Митрополит Серафим: «Рождество призывает нас не просто верить в Бога, а быть в своей жизни подобными Ему»

В праздничные дни по многолетней традиции митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим стал гостем студии гостелерадиокомпании «Пенза». В рождественском интервью главному редактору журнала «Пензенские епархиальные ведомости», корреспонденту ГТРК «Пенза» Евгению Белохвостикову владыка рассказал о наиболее значимых событиях в жизни митрополии за прошедший год, а также о планах на будущее и грядущих юбилейных датах.

– Здравствуйте, владыка! С Рождеством Христовым вас! Традиционно это зимнее интервью мы посвящаем подведению итогов ушедшего года и планам на новый год. Если позволите, сегодня также об этом поговорим. Скажите, какие события в жизни Пензенской митрополии в 2019 году вам представляются наиболее значимыми и важными?

– Я думаю, самым важным событием прошедшего года было празднование 200-летия со дня преставления святителя Иннокентия. Все-таки это – очень почтенная дата, и я считаю, что мы неплохо подготовились, начали выпуск трудов святителя и наполовину его уже осуществили; а самым главным является то, что мы впервые в истории опубликовали полное жизнеописание святителя Иннокентия, подготовились к торжествам, в которых принимали участие архиереи из епархий, территории который входили в состав всей той прежней епархии, которую возглавлял святитель Иннокентий. Я думаю, что для народа это останется в памяти и послужит к большему желанию что-то узнать о святителе Иннокентии и, может быть, действительно, заинтересоваться его трудами.

Следующее, что, безусловно, является целых шесть лет лейтмотивом нашей церковной истории, – это продолжение строительства Спасского собора. Мы активно продолжаем отделочные работы, были завершены все работы с лепниной, уже на одну треть выложен каменный пол. Поэтому я надеюсь, что уже в этом году мы закончим строительство собора и, дай Бог, мы или его освятим, или, по крайней мере, совершим первую торжественную службу. Вот это, наверное, для 2019 года самое главное – основные события.

Жизнь Церкви связана и с историей, и с разными событиями, но для меня как для архиерея главное, что эта жизнь – планомерно, стабильно продолжается в нашем регионе, мы открыли за это время больше десяти храмов, увеличилось количество прихожан в наших храмах, увеличилось число различных проектов, связанных и с духовным просвещением, и с милосердием, которые в течение прошедшего года стали для нас вкладом в проповедь Евангелия и принесли свои достойные плоды.

– Владыка, вы неоднократно говорили о том, что храм – это не только и не столько стены и купола, но в первую очередь – община, приход. Община Спасского собора, по сути, уже есть, богослужения в Воскресенском храме при архиерейском доме проводятся регулярно. Но следующий вопрос периодически задают: а нужен ли в центре такой огромный храм, будет ли кому сюда ходить молиться, или он призван стать такой декорацией, архитектурной доминантой города, зоной для фотосессий?

– Я постараюсь предельно честно ответить на этот вопрос. Да, община существует уже давно, фактически с того момента, когда была возведена Благовещенская церковь на Соборной площади, потом этот приход перешел в крестовую церковь при архиерейском доме, поэтому уже какой-то костяк прихода – 150-200 человек – там сложился. Но, конечно, мы прекрасно понимаем, что для такого грандиозного собора приход в 200 человек – это очень маленький приход, и в этой связи я должен сказать, что функция кафедрального собора состоит в том, что в нем проводятся особо торжественные, если можно так выразиться, парадные службы – на Пасху, на Рождество, на наши пензенские праздники. Туда же будет перенесена и Казанская-Пензенская икона Божией Матери, и мощи святителя Иннокентия, как это было до революции. И при всем том, что, может быть, сам приход будет не такой значительный, но это будет место, где прихожане всех приходов Пензенской области могут собираться (в том числе все священнослужители) на очень значимые, юбилейные даты, связанные с жизнью Церкви и, в частности, нашей Пензенской митрополии. Поэтому, безусловно, нужен такой храм, который мог бы вместить в себя большое количество и прихожан, и священнослужителей, потому что до сего дня такие богослужения приходилось совершать на улице, а это не всегда приемлемо. Скажем, в те же памяти святители Иннокентия Успенский собор уже давно не вмещает всех желающих, и люди в довольно-таки сложных погодных условиях в конце октября вынуждены иногда стоять на улице.

То же самое можно сказать и о Рождестве, и о Пасхе, потому что Рождество – это зима, и Пасха тоже зачастую – ранняя весна, поэтому, в принципе, при всем том, что этот приход, может быть, и не будет многочисленным, но для всех верующих Пензенской епархии это будет единое место, где мы сможем совместно проводить различные богослужебные и другие торжества.

– Я выписал несколько юбилеев и круглых дат, отталкиваясь от которых предлагаю поговорить о других важнейших аспектах епархиальной жизни. 2020 год – это год тройного юбилея для Пензенской духовной семинарии: 220 лет со дня основания, 20 лет со дня открытия в Пензе духовного училища и 10 лет – со дня его преобразования в семинарию. Сегодня семинария – общепризнанно, в числе ведущих духовных вузов страны, имеет государственную аккредитацию бакалавриата и магистратуры, на хорошем счету в Учебном комитете Русской Православной Церкви, регулярно собирает международные конференции. Задам вопрос светским языком: в чем секрет успеха? Как этого за очень короткий срок удалось достичь?

– Сложный вопрос – как этого удалось достичь. Когда есть желание у целой группы людей, то этого достичь, я думаю, несложно. В первую очередь, я благодарен профессорско-преподавательской корпорации и всему административному составу Пензенской духовной семинарии. Мне кажется, что у нас сложилась очень хорошая, а самое главное – работоспособная команда, которая может многое сделать. Большая благодарность нашим коллегам и соработникам на ниве просвещения высшего образования Пензенской области: это и ректоры вузов, и их сотрудники, которые и методически, и своим преподаванием нам помогают. Я скажу честно: в кадрах – самая большая наша проблема.

Не буду скрывать и, думаю, что никого этим не удивлю и не оскорблю, что скажу, что пензенская школа далеко не выделяется на фоне всей российской научной школы. На это есть объективные причины. Прошедший год был наполнен различными юбилеями: мы отмечали и 80-летие педагогического института, и 20-летие медицинского института ПГУ, и 75-летие строительного университета, – и, в общем-то, все эти истории уже советского периода. Наши вузы находятся на высоте с научной точки зрения в технических вопросах, но далеко не в гуманитарных. В своем профильном направлении по подготовке педагогов, конечно, это все замечательно, – но когда мы открыли свой небольшой вуз, у нас появились большие проблемы с преподавателями: в частности, древнегреческого языка, даже отчасти латинского языка (хотя он более распространен), поскольку в Пензе всегда отсутствовал классический вуз, классический университет. Поэтому в этом плане тоже есть какие-то наши ноу-хау, у нас есть преподаватели из Саратова, которые еженедельно приезжают в семинарию, даже есть преподаватели из Москвы. Мы на это идем, понимая, что священник, кроме того, что должен быть верующим и воцерковленным человеком, должен быть и грамотным. В этом отношении все это стремление, поверьте, не для того, чтобы занимать первые места в рейтинговых строках духовных учебных заведений, а для того, чтобы подготовка духовенства была более качественной.

Я думаю, то, что сложилось в семинарии, – это просто желание всей профессорско-преподавательской корпорации, наших соработников на этой ниве, действительно сделать очень качественный продукт. Конечно, эти рейтинги не показывают качества, это – временная оценка того, что мы делаем, а качество труда покажут именно священники, которые будут служить через пять-десять лет в Пензенской епархии. Поэтому нам пока рано еще подводить какие-то итоги.

Что касается нашего юбилея, – действительно, в 1800 году император Павел I подписал указ об образовании Пензенской духовной семинарии. Это совершилось по новому стилю 29 июня, но сама семинария организована была и начались занятия уже в конце ноября, поэтому сам юбилей мы будем праздновать в конце года, и постараемся провести ряд мероприятий, которые бы для пензенцев запомнились.

Ведь это учебное заведение, из которого вышли очень именитые и общественные, и государственные деятели, деятели науки и искусства, начиная от Василия Осиповича Ключевского, Николая Ниловича Бурденко, композиторов Архангельского, Никольского и заканчивая (хотя с этого, наверное, нужно было начинать) тысячами священников, которые были служили в различных регионах России и даже зарубежья, но в основном в нашей родной Пензенской губернии. Путем очень простого подсчета мы можем сказать, что за 116 лет дореволюционного существования было выпущено как минимум 15-16 тысяч специалистов в различных областях. Поэтому в этом отношении пензенская семинария внесла весомый вклад, в том числе, в развитие нашего региона.

Сейчас мы стараемся, чтобы эта духовная составляющая была основной. Мы, конечно, будем рады, если наши выпускники будут научными и общественными деятелями, но все-таки мне как ректору хотелось бы, чтобы они были, прежде всего, священнослужителями.

– Перед началом учебного года вы поставили задачу профессорско-преподавательской корпорации не только текущие задачи по образовательному процессу, но и говорили о подготовке издания по истории вуза. История действительно славная и долгая. Но я даже не о ней хотел спросить. Это ведь не единичный случай, даже и такое мнение приходилось слышать: почти всё, что издается в Пензе по истории родного края, — издается Пензенской епархией. И это близко к истине. Здесь и двухтомник об архиепископе Серафиме (Тихонове), и двухтомник о храмах митрополии, и проект по изданию трудов и биографии святителя Иннокентия, в котором я имел счастье принимать участие. Перечисляю только основные и реализованные. Почему, на ваш взгляд, это так важно и нужно?

– Историю необходимо знать для того, чтобы не допускать ошибок в будущем. И с одной стороны это, может быть, даже какой-то мой пиетет перед историей, не буду этого скрывать, но с другой стороны – это очень важно для тех, кто в принципе знакомится с историей и культурой Пензенского края. И правильно вы сказали, что Православие – это неотъемлемая часть всей этой культуры. Я уверен, что если мы будем более глубоко знать уроки истории, то мы не будем повторять ошибок, которые могли бы и можем совершить. Это не значит, что мы их не будем совершать, но, может быть, взгляд на вещи будет немножко иным.

С другой стороны, мне лично так кажется, что это наш долг – мы должны быть уверены, что труды наших предшественников не были зря, что они востребованы и сегодня, спустя 100-200 лет.

– Кстати, двойной юбилей в наступившем году у приснопамятного архиепископа Серафима (Тихонова): 85 лет со дня рождения и 20 лет со дня кончины. Он рукополагал вас в священный сан, по его благословению вы приняли монашеский постриг и поэтому, конечно же, неслучайно, что именно во время вашего управления так много сделано для увековечивания его памяти: создан мемориальный музей, построен храм-усыпальница над его могилой, издан посвященный ему двухтомник. Владыка, скажите, – кем он был для вас, что сейчас значит для вас его пример?

– Прежде всего, для меня он был архиерей. Это вообще первый архиерей, которого я в детстве в своей жизни увидел, долгое время до поступления в семинарию я больше никого не видел из архиереев (имею в виду вживую). И во многом он был для меня примером русского архиерея. Я даже никогда не задумывался, что архиереи могут быть совершенно другие. И для себя я четко понимаю и ощущаю его роль в своей жизни – это роль воспитательная, потому что три с половиной года, которые я провел в Пензенской епархии после совершения им надо мной хиротонии, – это были годы действительно духовного становления под руководством строгого и одновременно мудрого пастыря. Я благодарен Богу за то, что это становление произошло именно так. И многие моменты, которые в моей жизни отразились и отражаются до сих пор, я надеюсь, что они не посрамляют того, чему учил нас покойный архипастырь.

Ну, а для епархии… Представляете, человек, который управляет 22 года! Это же на самом деле это эпоха. Причем нужно сказать, что в истории нашей Пензенской Церкви это вообще уникальный случай: у нас есть люди, которые управляли долго, но только лишь сроком ровно в два раза меньше (за исключением Амвросия II).

Личность архиепископа Серафима очень важна для многих потому, что это был человек, который возглавлял нашу епархию в периода окончания коммунистического режима, в начале возрождения Церкви. Именно при нем возрождались храмы, монастыри, духовная школа, в том числе и упомянутое духовное училище, 20-летие открытия которого мы тоже будем в этом году праздновать, – все это, безусловно, связано с его именем. Поэтому я уверен, что не только для меня, но для многих людей, которые являются верующими христианами в нашем городе, это – пастырь и учитель.

Я лично за последние годы очень часто сталкиваюсь с людьми в различных сферах деятельности, которые говорят – да, вот мы с ним встречались, он на нас оказал какое-то влияние, произвел какое-то впечатление и благодаря ему мы хорошо относимся и к Церкви, и к вере… Поэтому в этом отношении роль владыки Серафима, я думаю, еще будет оценена историей.

– Буквально несколько недель владыка Серафим не дожил до прославления первых пензенских святых. Двадцать лет назад – в 2000 году – были прославлены первые пять пензенских святых. В том числе, и Иоанн Оленевский, и святитель Иннокентий Пензенский. С тех пор прославлено еще почти тридцать человек, биографически связанных с нашим регионом – в основном, конечно же, это новомученики и исповедники Церкви Русской. И наверное, уже можно поднимать вопрос об учреждении Собора Пензенских святых?

– Я лично убежден, что да. Думаю, что этот год как раз и будет той отправной точкой, в которой мы его сформируем. Большой вопрос о том, когда мы будем праздновать Собор Пензенских святых – либо в одну из дат памяти кого-то из этих святых (или событий, связанных с ними), либо это должен быть просто какой-то воскресный день, зависящий от Пасхи, от Рождества или от Пятидесятницы. В любом случае, действительно, даже не говоря о более чем 30-ти святых, которые родились, служили, преподавали здесь, были выпускниками нашей духовной семинарии, – мы имеем и целый ряд святых, которые прославлены именно Пензенской епархией. Я уверен, что этого вполне достаточно, чтобы составить Собор Пензенских святых. Это должно стать новой вехой в истории нашей Пензенской Церкви. Потому что ведь до прославления святителя Иннокентия у нас не было вообще ни одного святого, а сейчас мы имеем уже хорошую плеяду наших небесных покровителей. Это, конечно, не говорит о том, что мы как-то поработали и это все сделали, – это все говорит о том, что пришло время признать святыми тех, кто был для Пензенского региона действительно покровителями, кто был реально почитаем в народе. Устроение Собора святых Пензенской земли будет очень важным.

– В 2020 году исполнится сто лет со дня принятия священного сана старцем Иоанном Оленевским. Как вы думаете, почему именно он – самый любимый в народе пензенский святой?

– Не буду лукаво мудрствовать и что-то говорить от себя, – есть очень простая русская народная пословица. Русские люди всегда говорили: «К пустому колодцу за водой не ходят». Так и здесь – раз священноисповедника Иоанна Оленевского так почитают, значит, получают благодатную помощь по его молитвенному предстательству, прибегая к нему, получают утешение, радость. Множество таких людей, и не только в нашей Пензенской губернии, почитают отца Иоанна. Поэтому я более чем уверен, что народная любовь к нему связана только с этим, а все остальное – время его жизни, еще что-то, близость к народу – это лишь такие вехи, которые дополняют эту картину. Я уверен, что помощь каждому человеку, который приходит к мощам Иоанна Оленевского, оставляет значимый след в его душе.

– И приближаясь к завершению нашей беседы, хотелось бы вновь вернуться к празднику Рождества Христова. В одной из своих проповедей святитель Иннокентий Пензенский говорит: «Путь к вертепу Предвечного Младенца отверст всем. Ни расстояние далеко живущих, ни бедность нищих, ни страх робких, ни слабость детей не могут быть препятствием к совершению пути сего». И далее очень образно описывает, как приходит иудейский книжник – и не принимает того, что этот слабый Младенец – царь мира, Мессия; приходит эллин – и, рассуждая логически, опять же не может согласиться, что простой смертный ребенок – это Воплотившийся Бог; приходит царь Ирод – и боится того, что Спаситель лишит его царства. А что мешает всем нам – просто, с открытым сердцем прийти к этому рождественскому вертепу, принять Христа всей душой и жить по Его заповедям?

– Отвечая на этот вопрос, я тоже выскажу не свое мнение, а скажу словами преподобного Серафима Саровского, который очень часто говорил о том, почему так мало святых, а это то же самое – почему не исполняют заповеди, почему не приходят и не поклоняются вертепу… Дело в том, что мы не имеем, к сожалению, такого дерзновения пред Богом, не хотим его иметь.

Ведь стать святым, как и стать христианином, может совершенно любой человек, это не какая-то предъизбранность, не какие-то черты характера – святые были и по своему характеру, и по своим поступкам совершенно разными людьми, с определенным набором различных характеристик. Святость – это, прежде всего, желание человека. С сожалением нужно сказать, что большинство из нас к Богу приходят тогда, когда у них появляются какие-то скорби, когда больше не к кому обратиться и не на кого больше надеяться. Тогда мы про всё забываем, забываем про свое рациональное мышление, про свои предрассудки, и направляем к Богу вопль: «Помоги нам! Спаси нас!»

Снова обращусь к народной мудрости – пока гром не грянет, мужик не перекреститься. Это очень правильно и справедливо сказано. Надеюсь, что в среде прихожан, прежде всего, это тоже будет темой для того, чтобы задуматься – называя себя христианами, соответствуем ли мы тому, чего от нас ждет Христос? И Рождество нас призывает к тому, чтобы мы лицом обратились к Богу, чтобы не просто знали о Нем, не просто верили в Его существование, а были в своей жизни подобны Ему.

– Спасибо за беседу, владыка! И еще раз – с Рождеством Христовым вас!

Беседовал Евгений Белохвостиков

Публикацию подготовила Наталья Зыкова

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=242030

Актуальные новости

Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Серафимовском храме в Заречном Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Серафимовском храме в Заречном
Митрополит Серафим совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Спасском кафедральном соборе Митрополит Серафим совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Спасском кафедральном соборе
Митрополит Серафим поздравил с 30-летием Губернский казачий кадетский корпус Митрополит Серафим поздравил с 30-летием Губернский казачий кадетский корпус
Митрополит Серафим совершил чин пассии в Петропавловском храме Пензы Митрополит Серафим совершил чин пассии в Петропавловском храме Пензы
В Неделю 4-ю Великого поста митрополит Серафим совершил литургию во Владимирском храме Пензы В Неделю 4-ю Великого поста митрополит Серафим совершил литургию во Владимирском храме Пензы
В канун Недели 4-й Великого поста митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Недели 4-й Великого поста митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе