремиться к тому, чтобы хотя бы еще два-три прихода в Терновке открыть, как это сделано сейчас, например, в Арбеково.

– Владыка, Вы упомянули о селах, в которых действительно не так много осталось жителей, чтобы построить или даже восстановить старый храм. Какой выход находите в этих ситуациях?

– Мы прекрасно понимаем, что, наверное, большинство этих сел через пять-десять лет вообще вымрут. Но, слава Богу, осталось очень много помещений, в том числе бывших администраций, бывших домов культуры или школ, которые никак не задействованы, и мы, скажем так, арендуем эти помещения у муниципалитетов, чтобы совершать регулярные богослужения.

Я считаю, что это очень важно. Я за прошедший год совершил поездки по четырем районам нашей области, осмотрел многие села, оценил возможности к открытию храмов. И, слава Богу, сейчас ведутся работы в селе Синодское Шемышейского района по восстановлению храма – там довольно-таки хороший старинный храм. Думаю, что к Пасхе мы осилим там начать богослужение.
В селе Колышлейка Пензенского района мы нашли здание администрации, в котором уже проводятся богослужения. Кроме того, начаты богослужения в таких селах, как Долгоруково – оно достаточно большое и перспективное, мы знаем, что это село будет существовать. Я был очень рад совершить там первое богослужение летом, и сейчас это хороший, крепкий приход.

Что касается многих других сел, то мы изыскиваем возможности к тому, чтобы там открывать новые приходы. В основном это приспособленные помещения – так называемые молитвенные дома. Но самое главное – это служит окормлению десятков и сотен людей, проживающих в этих селах.

– Но ведь есть случаи, когда село или почти вымерло, или храм вообще стоит в чистом поле. Возникает тяжелый вопрос: что делать с храмами в тех местах, где вообще нет населения?

– Мы идем к тому, чтобы разработать программу по спасению этих храмов. Конечно, мы их не можем восстановить полностью, но мы должны все сделать для того, чтобы они были законсервированы, чтобы, по крайней мере, была какая-то крыша и заделаны окна и двери, чтобы туда не проникали ни люди, ни скот, чтобы их не разрушали до конца.

Перспектив у этих храмов, конечно, очень мало, но, может быть, стоит остановить их разрушение даже для того, чтобы сохранить какую-то народную память. Ведь у нас есть очень благочестивый обычай: в родительские субботы, где бы люди ни жили, в Москве, Санкт-Петербурге и даже за границей, многие стремятся посетить те древние погосты, которые находятся рядом с уже утраченным селом или храмом, и такой приход людей в эти приходы достаточно многочисленный. Может быть, можно будет ввести традицию в таких храмах именно в эти дни совершать богослужения, когда на Троицкую родительскую субботу либо в дни радуницы люди приезжают, чтобы почтить своих родственников, и это хотя бы на какое-то время продолжит жизнь приходов.

Есть у меня еще один проект: я хотел бы в ближайшее время обратиться к администрациям наших районов, поскольку сейчас часто возникают различные коттеджные поселки рядом с крупными центрами, и люди, которые не желают жить в многоэтажных жомах, перебираются в эти поселки и уютно себя там чувствуют. В основном это – освоение новых земель. Но почему бы, если рядом с городом было когда-то село и находится храм, не выделять под строительство таких поселков именно эти территории, чтобы храмы вновь оживали? Не знаю, насколько это перспективно, но, думаю, один-два таких проекта вполне можно реализовать.

– Увеличивается количество приходов, но растет ли число духовенства? Я помню, два года назад на Рождество и Крещение настолько острой была нехватка кадров, что даже на двунадесятые праздники не во всех приходах удалось совершить богослужения. Удалось ли это исправить?

– За два года это довольно сложно исправить, но хочу констатировать, что, по крайней мере, в эти рождественские праздники мы уже можем большинстве приходов нашей епархии (а это почти сто сорок приходов семи районов Пензенской области) обеспечить, чтобы в большие праздники проводились везде богослужения. Конечно, количество духовенства увеличилось ненамного, примерно на тридцать человек, а нужно хотя бы еще столько же, но, думаю, со временем темпы решения этой задачи будут снижаться. Ведь в первый год служения я старался больше привлечь людей и изыскивал все возможности, которые есть, но они не безграничны. А наша духовная школа не вполне способна закрыть все эти кадровые дыры. Выпускников не так много – 5-7 человек в год.

Но при всем том, думаю, что в течение еще трех четырех лет мы уже сможем говорить о более качественной работе наших пастырей. Потому что, честно говоря, когда я пришел на Пензенскую кафедру два года назад, мне было немного совестно от священников требовать чего-то большего, потому что большинство из них служили по три-четыре раза в неделю. Кроме того, у каждого пастыря есть семья, о которой тоже нужно заботиться, воспитывать детей, уделять внимание супруге и делать многое другое, поэтому я считал, что их служение и так – большой подвижнический труд. Но сейчас, когда священников, безусловно, становится больше, темпы работы не должны ослабевать, и я считаю, что с появлением новых священнослужителей мы сможем выйти на качественно другой уровень.

– Рождество Христово – традиционно один из самых любимых праздников для воспитанников воскресных школ. Уже чуть ли не с начала учебного года делаются вертепы, учатся колядки, проводятся прочие мероприятия. Вы упомянули недавно на епархиальном собрании о том, что в Пензенской епархии менее 50 воскресных школ. Этого не достаточно?

– Конечно, недостаточно. Я уверен, что воскресная школа должна существовать при любом приходе, даже самом малочисленном, и если в составе воскресной школы будет пять-шесть человек – это тоже воскресная школа (хотя, по нынешним стандартам, который установил Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, мы не можем называть это воскресной школой, но все же это группа, и она должна существовать, причем совершенно на различных уровнях). В воскресной школе не обязательно должны быть только дети, это могут быть подростки, взрослые люди и даже люди преклонного возраста.

Не открою большого секрета, что наши люди с религиозной точки зрения малообразованны. Говоря о качественном пастырском служении, я имел в виду именно это: чтобы пастырь занимался не только соблюдением и исполнением тех запросов, которые человек от него просит, но и просветительской деятельностью. Священнослужитель – это не просто совершитель Таинств, это, прежде всего, проповедник Евангелия и веры. Поэтому стремление к увеличению количества духовенства, прежде всего, в том, чтобы оно было не количественно больше, а качественно больше, чтобы это все были люди искренние, образованные, которые могут повести, увлечь, повлиять на ситуацию.

Ведь преподавание в воскресной школе – довольно сложный процесс: попробуйте заманить туда ребенка, который в течение шести дней обучается в общеобразовательной школе, тем более, с теми нагрузками, которые сейчас в школе существуют. У него остается единственный выходной, и разве он будет его посвящать учебе? Поэтому я требую от священнослужителей, чтобы время в воскресных школах было организовано таким образом, чтобы было как можно меньше лекционных занятий и как можно больше развития детей через игры, рукоделие, спорт, патриотическое воспитание. Ведь очень важно человеку, чтобы он желал туда идти, а куда же он пойдет, если его вновь заставят сесть за парту и заниматься тем же, что он делал в течение шести дней? Поэтому здесь нужно выработать совершенно иные подходы, более грамотные, и для этого нужны люди творческие.

– 2016-й год в Русской Православной Церкви пройдет под знаком тысячелетия русского монашества на Афоне. И Вы упомянули о том, что, в связи с этим, будет уделено особое внимание пензенским монашеским обителям. Что это значит, в чем нуждаются наши монастыри?

– Во-первых, о наших монастырях мало кто знает. Если это не место паломничества, то, например, находящийся в центре города Троицкий женский монастырь для многих – обычный приход. А чем он живет, что в его жизни является приоритетом, и чего он избегает – думаю, будет интересно узнать более широкому кругу людей. Кроме того, Троицкий монастырь – это одна из самых богатейших историй, и ее мы, безусловно, должны донести до нашего народа, вспомнить о том, кто захоронен на территории монастыря, кто были архитекторы, которые построили эти дивные храмы.
То же самое – со Спасо-Преображенским монастырем: не менее богатая история, не менее богатый некрополь, который, кстати, совершенно забыт, и мы знаем, что на этой территории продолжают сохраняться цеха уже несуществующего завода.

Кроме того, хотелось бы привлечь внимание к монашеству вообще. В православной среде особое отношение к монастырям, и прихожане очень любят посещать наши обители и молиться в них, но они очень мало знают о внутренней жизни монастыря, о том, что побудило людей к тому, чтобы уйти в монастырь. Я думаю, что ряд таких духовно-просветительских передач, публикаций, конференций, открытых разговоров со студентами и интеллигенцией очень важно сделать. И в чисто паломническом плане необходимо открыть новые маршруты для того, чтобы паломники знали наши пензенские святыни. Большинство из нас стремится на Афон, в Иерусалим, к всероссийским святыням, а то, что находится рядом с нами, мы порой не замечаем. Поэтому тысячелетие русского присутствия на Афоне мы должны отметить именно таким образом.

– И, конечно, о еще одном местном юбилее, пусть не таком грандиозном, я хотел бы спросить. На Рождество исполняется 150 лет со дня основания журнала «Пензенские епархиальные ведомости», и 25 лет со дня его возрождения, по благословению приснопамятного архиепископа Серафима. В XIX веке это был первый и единственный пензенский журнал, в 90-е годы – единственное средство массовой информации Пензенской епархии. Сейчас и журналов много, и у епархии есть своя телепрограмма, своя радиопрограмма, газета, сайт. Как Вы видите, какое место у журнала среди этих СМИ, и вообще, зачем он существует – не просто же ради традиции?

– Любое официальное издание очень важно, невзирая на то, что появляются совершенно новые средства информации, более совершенные и доступные. Я все же считаю, что любое печатное издание, как и любая книга – нечто более живое. И, конечно, наши «Пензенские епархиальные ведомости» продолжают традицию дореволюционных поколений, которые очень много внимания уделяли местной истории, местным подвижникам благочестия. Я считаю, что это очень важно, и надеюсь, что в этом году мы на День православной книги достойно проведем празднование юбилея журнала. 150 лет – для местного издания, первого в своем роде – большой юбилей, и нам следует провести торжества на серьезном уровне, показав, что первый журнал Пензенского края не утратил своей актуальности и по сей день.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=67274

Актуальные новости

Митрополит Серафим совершил утреню Великой Субботы с чином погребения в Спасском кафедральном соборе Митрополит Серафим совершил утреню Великой Субботы с чином погребения в Спасском кафедральном соборе
В Великий Пяток митрополит Серафим совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя В Великий Пяток митрополит Серафим совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя
В Страстную Пятницу митрополит Серафим молился на богослужении Царских часов в Спасском соборе Пензы В Страстную Пятницу митрополит Серафим молился на богослужении Царских часов в Спасском соборе Пензы
Митрополит Серафим совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых в Спасском кафедральном соборе Митрополит Серафим совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых в Спасском кафедральном соборе
В Великий Четверг митрополит Серафим совершил вечерню и Божественную литургию в Спасском кафедральном соборе В Великий Четверг митрополит Серафим совершил вечерню и Божественную литургию в Спасском кафедральном соборе
В канун Великого Четверга митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе В канун Великого Четверга митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе