Слово в праздник Жен-Мироносиц
Во второе воскресенье после Пасхи Церковь вспоминает тех женщин, которые служили Господу нашему Иисусу Христу во время Его земной жизни (Лк. 8:3), присутствовали при Его страданиях на Кресте и первыми получили благую весть о Воскресении Христовом.
Кто они такие – жены-мироносицы, которым Церковь присвоила имя равноапостольных? Почему этот день принято поздравлять женщин-христианок? Какое значение имеет образ жен-мироносиц в наши дни?
Согласно преданию Православной Церкви, помогавшие Господу и затем апостолам своим имением и своими трудами женщины – это Мария Магдалина, Мария Клеопова – мать апостолов Иакова, Иосии и Иуды, Мария – мать апостола Иакова Алфеева, Саломия – мать апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых, Иоанна – жена царедворца Хузы, сёстры Марфа и Мария, а также Сусанна. Как мы видим, бо́льшая часть жен-мироносиц – это семейные и очень хозяйственные (как Марфа) женщины, которые не были ни подвижницами или отшельницами, ни просвещавшими народы благочестивыми царицами и княгинями, ни мученицами или исповедницами (по православному преданию, всех их Господь сподобил мирной кончины). Они были обычными женщинами, которые стали равноапостольными потому́, что, когда почти все ученики Христовы разбежались, а апостол Петр троекратно отрекся от Господа, они сохранили верность Тому, Кому служили при Его жизни и Кому хотели послужить после Его казни.
Именно эта верность Господу, которую мироносицы соблюли несмотря ни на какие внешние обстоятельства, и стала тем образцом поведения, которому призваны следовать все женщины-христианки, живущие в миру и погруженные в те же самые семейные заботы и хозяйственные хлопоты, в которых жили жены-мироносицы.
Однако в наши дни, когда Божией милостью нет очевидных гонений на христианскую веру, когда нет возможности заботиться о немногочисленных представителях духовенства, выживших после суровых испытаний – как это было в нашей стране в 40-60 годы, – в чем должна заключаться верность современной христианки Господу? Как и во все времена, – мирные и беспокойные, распущенные и целомудренные, сосредоточенные и расслабленные, – основой этой верности является воспитание и хранение в себе тех добродетелей, которыми Творец украсил слабейший пол. При этом каждый ключевой этап жизни христианки предполагает разные добродетели, к которым призвана неустанно стремиться верующая того или иного возраста.
Как только девушка вышла из детского возраста и вошла во взрослую жизнь, то главными её добродетелями, а также тем, что наиболее всего её украшает, являются добрый нрав и скромность (т.е. внутренняя и внешняя строгость к себе). Эти два качества неразрывны: добрый нрав без скромности делает девушку легкой добычей для недостойных людей, а скромность без доброго нрава дает дорогу внутренней черствости и отсутствию любви. Кроме того, доброта и скромность являются теми качествами женской души, которыми более всего склонна побеждаться мужская природа – более, чем любыми женскими попытками создать себе искусственную привлекательность в соответствии с требованиями постоянно меняющейся моды.
Когда молодая замужняя женщина становится матерью и начинает воспитывать детей, в её жизни наступает следующий этап. Главными добродетелями этого этапа, которые придают женщине не только красоту, но и честь, являются преданность супругу в его житейских и профессиональных испытаниях, полная любви забота о детях и рассудительность в организации всего семейного быта. Во время этого этапа, когда дети уже вышли из младенческого возраста, либо, если Господь не призвал женщину к деторождению, к 30-35 годам, православной христианке важно готовить свою душу к следующему, главному этапу своей жизни, связанному со служением Господу, Церкви, обществу и обретением через это служение мудрости. Женщине надлежит выйти за пределы личного и семейного эгоизма, зацикленности внимания только на насущных семейных или профессиональных заботах и увидеть свою роль в укреплении христианской веры, помощи Церкви и хранении Божественного нравственного закона. В этом бескорыстном служении христианка уподобляется евангельским женам-мироносицам, которые, не оставляя семейных забот, в то же время видели смысл своей жизни не в этих заботах, а в том, чтобы помогать распространению Благой вести. Христианке надлежит изгнать из своей души то, что является противоположностью мудрости – корыстную расчетливость, мелочное властолюбие и гнев. Тогда ей открывается благодатный источник любви к окружающим и милости, наполняющих душу христианки и раскрывающих тайну земной Церкви, которую несет в себе каждая православная женщина.
Посвятив двадцать-тридцать лет своей зрелости посильному служению Господу и Его Церкви, православная христианка на закате своих дней вновь возвращается к тем добродетелям, которыми она украшалась в своей молодости – доброте и смирению, но уже на новом уровне. Доброта пожилой христианки заключается в её готовности распространить свои материнские чувства на всех нуждающихся в них, а смирение – в том, чтобы не делать этого там, где этого не ждут.
В современном мире с его культом личного эгоизма посвящать себя полностью своей семье уже кажется не чем-то естественным, а благородным и возвышенным. Но на самом деле вместо одного идола люди начинают поклоняться другому. Печальные судьбы тех женщин, которые сотворили кумиров из собственных мужей, детей и внуков, и посвятили себя им, а не Господу, показывают, что нельзя безнаказанно нарушать богоустановленный порядок человеческой жизни. Вместо почтенных пожилых женщин укоренившиеся в душе эгоизм и властолюбие порождают одиноких старух, которые являются невыносимыми для окружающих из-за своих мелочных обид и претензий. И даже в церковь такие женщины зачастую ходят не потому, что хотят соединиться с Господом, а для того, чтобы вернуть себе то, что раньше считали своей собственностью и что неизбежно должны были отпустить.
Поэтому в любом возрасте православной женщине нужно помнить о том ответе, который дал Господь наш Иисус Христос ученикам, когда те попросили умножить в них веру. Он сказал: «Кто из вас, имея раба пaшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?..» (Лк. 17: 7-8). Все наши профессиональные и семейные обязанности похвальны и достойны, но никто с верующей не снимает обязанности помимо житейских нужд служить Господу и Его Церкви тем, что ей дал Господь – своими талантами, силами, имуществом, любовью и заботой о нуждающихся. Только тогда женщина украшается истинной красотою и становится созревшим плодом для Царствия Небесного.
Иеромонах Киприан, клирик храма Воскресения при Архиерейском доме г. Пензы
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=129534