Великий пост — время покаяния, молитв и подвига

Пост вырывает нас из повседневной суеты, заставляет остановиться среди бесконечного движения, увидеть что-то лучшее, светлое, дающее благо для человека

Великий пост, который в этом году продлится со 2 марта по 18 апреля – особое, благодатное время для души православного человека. За семь весенних недель каждый из нас должен постараться сделать все возможное, чтобы, с Божией помощью, изменить себя к лучшему. О том, как преуспеть в этом – в интервью с помощником настоятеля Богоявленского храма Пензы, директором епархиального духовно-просветительского центра им. свт. Иннокентия Пензенского протоиереем Алексием Ладыгиным.

Чего боится светский мир?

– Отец Алексий, за пару недель до Великого поста в светских СМИ и в соцсетях возникает какой-то нездоровый ажиотаж. Люди, далекие от Церкви, начинают рассуждать о постной пище, подсчитывают калории и чужие деньги, сравнивая стоимость скоромных и мясных продуктов, и все это – с обязательным комментарием диетолога. Кто-то жалуется, что поститься ему не под силу, что он не может жить без мяса или молока – что характерно, ни разу не попробовав себя ограничить…

– Пост – это время подвига, который требует определенных усилий. А современному человеку, расслабленному, не хочется напрягаться. Он хочет жить так, как считает нужным. Поститься – значит, пересмотреть свою обыденную жизнь, заглянуть в свою душу, что-то в ней переменить. Это очень трудно. Не случайно наши предки говорили: «Нет ничего тяжелее, чем молиться и до смерти старых родителей кормить».

Пост – время покаяния и молитв, и светский мир боится этого времени. Собственно, и православные люди со страхом вступают в Великий пост. И наши прихожане иной раз говорят в Прощеное воскресенье: «Батюшка, что-то нет уверенности, хватит ли сил и смирения пронести это бремя…»

Вот потому-то многие и пытаются заглушить страх, рассуждая о калориях и деньгах, пытаясь найти оправдание своему малодушию, несовершенству веры и попросту нежеланию понести подвиг поста. Кто-то честно пытается поститься, но ломается уже в первую неделю, кто-то в последующие. Но есть и те, кто впервые взяв на себя этот подвиг, пронесет его до самого Светлого Христова Воскресенья. Я не раз с таким сталкивался, когда люди после пасхального богослужения делились: «Батюшка, у меня получилось выдержать весь пост, я даже не ожидал!». Мне кажется, нобелевские лауреаты не испытывали большей радости, чем мои прихожане, сумевшие смирить свою плоть, победить себя.

Не занимайтесь самолечением!

– В Великий пост ограничения в питании вообще самые строгие: бывают дни полного воздержания от еды, дни сухоядения. И если кто-то готов отказаться от продуктов животного происхождения, то от подсолнечного масла – что называется, выше сил. Не говоря уж о том, чтобы ничего не есть целые сутки. Что, получается, у этих людей пост насмарку?

– Врачи не устают повторять: не занимайтесь самолечением! Только профессионал может определить болезнь и назначить правильный курс лечения. То же самое и в духовной жизни. Нельзя ее строить по своему произволу. Для этого есть священники, которые знают возможности конкретного человека.

Каждый пост связан с аскезой, что в переводе с греческого означает «упражнение». И как опытный тренер дает начинающему спортсмену минимальную нагрузку, постепенно увеличивая ее интенсивность. Так и в духовной жизни. Не каждый готов сразу поститься так строго, как монахи, как предписывает устав. Устав – это некий идеал, к которому должно стремиться.

Мирскому человеку допускаются некоторые послабления в посте – можно употреблять растительное масло, вареную пищу в дни сухоядения. Монашествующие постятся строже.

Но регламентировать пост в каждой отдельной семье должен духовный наставник, священнослужитель. Если он видит, что мирянин силен в духовном подвиге, то благословит его поститься по Типикону.

Опять же, нужно учитывать и состояние здоровья и возраст. Нельзя требовать от человека, страдающего, допустим, сахарным диабетом или язвой желудка, чтобы он надолго отказывался от пищи, это чревато последствиями.

Почувствовать красоту

– Но, как вы уже говорили, пост – это не просто время для смирения плоти, это время покаяния и молитвы.

– А еще – время ограничивать себя в помыслах, творить добрые дела. Примириться со всеми, простить всех, обидевших нас, впустить любовь в сердце, потому что Бог есть любовь. Если ты в сердце таишь обиду на кого-то, твоя молитва будет бесплодной. В Священном Писании говорится: «Оставь… дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Богу нужна чистая молитва.

Пост – время добрых дел. Вспомните о нуждающихся в нашей помощи, нашем участии и утешении. Мы должны научиться понимать человека, прощать его и разделять его трудную ситуацию, чтобы он почувствовал, что любовь Божия царит среди христиан.

Пост вырывает нас из повседневной суеты, заставляет остановиться среди бесконечного движения, задуматься о душе, и увидеть что-то лучшее, светлое, дающее благо для тебя, для твоего здоровья и будущего. Воздержание от страстей дает почувствовать красоту духовной жизни.

– В пост полагается чаще посещать храм и усилить домашнюю молитву. Но ведь многие и ежедневное – утреннее и вечернее – молитвенное правило не исполняют, ограничиваясь «Отче наш» и Песнью Пресвятой Богородице…

– Значит, им самое время начать полностью читать утренние и вечерние молитвы. Для них это будет достаточным правилом на протяжение всего поста. Для тех, кто вычитывает все молитвы – добавить чтение Священного Писания, особенно Новый Завет, каждый день хотя бы по одной главе. И, конечно же, Псалтирь. Хотя эта книга не каждому человеку дается сразу, к ней нужно быть духовно подготовленным, воцерковленным человеком.

В Великий пост нужно чаще приступать к таинствам церкви: исповедаться, причаститься, пособороваться, словом, принести достойное покаяние. Почувствовать великопостные службы. Побывать на литургии Василия Великого в воскресный день, помолиться за своих почивших предков в родительские субботы – вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.

Если есть возможность – посетите литургию Преждеосвященных даров, которая совершается в среду и пятницу. Она замечательна тем, что в ней исполняются особые песнопения, свидетельствующие об участии в богослужении ангельского мира: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится…»

Хорошо побывать на Пассии в первое, второе, третье и четвертое воскресенья Великого поста – особой службе, во время которой читаются отрывки из Евангелия, посвященные страданиям Иисуса Христа. Таких служб всего четыре, по числу евангелистов.

Бросьте жвачку!

– Какими делами мы еще можем бороться со своими грехами?

– Если вы в повседневной жизни постоянно «зависаете» в Интернете – постарайтесь ограничить свое пребыванием там, если любитель телесериалов – попробуйте вообще не включать телевизор. Если курите – попробуйте воздержаться от табака хотя бы в среду, пятницу и воскресенье. Вы должны почувствовать, что не страсть управляет вами, а вы с Божией помощью получаете силу управлять своими страстями.

Один священник рассказывал, что в его приходе был подросток, который жить не мог без жевательной резинки, даже в храме жевал. Однажды парень спросил у батюшки, как ему правильно поститься. А священник ему говорит: тебе только одно правило – перестать жевать жвачку. Подросток послушно вытерпел весь пост – и избавился от дурной привычки. И для него это был пусть маленький, но подвиг борьбы со страстями.

Записала Наталья СИЗОВА

газета «Пензенский православный собеседник» №3, март 2020 года