Председатель информационного отдела епархии принял участие в работе секции «Православные татары» на XXVI Рождественских чтениях

В среду 24 января в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в храме святого апостола Фомы города Москвы состоялась секция «Православные татары», организованная Московской татарской православно-христианской общиной.

В работе секции принял участие иеромонах Фаддей (Голосных), председатель информационного отдела Пензенской епархии, старший преподаватель Пензенской духовной семинарии.

В рамках секции поднимались острые вопросы религиозной принадлежности татар. По замечанию Бухаровой Динары Абдулбяровны, руководителя Московской татарской православно-христианской общины, к сожалению, иногда в публичном пространстве распространяется неправильный ложный стереотип, что татары, якобы, обязательно по вероисповеданию мусульмане. Под воздействием этой ложной установки тех татар, кто исповедует христианскую веру, считают неофитами, обратившимися из ислама (хотя есть немало и таких).

В реальности число мусульман среди татар по сравнению с числом самих татар не так велико, а практикующих мусульман среди них ещё меньше, не более 3%.  Часть татар, например, являются этническими христианами, их численность, по разным оценкам, достигает примерно от 300 до 800 тысяч человек в России (и только около 30 тысяч человек из них при последней переписи населения записались как субэтнос кряшены в составе татар, остальные указали свою этническую принадлежность как просто татары).

Большинство татар являются выходцами из советского прошлого, преимущественно живут в городах и в культурно-бытовом плане наиболее близки с этническими русскими (великороссами), чаще всего смешиваются именно с ними. В 80% случаев дети, рожденные в смешанных русско-татарских браках, выбирают Православие.

Есть неопровержимые свидетельства того, что основатель Великой Булгарии, хан Кубрат, и его ближайшие родственники были крещеными еще до появления исламской религии, что подтверждается как византийскими летописями, так и данными раскопок. Болгары (булгары) – племена Великой Булгарии, в свою очередь, являются одним из предков части татар (казанских, в основном потомков ясачных), карачаево-балкарцев и балканских болгар, основным предком чувашского народа. В городе Запорожье нынешней Украины находится могила хана Аспаруха, сына хана Кубрата, который по нашему общему мнению, был крещеным, и найденная в захоронении личная печать имела форму креста с его инициалами. По Божиему Провидению, сейчас на месте могилы хана Аспаруха находится храм святителя Луки Крымского на улице Александра Матросова (этнического татарина), 29. Могила хана Аспаруха в Запорожье, как и могила хана Кубрата в Полтавской области (Перещепино), является одной из почитаемых христианских святынь, особенно значимых для татарского, карачаево-балкарского, чувашского и болгарского народов.

Кроме того, основатель Золотой Орды хан Батый, по данным персидского историка Вассаф аль Хазрата, был христианином. У историков не вызывает сомнения факт того, что сын хана Батыя и второй правитель Золотой Орды – хан Сартак, был христианином. По нашему общему мнению и надежде, брат (или сын) хана Сартака (соответственно сын или внук хана Батыя) и третий правитель Золотой Орды – хан Улагчи, также как его мать (или бабушка) Боракчин-ханум, были также крещеными. Фактом является то, что сестра хана Улагчи и жена князя Белозерского и Ростовского Глеба – Феодора Батыевна (Сартаковна), была православной христианкой. Вероятным виновником смертей ханов Сартака и Улагчи был брат хана Батыя и следующий правитель Золотой Орды – хан Берке, первый из татарских правителей принявший ислам, который распорядился убить хана Сартака и хана Улагчи, по нашему общему мнению, по религиозным соображениям из-за приверженности их Христианству. По приказу Берке была казнена и Боракчин-ханум, не желавшая смириться с этими убийствами, то есть её смерть также стала следствием исповедания ханами Христианства. Мы надеемся, что это мученические кончины за веру во Христа.

Золотоордынцы являются основным предком всего татарского народа, особенно потомков служилых татар (йомышлы): татарских ханов, князей, мурз, тарханов и казаков. Они были основным военно-служилым сословием Золотой Орды, Мещерского Юрта, Касимовского, Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского, Казахского Ханств, Большой и Ногайских Орд, Княжества Мансура в составе Великого Княжества Литовского и Русского и других татарских государственных образований. Служилые татары органически вошли в состав военно-служилой аристократии Российской Империи. Православными христианами были многие татарские ханы, среди которых: правнук правителя Большой Орды хана Ахмата касимовский хан Саин Булат Симеон Бекбулатович (в монашестве Стефан), казанский царевич Утемыш-Гирей Александр, сын астраханского хана Касима последний казанский хан Ядыгар-Мухаммед Джан-Мухаммед Симеон Касаевич, касимовский хан Сеид-Бурхан Василий Арсланович и другие. Также известно, что после смерти последней владетельной царицы Касимовского Ханства Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны, которая была из рода сеидов (потомков Мухаммада, основателя ислама) распространились слухи, будто ханша была задушена ночью собственными придворными, прознавшими о её намерении тайно принять Православие. Касимовская царица Фатима-Султан-Бинем-Сеитовна была матерью православного хана Сеид-Бурхана Василия Арслановича и бабушкой прославленного в лике святых касимовского царевича Иакова, она покровительствовала Православию, помогала Казанскому женскому монастырю, основанному в Касимове в первой половине XVII века на землях, выделенных Церкви ханской семьей. В монастыре хранились иконы, пожертвованные ханшей – для одного из образов Фатима с внучками собственноручно вышила серебром ризу. По нашему общему мнению, ханша Фатима-Султан-Бинем-Сеитовна, приняла Крещение кровью – мученическую кончину за веру во Христа. Указанные и другие православные татарские правители особым образом почитаются православными татарами, память о них близка сердцу каждого православного татарина.

 

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=165470

Актуальные новости

В канун Великого Четверга митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе В канун Великого Четверга митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе
В Великую Среду митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Спасском кафедральном соборе В Великую Среду митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Спасском кафедральном соборе
В канун среды Страстной седмицы митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе В канун среды Страстной седмицы митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе
Состоялась пресс-конференция, посвященная росписи Спасского кафедрального собора Состоялась пресс-конференция, посвященная росписи Спасского кафедрального собора
В Великий Вторник Страстной седмицы митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Иннокентия Иркутского при духовной семинарии В Великий Вторник Страстной седмицы митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Иннокентия Иркутского при духовной семинарии
В канун вторника Страстной седмицы митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе В канун вторника Страстной седмицы митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе