Выступление Митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима на пленарном заседании IV регионального образовательного форума «Рождественские чтения «1917–2017 годы: уроки столетия»

Уважаемые участники регионального образовательного форума «Рождественские чтения»!

Завершилась работа секций очередных региональных Рождественских чтений, состоялось обсуждение широкого спектра вопросов, главный из которых был посвящен тому, чем стало прошедшее столетие для истории России. В рамках площадок Форума прозвучали мнения относительно различных тем, актуальных для Русской Православной Церкви и для той части российского общества, чье мировоззрение связано с православной культурной традицией. Традиционно важным вопросом Форума стало обсуждение взаимодействия православной общественности и средств массовой информации, которые для многих верующих стали неотъемлемой частью их жизни. Обсуждались вопросы развития приходской жизни, сохранения православной культурной традиции, народосбережения, патриотического воспитания. Касаясь последнего вопроса, нужно отметить, что двадцатое столетие стало эпохой, которая принесла нам самые высокие образцы истинной любви к своей родине. Часто у нас патриотическое воспитание ассоциируется с военными победами русского народа и подготовкой к обороне Отечества. Но произошедшие сто лет назад события показали нам и другой патриотизм, в котором люди отдавали свои жизни за тысячелетние идеалы своего народа, выступая единым целым со всеми предшествующими поколениями. Во многих выступлениях, посвященных нравственному воспитанию молодежи на примере новомучеников двадцатого века, эта тема занимало важное место.

Здесь уместно вспомнить высказывание Святейшего Патриарха Кирилла: «И Церкви, и России сегодня нужна думающая молодежь, способная принимать решения и критически воспринимать ту информацию, которую обрушивает на нас современный мир. Но это невозможно без получения качественного образования, частью которого должно стать воспитание личности и гражданина. Наша молодежь переживает кризис, она лишена четких ценностных ориентиров. У Церкви такие ориентиры есть. Яркий пример – история российских новомучеников, убедительное свидетельство о силе и правде Церкви»1. Как подчеркивает Патриарх, «для молодого человека важен пример, образ. И одним из способов формирование личности является подражание»2. Мы можем сказать, что наиболее значимым для личности являются те универсальные образцы для подражания, которые связаны с ней общим географическим пространством – деревней, городом, регионом. На протяжении XVII-XIXстолетий, когда территория России существенно увеличилась, исторические условия не позволяли возникать новым центрам подвижничества на присоединенных территориях. Для значительной части российского общества (особенно на территории Поволжья, Сибири, Дальнего Востока) было недоступно ощущение святости их родных мест: образцы христианской жизни казались возможными только в нескольких древних монастырях. Молодежь вырастала, не имея исторически и географически близких к ней прославленных образцов истинной христианской жизни. Это явилось одной из целого ряда причин ослабления связи между Церковью и населением, распространения представлений о «ненужности», «устарелости» и даже чуждости православной веры для русского народа.

События 1917 и последующих годов стали временем, когда накопившееся за предшествующие столетия отчуждение власти от народа и Церкви, подчинение Церкви государственному аппарату в качестве «ведомства православного вероисповедания» принесли свои закономерные негативные последствия. Искуплением более чем двухвековых ошибок и заблуждений образованного сословия и представителей государственного аппарата стала жертва новомучеников и исповедников Российских, имена которых мы до сих пор до конца не знаем. Но и те, о ком мы знаем, чьи жития нам известны, те, кто прославлен Церковью, насчитывают более тысячи человек.

Условия, в которых совершался мученический или исповеднический подвиг, были несравнимы с предшествовавшими гонениями со стороны языческих или иноверных властителей. Заключенные священнослужители и верующие подвергались не только физическим истязаниям, но и мощному психологическому прессингу со стороны мучителей. Здесь я вновь позволю себе процитировать нашего Патриарха, которые образно передаёт нам те слова, которые должны были сломить новомучеников: «Своими мыслями, своими делами, своими убеждениями ты мешаешь нашему народу идти к счастью. Мы не хотим быть под игом эксплуататоров, мы не хотим трудиться на кого-то. Мы хотим работать для себя, для своей страны. Мы хотим развивать образование, науку, искусство, а ты своими убеждениями встаешь поперек этого движения. Посмотри на стройные ряды демонстрантов, что шагают по Красной площади! Вот там будущее, а ты поперек этого общего потока. Сознайся, что все это нелепо, что все это глупо, что все это от необразованности, от темноты, от незнания науки». Но мученики и исповедники не соглашались с этим, а ведь многие среди них были людьми высочайших знаний, высокой культуры и образованности, и прекрасно понимали, что означает подлинное движение человечества вперед»3. Говоря словами Евангелия, целью богоборческого репрессивного аппарата было убийство человеческой души и её высших проявлений – верности Господу, честности, благородства, сострадания и христианской любви к своему народу. Изощренные техники допросов в ходе следствий и судебных процессов подталкивали к тому, чтобы гонимые не только признали свою «вину», но и рассказали о других верующих или даже лжесвидетельствовали. «И все-таки были те, кто, несмотря на всю изощренность, продуманность, организованность машины истребления, оставались способными ответить гонителю: «Я со Христом, и я Его не предаю!»4.

Феномен новомучеников и исповедников Российских является, в соответствии с греческим значением слова «мученик» (μάρτυς, свидетель), свидетельством о непрерывности и жизненности духовного опыта православной веры в России. Однако в условиях современной России, с учетом кризиса духовной традиции, память о мучениках приобретает новое измерение. Помимо свидетельства о Христе ценой своих жизней в близкое к нам историческое время новомученики и исповедники зачастую стали первыми святыми, просиявшими (по месту рождения) во многих городах современной России. В качестве примера здесь можно привести священноисповедника Иоанна Оленевского, прославившего пензенскую глубинку среди окрестных регионов. Современная молодежь может видеть те же самые пейзажи, ходить по тем же улицам, по которым за несколько поколений до них ходили будущие святые, разговаривать на одинаковом языке и являться носителями одной национальной культуры. Такая близость оказывает существенное влияние на возможность усвоения духовной традиции, к которой принадлежали новомученики – традиции православной веры. Поэтому, по словам Святейшего Патриарха Кирилла5, важно, чтобы накопленный опыт прославления и почитания новомучеников имел практическое применение при проведении классных часов, написании школьных рефератов, научных работ, становился частью образовательной деятельности, включался в интеллектуальный и духовный дискурс российского общества».

Слово «урок» имеет несколько значений. Одно из них – это назидание после совершения ошибок, второе – это показ доброго примера, как нужно поступать. Двадцатый век дает нам уроки в обоих этих смыслах. Наш народ понял, какую тяжелую цену приходится платить за отступление от национальных нравственных норм и духовной традиции. Но часть наших предков показала нам другой пример: мужества, соединенного со смирением, а также любви к Родине во всей полноте её исторического существования, невзирая на временную одержимость богоборческими силами. Хочу призвать помощь Божию всем нам, чтобы этот пример стал для нас путеводным ориентиром в нашей национальной жизни.

В завершении хочу поблагодарить всех организаторов конференции: представителей Пензенской духовной семинарии, руководителей и сотрудников пензенских высших учебных заведений, средства массовой информации и отдельно ГТРК-Пенза, общественные организации за вклад в подготовку образовательного Форума. Отдельно хочу выразить признательность за понесенные труды по координации мероприятий в рамках Форума Правительству Пензенской области и лично Губернатору области Ивану Александровичу Белозерцеву. Желаю всем участникам прошедшего Форума реализации предложенных в ходе Форума идей, новых творческих свершений и перспектив в научной, просветительской, государственной и общественной деятельности!

1 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово предстоятеля (209-2011). Собрание трудов. Серия I. Том 1. М., 2012. С. 83.

2 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на встрече со студентами калининградских вузов. [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви [Офиц. сайт]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/595733 (дата обращения 15.11.2016).

3 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Успенском соборе Московского Кремля [Электрон. ресурс] // Официальный  сайт Московского Патриархата Русской  Православной Церкви [Офиц. сайт]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3562402.html (дата обращения 15.11.2016).

4 Там же.

5 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на открытии XXII Международных Рождественских чтений [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви [Офиц. сайт].

URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3542686.html (дата обращения 15.11.2016).

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=106026

Актуальные новости

Митрополит Серафим совершил утреню Великой Субботы с чином погребения в Спасском кафедральном соборе Митрополит Серафим совершил утреню Великой Субботы с чином погребения в Спасском кафедральном соборе
В Великий Пяток митрополит Серафим совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя В Великий Пяток митрополит Серафим совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя
В Страстную Пятницу митрополит Серафим молился на богослужении Царских часов в Спасском соборе Пензы В Страстную Пятницу митрополит Серафим молился на богослужении Царских часов в Спасском соборе Пензы
Митрополит Серафим совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых в Спасском кафедральном соборе Митрополит Серафим совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых в Спасском кафедральном соборе
В Великий Четверг митрополит Серафим совершил вечерню и Божественную литургию в Спасском кафедральном соборе В Великий Четверг митрополит Серафим совершил вечерню и Божественную литургию в Спасском кафедральном соборе
В канун Великого Четверга митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе В канун Великого Четверга митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе