А.В. Щипков: Любой религиозный конфликт может быть разрешен только в каноническом поле
Москва, 9 декабря. Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков в интервью газете «Культура» заявил, что на прошедшем в Москве Архиерейском Соборе были подведены «столетние итоги».
«Нынешний Архиерейский Собор нельзя оценивать вне контекста столетнего юбилея трагических революционных событий… Церковь сто лет назад не смогла уберечь народ от раскола, от скатывания в кровавый хаос — это отдельный аспект трагедии. Церковь никогда не снимала с себя ответственность за то, что произошло. Но были для этого и внешние причины: долгий синодальный период лишил Церковь многих возможностей, она была связана и ограничена в действии… В этом смысле «обретение себя» и восстановление патриаршества были долгожданными, но вместе с тем и запоздавшими: смуту уже было не остановить. Урок столетия заключается в том, что эта ситуация не должна повториться», — подчеркнул А.В. Щипков.
А.В. Щипков положительно оценил принятые на Архиерейском Соборе изменения в уставе Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: «Новая глава принятого устава фактически толкует определение Украинской Православной Церкви как «самоуправляемой с правами широкой автономии» с центром в Киеве. Очень хотелось бы, чтобы это помогло снизить остроту ситуации».
А.В. Щипков так прокомментировал письмо Филарета Денисенко, в котором он высказал желание прекратить противостояние с Русской Православной Церковью: «Вполне естественно, что Филарет помнит о своем возрасте и не хочет остаться в истории в качестве раскольника, имя которого войдет в учебники в негативном контексте. В нем борются мысли о спасении и политические взгляды… Я думаю, что сейчас Филарет Денисенко стоит перед самым трудным решением в своей жизни».
А.В. Щипков подчеркнул, что конфликт с «УПЦ КП» может быть разрешен только в каноническом поле, связанном с Русской Православной Церковью. Он отметил, что и «квазиправославные сектанты», и русские католики, и староверы, и униаты внимательно следят за жизнью Русской Православной Церкви. «Они все живут ритмом жизни Русской Православной Церкви, её повесткой, погружены в её атмосферу, и в каком-то смысле чувствуют себя ее частью, даже подвергая жесточайшей критике. Это как клубы снежных вихрей, которые летят вслед за локомотивом — они обречены двигаться вдоль той же колеи, сопровождать этот локомотив», — сказал А.В. Щипков.
Затрагивая тему последних нападок, эксперт отметил, что причины этого во многом социально-политические, показывающие восприятие православия как части русской идентичности даже его оппонентами. «Когда атакуют Церковь — якобы с реформистских или с атеистических позиций — подлинная причина не в атеизме и не в доктрине секулярной реформации. Проблема в нашей идентичности. Не играй православные архетипы и их светские аналоги такую роль в национальном самосознании, никого бы из наших противников они не волновали», — заключил А.В. Щипков.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=158056