Проповедь на тему «Зависть»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как ржавчина изъедает железо, так зависть – душу, в которой она живет. Лучше же сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается.

«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого человека никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле ближнего? Дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? Или нет у него недостатка в радостях? – все это – пища болезни и приращение скорби для завистливого. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силой слова; другой богат».

Тяжела эта болезнь для ее носителя, но еще более тяжко то, что он не может никому о ней сказать, не пытается он найти утешения в Писании, которое изобилует лекарствами. Но отрадой для него является то, когда человек, которому он завидует, падает, скорбит, что-то теряет. Тогда он становится другом, когда видит его плачущим или встречает печальным.

Василий Великий говорит, что «другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих».

Стоит сказать и о том, что причиной появления смерти в мире является как раз зависть диавола человеку. «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 1:13; 2:24). Из-за зависти иудеи распяли Христа.

Как же бороться с этой ужасной по своей силе страсти?

  1. Основной ошибкой является то, что зависть рассматривается как что-то не очень серьезное, не требующее борьбы, так как внешне никого «не трогает», не наносит заметного вреда. Однако именно эта страсть открывает дверь ко всем остальным грехам: ненависти, вражде, ревности, краже и убийству. Нужно понять, что по своему воздействию зависть ничуть не уступает вышеперечисленным порокам, поэтому требуется борьба, а в случае падения – покаяние.
  2. Зависть рождается тогда, когда мы начинаем переставать понимать, что мы всегда и всецело находимся в руках Промысла Божия. «Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога». Поэтому то, что сейчас мы имеем, является для нас самым полезным положением дел.

Нам нужно, дорогие браться и сестры, научиться по апостольскому слову радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12:15), а не наоборот. «Ведь часто достаточно бывает одного намерения»… постараться порадоваться… «чтобы получить великое добро!».

Аминь!

Подготовил диакон Евгений Климчев

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=169762

Актуальные новости

Митрополит Серафим совершил утреню Великой Субботы с чином погребения в Спасском кафедральном соборе Митрополит Серафим совершил утреню Великой Субботы с чином погребения в Спасском кафедральном соборе
В Великий Пяток митрополит Серафим совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя В Великий Пяток митрополит Серафим совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя
В Страстную Пятницу митрополит Серафим молился на богослужении Царских часов в Спасском соборе Пензы В Страстную Пятницу митрополит Серафим молился на богослужении Царских часов в Спасском соборе Пензы
Митрополит Серафим совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых в Спасском кафедральном соборе Митрополит Серафим совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых в Спасском кафедральном соборе
В Великий Четверг митрополит Серафим совершил вечерню и Божественную литургию в Спасском кафедральном соборе В Великий Четверг митрополит Серафим совершил вечерню и Божественную литургию в Спасском кафедральном соборе
В канун Великого Четверга митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе В канун Великого Четверга митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе