Проповедь на тему: «Чтение Священного Писания»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, задумывались ли мы когда-нибудь о том, что значит для нас слово Божие? Какую ценность для нас составляет читать и изучать Священное Писание? Хотя, конечно, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем». Но мы, к сожалению, отвергнув первый благодатный путь, не всегда пользуемся вторым.

Это большое заблуждение, если кто из нас думает, что он и так получает необходимый объём Писания за богослужением и на утреннем правиле. Личное, непосредственное чтение и изучение Священного Писания предписывается нам по долгу. Мы, как никто другой, должны быть пропитаны Евангельскими истинами, как никто иной, должны постоянно иметь на устах Священное Писание, и не просто холодно зазубренные цитаты из катехизиса, а слова Живого Бога, слова, которыми мы сами утешаемся и напиваемся ими, как чем-то сладким для нас, как чем-то таким, что оживляет нашу душу радостью, озаряет её своей вечной истинностью и непреложностью. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Ненасытно насыщайся словом Божиим». «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», — говорит апостол Павел (Евр. 4, 12). Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6, 63). А если слова Господа – дух и жизнь, то пренебрежение Его словами – смерть.

Вот о чём мы должны с вами задуматься, не пренебрегаем ли мы словом Божиим? Ценим ли мы этот дар Божий? Если мы, будущие пастыри, не читаем постоянно Священного Писания самостоятельно, то как мы будем призывать к этому других? В наших словах не будет силы, которая рождается только от собственного опыта в той добродетели, к которой призывает пастырь.

С чего же стоит нам начать? В первую очередь, с Евангелия. Знание его предписывается нам по долгу, и хорошо бы, как предписывал своим ученикам преподобный Пахомий Великий, знать какое-то из Евангелий наизусть, чтобы оно всегда сопутствовало нам. Но самое главное, мы должны читать Евангелие, как говорит святитель Феофан Затворник, делами. Это значит, что каждая Евангельская заповедь, каждое слово Христа, должно находить отклик в нашей душе не просто на уровне чувственного восприятия и умственного понимания истинности слов Спасителя, а на уровне деятельного проявления души в делах добра Евангельского. То есть отклик должен быть активным, а не резигнационным. Евангелие должно быть не просто первоначальным импульсом добродетелей, но и их постоянным катализатором и главным судьёй, который оценивает качество поступка. Именно по этой причине нам следует постоянно читать Евангелие, понимая, что сколько бы раз оно ни было бы нами прочитано, мы всегда будем открывать в нём что-то новое, потому как быть понятым до конца и полностью может быть человеческое слово, но не Божье.

Вторая книга, на которую нам также следует направить своё усердие, Псалтирь. Многие говорят: «зачем читать Псалтирь, если мы её не понимаем?». Но святитель Иоанн Златоуст говорит, что «если (при чтении Священного Писания) ты бы и не понимал, что читаешь, все же, от самого чтения, ты получишь великое освящение. К тому же, нужно понимать, что Псалтирь разумеется не умом и не собственными силами, ее разумение даётся от Бога тому, кто с усердием читает ее. Многие, возможно, кто постоянно читает Псалтирь, переживали это дарование знания от Бога. Какой-то стих постоянно пролетал и не вызывал в душе никакого отклика. Но проходит время и, по Божьему усмотрению, без каких либо разъяснений, этот же стих трогает нашу душу и мы видим его в совсем ином свете, нежели в каком предполагали видеть. Тогда душе становится отрадно, понимая, что это не от собственного умствования, а от Бога, Которому было угодно дать нам разумение именно в это время. Потому как бывает, что разумение какого-то места Священного Писания даётся именно тогда, когда в жизни нужно принять какое-то решение, или просто случается искушение, уныние, и Господь даёт именно этот отрывок, чтобы ответить нам на вопрошение нашей души.

Также не нужно думать, что чтение Псалтири – дело одних монахов и пожилых людей. Если мы откроем Псалтирь, то на первых страницах мы увидим устав святых отцов для хотящих петь Псалтирь, и в его адресате сказано: не только «монахом», но и «всем богобоязненным православным христианом». Святитель Василий Великий называет Псалтирь доблестью и дерзостью к Богу о спасении души. А святитель Иоанн Златоуст вообще сказал «уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь». То есть лучше солнцу остановить своё движение, чем остановить чтение Псалтири. Вот насколько важным видели Святые Отцы чтение этой боговдохновенной Книги.

Дорогие братья и сестры, давайте не будем ни на один день оставлять чтения Слова Божьего. Из слов апостола мы знаем, что «всё Писание богодухновенно и полезно для научения…» (2 Тим. 3, 16), поэтому и мы будем читать всё Писание регулярно, стараясь приобрести истинное его познание, которое возможно, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, только при чтении Святых Отцов, к которому вас также призываю. Аминь!

автор: студент I курса бакалавриата Пензенской духовной семинарии Федин Александр

 

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=169727

Актуальные новости

В день Антипасхи митрополит Серафим совершил литургию в Воскресенском храме при епархиальном управлении В день Антипасхи митрополит Серафим совершил литургию в Воскресенском храме при епархиальном управлении
В канун Антипасхи митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Антипасхи митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе
Состоялся X Международный Георгиевский фестиваль боевых искусств «За веру и отечество» Состоялся X Международный Георгиевский фестиваль боевых искусств «За веру и отечество»
В Светлую субботу митрополит Серафим совершил литургию в Нижнеломовском Успенском женском монастыре В Светлую субботу митрополит Серафим совершил литургию в Нижнеломовском Успенском женском монастыре
Митрополит Серафим совершил литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в селе Большая Валяевка Митрополит Серафим совершил литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в селе Большая Валяевка
В День Победы митрополит Серафим совершил благодарственный молебен за дарование Победы в Великой Отечественной войне В День Победы митрополит Серафим совершил благодарственный молебен за дарование Победы в Великой Отечественной войне