Прощеное воскресенье. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

Прощеным называется последнее воскресенье накануне Великого поста. В силу того что Пасха является переходящим праздником, варьируется и время предшествующего ей поста, а значит и сама дата Прощеного воскресенья не может не изменяться из года в год. В 2020 году оно приходится на 1 марта по новому стилю.

Следует помнить, что литургическое название этого дня – Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.

Неделя (воскресенье) сыропустная (от греч. «сыр» – «сыр опускаю», «сыр оставляю») – это последний день перед постом, в который разрешается есть скоромную пищу: сыр, яйца и молочные продукты. В то же время, именно в это вос­кресенье Святая Церковь вспо­ми­на­ет, как на­ши пра­ро­ди­те­ли Адам и Ева на­ру­ши­ли Бо­жию за­по­ведь, вку­си­ли за­претного пло­да и из свя­тых ста­ли греш­ни­ка­ми. Но вместе с тем, это и начало пути спасения человечества, начало сорокодневного периода, цель которого – разрушение оков ада, Пасха Христова, ведь «в Адаме каждый из нас умирает, а во Христе воскресает».

Прощеным это воскресенье стали называть потому, что в этот день в храмах на вечернем богослужении совершается Чин прощения. По окончании вечерни настоятель совершает земной поклон перед вынесенными на солею напрестольным крестом и иконами Спасителя и Божией Матери, а затем обращается к прихожанам с пастырским словом, испрашивая прощения: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». После этого все подходят к настоятелю и испрашивают у него прощения. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также принято, чтобы и все верующие просили друг у друга прощения, не только в храме, но и дома, и на работе.

Обычай этот Церковь установила во исполнение заповеди Христовой: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой… Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 5, 23 – 24; 6, 14 – 21).

Традиция просить прощения именно накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности. Согласно египетскому монашескому обычаю на время поста иноки удалялись в безлюдные пустынные места ради аскетических подвигов, сосредоточенной напряженной молитвы и покаяния. Однако не зная смогут ли они возвратиться из столь трудного путешествия, прежде чем покидать стены обители, монахи собирались для совместного богослужения в последний день Сырной седмицы. В этот день они испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды и только потом расходились. Впоследствии сам обычай испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получил широкое распространение не только среди монахов. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.