Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с активистами Всероссийского педагогического собрания
29 марта 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского ставропигиального монастыря города Москвы состоялась встреча председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия с активистами Всероссийского педагогического собрания.
Пензенское отделение Всероссийского Педагогического Собрания и Пензенскую митрополию Русской Православной Церкви представлял директор МБОУ «Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского» Юрий Николаевич Калёнов. В мероприятии приняли участие около 50 представителей педагогических коллективов из нескольких регионов страны.
Открывая заседание, глава Синодального отдела передал собравшимся приветствие и благословение Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Несмотря на активное взаимодействие Синодального отдела религиозного образования c педагогическим сообществом России, встреча в данном формате прошла впервые. По мнению митрополита Меркурия, залогом эффективности их сотрудничества является «согласование позиций и принятие взвешенных решений по наиболее острым вопросам современности, проработка механизмов их реализации». «Один из таких, предельно актуальных, общественных, церковно-государственных проектов — духовно-нравственное воспитание молодежи и школьников», — отметил иерарх.
«И патриотизм, и добросовестность, и нравственность Церковь рассматривает как добродетели, но добродетели — производные от другого исходного понятия — духовности. Отсюда и широко употребляемый в настоящее время термин «духовно-нравственное воспитание», — продолжил владыка. — Для обучения детей нравственности нужно, чтобы евангельские заповеди были нормой собственного поведения. В этом начало духовного опыта, христианское смирение, залог успеха любого благого дела».
Как отметил владыка Меркурий, активное церковно-государственное и церковно-общественное взаимодействие в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ведется практически во всех регионах; во всех епархиях есть квалифицированные специалисты, традиции, опыт, многолетние связи и самобытные методические наработки. Тем не менее, существует целый ряд причин, которые заставляют представителей Церкви «неустанно трудиться в этом направлении, искать нестандартные решения, находить дополнительные резервы в области духовно-нравственного образования».
Среди сложностей, с которыми приходится сталкиваться, атеистическое наследие в научных, педагогических, административных кругах, широкий спектр культурного, конфессионального многообразия, современные глобалистские проекты в области образования. «То, что представляется простым и понятным среде единомышленников, приобретает совершенно другую степень сложности в контексте церковно-государственного диалога, широкого общественного и межконфессионального обсуждения. Подобными трудностями, в частности, обусловлено отсутствие полноценного преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах России, недостаточное финансирование православных гимназий, сложности с реализацией духовно-нравственного компонента в дошкольных образовательных организациях и ряд других не менее важных проблем», — заявил глава Синодального отдела.
Тем не менее, несмотря на то, что на федеральном уровне многие церковные инициативы пока встречают, как сказал митрополит Меркурий, «лишь сдержанное сочувствие», в регионах уже давно реализуются самые смелые образовательные проекты: активно действуют Советы по духовно-нравственному воспитанию, преподавание ОПК ведется на всех уровнях школьного образования, в детских садах реализуется воспитательный компонент на основе православной традиции, развиваются центры дополнительного образования на базе воскресных школ.
«Самое главное, что успешный опыт педагогов и воспитателей в области духовно-нравственного образования сегодня крайне востребован: то, что апробировано в каком-то одном регионе, находит общецерковное практическое применение, становится составляющей всероссийского методического опыта», — резюмировал архиерей.
По мнению митрополита Меркурия, участие Церкви, других традиционных религиозных общин в образовательном процессе свидетельствует о государственном признании приоритетности формирования общественного согласия на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
В ходе состоявшегося обмена мнениями, участники встречи поделились видением актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. В частности, директором МБОУ «Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского» г. Пензы Калёновым Ю.Н. была затронута проблема детского суицида, жестокости в детской и подростковой среде, зависимости школьников от социальных сетей и Интернета.
Итогом встречи стало решение продолжить обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания в формате совместного диалога Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Всероссийского педагогического собрания.
По окончании встречи для представителей этой общественной организации была проведена экскурсия по Высоко-Петровскому монастырю.
***
Общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» основана в ноябре 2006 года, объединяет более 370 тысяч педагогов по всей России. Является добровольным самоуправляемым общественным объединением граждан. Действует на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет общероссийский статус. Структуру организации составляют региональные и местные отделения.
В состав ВПС входят: «Ассоциация молодых учителей России», «Ассоциация педагогов, взявших на воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Ассоциация учителей сельских школ», «Ассоциация агрошкол России».
Председатель ВПС — ректор МГТУ им. К.Г. Разумовского, профессор, доктор экономических наук, член Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества В.Н. Иванова.
ВПС является организатором Открытого конкурса интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества», Всероссийского педагогического конкурса «Мои инновации в образовании». В 2014 году ВПС инициировало и провело II Всероссийский съезд молодых учителей «Молодой учитель — школе будущего» и II Всероссийский съезд учителей сельских школ «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм». Кроме того, представители ВПС во главе с председателем проводят регулярные видеоконференции, круглые столы и рабочие встречи с представителями педагогической общественности.
Источник: Официальный сайт Московского Патриархата
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=72899