Митрополит Серафим: «В эти Пасхальные дни Господь преподал нам важные уроки деятельной любви»

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим дал традиционное пасхальное интервью корреспонденту ГТРК «Пенза», председателю издательского отдела Пензенской епархии и главному редактору журнала «Пензенские епархиальные ведомости» Евгению Белохвостикову, в котором рассказал о том, с какими чувствами встречали верующие Светлое Христово Воскресение в сложившейся непростой ситуации, какие уроки должны вынести христиане из нынешнего кризиса и как с пользой для души провести Светлую седмицу, не имея возможности посетить храм.
– Владыка, Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
– Начать беседу мне бы хотелось с цитаты из проповеди святителя Филарета Московского. Он говорит: «Надо ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, окрылить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечтой, но существенностью, слава – не призраком, но вечной молнией вечного света, все озаряющей и никого не поражающей, – на все это найдется довольно силы в двух чудодейственных словах: Христос воскресе!»
Прибавить здесь, действительно, нечего, и вроде бы для христианина здесь нет ничего сомнительного в том, что слова «Христос воскресе!» могут уничтожить бедствие и смерть. Но все же в очень непростой ситуации мы встречаем нынешнюю Пасху, и с такой же ли светлой радостью, как и все прошлые годы?
– Да, безусловно, жизненные обстоятельства не могут не влиять на человеческие чувства, человеческий разум, и то, что эту Пасху мы встречаем во время карантина, – это, конечно, сказалось и на священнослужителях, и на мирянах, потому что большинство мирян в эти дни не смогли посетить храмы, как это было принято у них в течение всей жизни. Многие справляли эту Пасху дома – кто-то при трансляции Патриаршего или других богослужений, кто-то в своей собственной келейной молитве. Но, на самом деле, я считаю, что это наполнило нашу жизнь и наше человеческое сознание совершенно новыми ощущениями, – потому что, с одной стороны, многие себя почувствовали среди тех тайных христиан, которые были во время гонений и которые тоже не могли собираться в эти дни всегда на общественные богослужения. С другой стороны, это есть некое испытание нашей веры. По слову Предстоятеля нашей Церкви, в чем-то мы должны были явить образ тех пустынников и затворников во главе с преподобными Марией Египетской и Иоанном Лествичником, которые в течение многих десятилетий провели в пустыне и так же, как и мы сегодня, справляли Пасху в уединении. Поэтому, безусловно, радость эту никто не может от нас отнять (Ин. 16, 22), как говорит апостол Иоанн Богослов, – даже те жизненные обстоятельства, в которые мы сегодня поставлены. Одни ли мы молились или благодаря телевизионной или интернет-трансляции, либо находились в храме – для всех нас это одна радость, которой мы сегодня объединены.
– Можно ли сказать, что такие экстремальные обстоятельства – это в некотором смысле проверка нашей стойкости в вере, проверка, готовы ли мы вверить Богу свою жизнь и свое здоровье?
– Конечно, я думаю, что и для верующих, и для неверующих это стало большим испытанием и, наверное, поводом для пересмотра всех жизненных ценностей. Для христиан это тоже стало сложной задачей, которую надо было решить для себя, потому что я представляю, что во время Страстной седмицы и Пасхальной седмицы у многих был соблазн пойти в храм, невзирая ни на что, и веря: Господь меня убережет. Но с другой стороны, мы всегда призывали людей проявлять христианскую любовь и думать не только о себе, но и о тех, кто их окружает, потому что эта зараза, которая уже унесла очень много жизней по всей земле, – дает нам возможность задуматься над тем, какую в принципе мы сами вносим лепту в наше общее созидание здоровья, жизни. И, конечно, для христиан было очень важно проявить эту любовь к своим ближним и, невзирая на эти очень торжественные богослужения, оставаться дома и в домашней келейной молитве быть участником этих торжеств.
– В эти дни и недели участились и антицерковные высказывания. Причем люди, которые недавно еще говорили, что храмы всё равно стоят пустые, зачем их столько построили, теперь нам говорят: храм – это главный источник заразы, там как раз все люди скапливаются, оттуда всё и пошло. Почему так? Откуда это желание – всегда и во всем обвинить Церковь? Такая же логика, как и во времена Древнего Рима: нет дождя – причина – христиане?
– Вы знаете, всегда есть и будут люди, которые чем-то недовольны, в том числе и недовольны Церковью. Я не говорю, что мы совершенно не обращаем на них внимания. Но мы, конечно, свои слова проповеди и свои богослужения, прежде всего, направляем к народу верующему. Верующий христианин не будет бросаться такими фразами, поскольку это уничтожает основы той веры, на которых он стоит. А те люди, которые имеют желание во всех ситуациях обвинять Церковь и христианство, – для них, действительно, что бы ни случалось и ни происходило, церковное общество всегда будет виновато. Я считаю, что мы не имеем права нашим критикам закрывать рот или что-либо противопоставлять, и сам не собираюсь этого делать. Не сказал бы, что в последнее время появился какой-то новый шквал всего этого. Это продолжалось и в совершенно спокойные времена, когда многие заявляли нам: «Для чего вы строите храмы? В них никто не ходит». А теперь заявляют: «Почему вас так много собирается в храмах?». Конечно, эта проблема для нас несуществующая, – поскольку эти люди не позиционируют себя как христиане, то, собственно говоря, Церковь и не должна отвечать на их критику. Мы никого не загоняем в храм, никого из него не изгоняем, и о том, что говорят критики, можно сказать единственное – приди и виждь (Ин. 1, 46), сам проверь и тогда делай какие-то выводы о том, что является полезным для человека в церкви и что является опасным.
Поэтому я не хотел бы на этом особенно внимание заострять и говорить, что в это время обострились критические ситуации. Я бы вообще сказал, что это время Господь нам послал для того, чтобы мы увидели свои язвы, свои греховные наклонности, поступки, страсти, которые в это тяжелое время обнажились и у нас, христиан, и во всем обществе. Поэтому вот это, наверное, самое важное – какими мы выйдем из этого кризиса, что с нами будет. Я считаю, что нашему христианскому обществу Господь преподал в эти дни очень значимые и важные уроки. Прежде всего, уроки деятельной любви. Не на словах ли она? Не вся ли она состоит в том, что мы только заявляем, что любим друг друга? Готовы ли мы переносить все тяготы и критику, который нас поливают? Это, наверное, самое главное, с чем мы должны из этого времени выйти. Дай Бог, чтобы каждый из нас сделал правильные выводы в соответствии с тем Евангельским учением, которое принес Воскресший Господь.
– И в более тяжелые времена приходилось встречать Пасху. Например, во время Великой Отечественной войны. Через три недели мы будем праздновать 75-летие Великой Победы, и в связи с этим хочется вспомнить, насколько в разгромленном состоянии Церковь встретила начало войны, но в первый же день заняла однозначную позицию и сделала для Победы очень немало, опять же с учетом того, в каком состоянии на тот момент находилась. Это тоже такой урок стойкости наших предшественников?
– Я, наверное, не могу судить об этом объективно, потому что я – человек уже совершенно другого поколения, и только мои деды и прадеды участвовали в войне. Но как мне кажется, это было поколение, воспитанное в совершенно других приоритетах и, невзирая на то, что Церковь к началу войны в течение уже долгого времени, 30-ти лет, была постоянно в гонениях, нельзя сказать, что это какой-то парадокс, что Церковь заняла такую правильную позицию. Церковь никогда не противопоставляла себя народу и даже не противопоставляла себя тому государству, которое было богоборческим в то время, но всегда старалась поддерживать диалог и с народом, и с государственной властью. Поэтому, безусловно, когда местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился к народу с воззванием положить все на то, чтобы Советским Союзом была одержана победа, – в этих словах был не призыв поддержки власти или режима, это был призыв в поддержку своей Родины, каждый из нас обязаны встать на ее защиту.
Не будем далеко ходить: в нашей Пензенской области действовали тогда всего лишь два храма: святителя Митрофана в городе Пензе и Казанская церковь в Кузнецке. И судя по тому, сколько эти храмы собрали средств, сколько они перечислили на победу, сколько делали для того, чтобы воодушевлять людей, поддерживать их, особенно тех, кто остался вдовами, сиротами, – это невозможно нам сегодня оценить, это общий вклад в общую Победу.
Дай Бог, чтобы этот образец любви к своей Родине, несмотря на религиозные воззрения и убеждения, любовь к своей Отчизне, невзирая на то, нравится сейчас строй, в котором мы живем, или не нравится, – он сохранялся во всех последующих поколениях. И чтобы не высказана была какая-то обида – я не буду воевать за свою Родину, потому что то-то и то-то мне не нравится. Ощущение Родины в сердце каждого человека – это, действительно, святое, и наши предки это показали. Ведь не только Церковь была гонима, но и интеллигенция была уничтожена, среднее сословие крестьянское тоже было уничтожено, и невзирая на все это, люди не озлобились, хотя для этого была масса причин, но в трудную минуту встали на защиту своей Родины. И это – та великая любовь, которая призывает человека положить жизнь за друзей своих (Ин. 15, 13).
– У святителя Иннокентия Пензенского есть такая фраза: «Боящийся Бога не боится ничего человеческого». Но ведь сейчас у многих людей, даже у богобоязненных, есть страх перед неизвестностью, за жизнь и здоровье своих близких. Как его преодолеть?
– Страх этот – вполне естественный, потому что мы видим, насколько тяжело пронеслась эта эпидемия по всему миру, сколько жертв, и сейчас, в период всеобщей глобализации, когда информируемость на очень высоком уровне, – это, безусловно, страшит людей. Но я хотел бы сказать словами Священного Писания, когда Господь говорит: те, кто веруют в Меня, даже если умрут, оживут (Ин. 11, 25). Он говорит о всеобщем Воскресении. Поэтому христианину очень важно понимать и чувствовать, что от коронавируса, от другой какой-то инфекции или даже не от инфекции, – ему рано или поздно все равно придется умереть и предстать перед Судом Божиим. И всё то, чем мы живем, чем мы занимаемся, – всё в руках Божиих, и мы не знаем, когда будет этот призыв к вечной жизни: сегодня, завтра или спустя много лет. Все мы должны прекрасно понимать, что боязнь должна состоять не в том – заразимся мы этим, переболеем или умрем от этого, а боязнь христианина, прежде всего, должна состоять в том, что он в своей жизни делал, как он поступал, с чем он придет на Суд Божий, какой даст ответ за все свои деяния. И, наверное, эти кризисные времена призваны для христиан действительно обнажить свою душу и постараться изменить самих себя, быть готовым к любым изменениям, в том числе к переходу в вечную жизнь.
– А как лучше эти дни провести с пользой для души? Ведь мы привыкли Страстную и Светлую седмицы больше пребывать в храме, в общественном богослужении, а теперь все сидим по домам.
– Именно в это время нашим прихожанам нужно научиться те же общественные богослужения проводить у себя дома. Тем более, что все пасхальные последования есть практически в любом молитвослове – пасхальные каноны и пасхальные стихиры. И я думаю, что если каждый человек возьмет себе за правило утром в течение часа и вечером в течение часа совершать эти богослужебные последования, то это станет самым лучшим времяпрепровождением в течение всей Светлой седмицы. А дальше уже, если Господь будет к нам милостив, то мы сможем все воскресные дни прославлять Воскресшего Спасителя до Отдания Пасхи и, наверное, тогда уже свою личную Пасху принесем и сделаем общественной.
– То есть в дни Светлого Христова Воскресения мы еще раз должны вспомнить, что в эти дни Христос победил смерть Своим Воскресением и поэтому не бояться ни болезни, ни смерти?
– Да, конечно. Основа нашего праздника состоит именно в том, что Христос является Победителем смерти, Он вывел души праведников из ада и даровал нам всем великую надежду быть соучастниками Его Воскресения. И поэтому пусть ни болезни, ни те страхования, которые сейчас слышаться с экранов телевидения или из пространства Интернета, не будут помехой нам радостно встретить этот великий праздник Воскресения Христова!
– Спасибо за беседу, владыка! Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
Беседовал Евгений Белохвостиков
Публикацию подготовила Наталья Зыкова
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=248196