Митрополит Серафим: «Десятилетие программы «Мир Православия» – показатель ее востребованности»

9 октября 2020 года информационно-просветительской программе Пензенской митрополии «Мир Православия», выходящей на волнах «Радио России из Пензы», исполнилось 10 лет. Гостем юбилейного выпуска стал Высокопреосвященный Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский. В прямом эфире он поздравил коллектив радиопрограммы с юбилейной датой, высказал свое мнение по наиболее актуальным темам сегодняшнего дня, рассказал о жизни епархии в непростом 2020 году и ответил на вопросы слушателей.

– Добрый день, владыка! Первый вопрос, конечно же, о юбилее. 10 лет – все-таки серьезный срок для медийного проекта. Когда программу открывал ваш предшественник владыка Вениамин, наверное, никто так далеко в тот период не загадывал. Вот уже без малого семь лет программа выходит при вашей поддержке. Скажите, почему для Пензенской епархии это важное направление? Ведь есть же много других важных дел и проектов…

Во-первых, я хотел бы поздравить с юбилеем вас – бессменных ведущих этой программы! Все-таки 10 лет – для медиа это действительно очень много. Даже какие-то развлекательные программы редко выдерживают такой срок. Это показатель того, что есть востребованность, и люди любят эту программу, неизменно участвуют в тех диалогах, которые здесь предлагаются. С другой стороны, епархия просто не может в этом не участвовать, потому что это – очень важная площадка для того, чтобы донести, чем Церковь занимается, чем она сейчас живет, и в какой-то мере – нести слово Божие, потому что любая встреча со священником и ответы на вопросы – это своего рода то же слово, которое несется не отдельным десяти или пятидесяти человекам, это несется по всей области – тем, кто желает это слушать. Я думаю, что за эти годы ваша программа набрала уже свой коллектив слушателей, которые любят эту программу, неизменно в ней участвуют и что-то от этого получают.

– В подтверждение ваших слов приведу немного статистики: сегодняшний наш выпуск 521-й. Если все предыдущие выпуски сложить по времени, они займут 26 тысяч минут. Если перевести в часы, это будет 433 часа, а если бы мы шли в режиме нон-стоп, мы бы отработали 18 с лишним суток. Постоянные слушатели, как вы правильно сказали, каждую неделю включают «Радио России из Пензы», и, может быть, не всегда звонят в эфир, но многие потом при встрече свою оценку этому эфиру дают. Вот скажите, насколько для вас любое СМИ – радио, телевидение, интернет, пресса – важный источник информации? Насколько внимательны вы к тому, что публикуется, и надо ли это?

Конечно, сейчас мы живем в ту эпоху, когда без этого просто нельзя. Есть, конечно, какие-то люди, которые будут говорить, что это все плохо, что СМИ нагнетает какие-то страсти, но, безусловно, без этого мы сейчас не проживем.

Ввиду того, что я являюсь руководителем епархии, мне нужно следить за тем, что в принципе происходит в области, реагировать на какие-то моменты, на то, какие отклики есть о Церкви. Это с одной стороны. С другой стороны мы сегодня, к сожалению, не может доверять средствам массовой информации на все сто процентов. Настолько СМИ заразились, так скажем, болезнью, чтобы представить «жареные факты», чтобы заинтересовать… Но ведь очень легко сейчас очернить человека какими-то своими выводами о том, чего человек, может быть, даже и не делал. Если раньше в деревне поговорят и через какое-то время забудут, – то теперь это в электронных СМИ остается на всю его жизнь, и поэтому мне бы хотелось, чтобы СМИ стали более ответственными. И не только СМИ, а все, кто публикует свои комментарии к различным новостям. Я не говорю, что все эти комментарии должны быть добрыми, у каждого – своя точка зрения, но если ты чего-то не знаешь, если ты в чем-то не уверен, то выдавать это за истину, я считаю, неправильно. Конечно, когда мы жили в советскую эпоху, доверие средствам массовой информации, – что телевидению, что газетам, что радио было стопроцентное.

– СМИ и было мало…

Да, их и было мало, и там, конечно, писали не всю правду, потому что это тоже была идеология, но все-таки доверие было очень большое. А сейчас, невзирая на все эти рейтинги, порой даже что-то скажут, что-то озвучат, а люди еще думают правда это или нет, и начинают проверять, ждать, не выйдет ли на следующий день опровержения. Это, конечно, очень плохо, потому что мы – не временщики, которые должны гнаться за рейтингом, а должны, прежде всего, иметь такое понимание, насколько нам доверяют, насколько мы предоставляем правдивую информацию, – вот это нас должно заботить. Тогда это будет не желтая пресса, не какие-то фейки, как любят многие СМИ, а именно достоверная информация, которой люди будут доверять.

– Предлагаю вернуться к теме юбилея. Я тоже, обращаясь к истории, скажу, что у Пензенской епархии и областного радио более долгая история сотрудничества, чем 10 лет. С конца 90-х годов появилась в эфире рубрика «Православный календарь», ведущим которой был протоиерей Андрей Ширшаков. Вы, владыка, впервые стали гостем нашей программы 21 мая 2011 года, второй раз – 25 июня 2011 года, и мы тогда говорили о завершении первого учебного года в возрожденной духовной семинарии и о работе комиссии по канонизации святых Пензенской епархии. С тех пор, понятно, у вас ответственности и забот прибавилось, но надо отметить, что и семинарией, и комиссией вы до сих пор руководите. И эти направления для вас очень значимы. Если говорить об уходящем 2020 годе, как он сложился в семинарии в частности? Необычный был год, особые условия…

К сожалению, да. Еще рано говорить, что был, он еще не прошел, но 10 месяцев мы уже пережили, и пережили, конечно, очень сложно. Это касается всей нашей епархиальной жизни. Самым горестным была для наших прихожан Пасха, когда по предписанию Роспотребнадзора были закрыты храмы. Сейчас мы с этой болезнью научились жить, соблюдая меры безопасности, насколько возможно переносить все это, – но это связано, наверное, с тем, что многие из нас уже переболели, и теперь уже понимают, какую ответственность мы несем, что это не просто какой-то грипп. В виду карантина и наши приходы пережили очень сложное время, особенно март, апрель и май, когда было очень мало прихожан, был какой-то и внутренний кризис, и порой мы горько шутили, что богоборцы теперь радуются: они мечтали закрыть храмы на Рождество и на Пасху, никогда у них не получалось это, а вот в XXI веке так сложилось. Это все каким-либо образом притормозило нашу жизнь во всех ее проявлениях. Мы не смогли открыть Спасский собор, потому что фирма, которая производит работы по внутреннему убранству, не смогла исполнить свои обязательства, и мы не могли перед ними свои обязательства исполнить. Собственно говоря, это и сейчас все продолжает «хромать», потому что собор строится на пожертвования, и у нас нет таких средств.

– Епархия понесла и личные потери в плане того, что и священнослужители умирали…

Да. Буквально вчера мы отпевали протодиакона Владимира Красненкова. В первую волну скончался протоиерей Валерий Волков из Наровчата. Многие наши священнослужители переболели этой болезнью, и не всегда легко, многие до сих пор находятся еще в больницах, и я думаю, что это не конец всей этой болезни, потому что мы еще идем к пику этой волны. Конечно, это все очень тяжело, и нам приходится каким-либо образом приспосабливаться к этим новым обстоятельствам. А Церковь все-таки очень консервативная организация, и не всегда это всё происходит быстро. Я знаю, что есть критика и в мой адрес – за то, что мы закрывали храмы на Пасху, и за всё остальное, но лично я привык нести послушание Священноначалию, и всё то, что мы делаем, мы делаем не от себя, а потому что так постановил Святейший Патриарх и Священный Синод. Вы знаете, что и Патриарх сам призывал временно отложить посещение храмов, потому что действительно сейчас если не каждый второй, то каждый третий или болеет, или переболел этой болезнью, а общее скопление народа с очень тесным общением, безусловно, – большая возможность заразиться этой болезнью.

– И маски обязательны сейчас не только для прихожан, и для священников тоже.

Конечно, когда священник близко общается с прихожанами, то есть на исповеди, во время причастия, – он обязан быть в маске. Это тяжелым бременем ложится на нас, потому что это все новое, необычное для нас, и дай Бог, чтобы оно скорее закончилось. Невзирая на все это, Церковь продолжает жить и развиваться. В этом году мы реализовали много различных проектов. В частности, закончили издание десятитомника трудов святителя Иннокентия, как раз к 20-летию его канонизации. Фактически пять томов мы издавали именно в этом году, что было тоже предельно сложно.

Кроме того, благодаря работе нашего штаба по восстановлению собора, лично Ивана Александровича Белозерцева и всех наших жертвователей, у нас продолжается строительство собора, оно в заключительной фазе. Сейчас мы уже приобретаем утварь, иконы, и я надеюсь, что в ближайшее время, если позволит нам та ситуация, которая все еще остается сложной, мы все-таки войдем в собор и начнем служить, а уже потом, когда закончится эпидемия, будем ждать Святейшего Патриарха, чтобы он освятил собор. Сейчас, наверное, не стоит строить какие-то планы, потому что неизвестно, что будет дальше. Но жизнь продолжается, мы не ушли в уныние, а продолжаем трудиться. Конечно, этот год для Церкви был очень сложным, потому что живое общение священника с прихожанами никогда не будет заменено, а тем более – живое участие в Таинствах.

– Храм не может быть пустым…

Да, но сейчас такое время. Это нам тоже нужно пережить и выйти из этого обновленными, переоценить свое отношение к ближним, научиться любить друг друга, уважать. Многие критикуют нас за то, что храмы закрыты, но мы все-таки должны бояться того, что можем стать причиной заражения других. А если, не дай Бог, этот человек умрет, заразившись от нас? Сможем ли мы потом сами себя простить за это? Поэтому в этом отношении мы должны из этого кризиса выйти обновленными душой, с пониманием и уважением друг к другу.

– Да, это сейчас самая актуальная тема, но вернемся к десятилетию программы «Мир Православия», выходящей на волнах «Радио России из Пензы». Я хочу сказать, что эту программу готовят не только ведущие, соведующие и гости, эту программу готовят наши бессменные звукорежиссеры – это Алексей Федотов, который сейчас сидит напротив нас за стеклом, это Михаил Спежов, это Нелли Павлова, это звукорежиссеры Александр Зубков и Жанна Матросова, новости из жизни Пензы православной звучат голосом Владислава Болякина, первой постоянной ведущей в течение года была Юлия Шевырева. Владыка, что вы можете пожелать нашей программе, может быть, на следующие десять лет?

Я надеюсь, что не только на следующие десять лет, а на следующие десятки лет. Уверен, что и все последующие годы, которые вы будете трудиться над выпусками этой программы, будут очень плодотворными и помогут многим людям найти ответы на какие-то важные жизненные вопросы. Поэтому желаю всем вам, сотрудникам и радиослушателям, благословения Божия. Пусть Господь всех нас хранит!

Ответы на вопросы радиослушателей

– Скажите, владыка, как вы лично готовитесь к программе – обговариваете с редактором тему, вопросы? И второе: в других епархиях есть такие программы-долгожители? И еще один даже не вопрос, а скорее пожелание: есть такие выпуски радиопрограммы, которые хочется переслушать, даже перечитать. Например, были выпуски о житии святителя Иннокентия, и настолько это было доходчиво, понятно, ясно, что хотелось бы, чтобы это прочитали как можно больше людей. Именно прочитали. Но, может быть, и услышали, если есть такая возможность – выпустить диск.

Во-первых, скажу честно: в деталях интервью мы не прорабатываем, я знаю, на какую тему будет передача, а вопросы, которые мне будут задавать, я слышу впервые.

Что касается второго вашего вопроса, то, конечно, во многих епархиях есть подобные проекты, и они даже более глобальные. Я, например, лично знаю – в Нижегородской епархии есть целое радио, которое полностью самостоятельно существует. Мне владыка Георгий дарил несколько дисков, они записывают на них свои программы, и когда я из Дивеева ехал в Пензу, то слушал различные постановки, рассказы, мне это так понравилось! Поэтому, я считаю, почему бы и нет – почему бы вашу инициативу не поддержать и какие-то радиопрограммы не перенести в печатные издания, выпустить их в виде каких-то брошюрок или каких-то листовок. А в интернете, на сайте епархии они практически все есть.

* * *

– Как вы расцениваете поступок известного проповедника архимандрита Андрея (Конаноса), снявшего с себя сан? Существуют ли объективные причины такого поступка, и вообще человек, принявший постриг, может ли взять и по своему желанию перестать быть монахом?

Вы знаете, мне очень сложно что-то сказать об этом. Отец Андрей был очень известным публицистом не только в Греческой Церкви, но и в других Поместных Церквах, и в последние годы на русский язык было переведено очень много его книг. Отец Андрей является клириком Элладской Церкви, и я вам честно скажу я не погружен в эту историю и не знаю, по каким причинам и как он снял сан.

Я выскажу свое личное мнение (это не надо расценивать как мнение Церкви): конечно же, это очень плохо. Раз ты взял на себя такой подвиг, ты должен его нести до конца, потому что уже не людям даешь эти обеды, а Богу. И раз ты от этого отказываешься, – значит, в чем-то ты был слаб. Но, с другой стороны, я хочу сказать, что это гораздо честнее, нежели жить с каким-то грехом, пороком на сердце и это скрывать. Все-таки отец Андрей был публичной личностью, который много учил об исполнении заповедей, а ему самому жить, не исполняя их, – то, конечно, честнее все-таки снять сан и реально, так скажем, уйти от этого, нежели быть человеком неправдивым.

Но еще раз повторюсь, поэтому вы и задаете этот вопрос, – для всех нас это была большая трагедия. Почему? Потому что многие были заворожены его книгами и думали, что этот человек живет глубоко церковной жизнью, и даже не могли себе помыслить, что когда-то человек сможет отказаться от сана. Но я еще раз повторю я не знаю причин. Много я встречал различных слухов, но кто знает, как на самом деле это случилось. Конечно, это – трагедия нашей Церкви. Он не единственный человек, кто так делает, и такие люди, наверное, расписываются в собственной слабости, что они не могут взять на себя подвиги, которые обещали понести. И дай Бог всем нам, чтобы таких случаев было меньше, потому что это очень большой соблазн для наших мирян, тех, кому он проповедовал слово Божие. 

* * *

– Владыка, я знаю, что сейчас ведутся работы по созданию Собора Пензенский святых. В чем религиозный смысл Собора? Это же не экономия церковного календаря – вот всех сразу помянуть, чтобы не растягивать по дням… И можно ли сказать, что Собор святых – это такое малое Отечество в Царствии Небесном, где все наши пензенские святые собираются и молятся за нас, и нам как-то легче и проще всегда обратиться к ним, когда они соборно за нас молятся?

Вы правы. Это действительно делается для того, чтобы увековечить память, можно сказать, наших земляков, родственников, которые жили, трудились, пострадали в Пензенской области. Этот Собор не просто создается, а Святейший Патриарх уже подписал указ о том, что Собор святых Пензенской митрополии будет отмечаться по новому стилю каждый год 12 июня в день рождения святителя Иннокентия Пензенского, и Собор этот уже утвержден, он состоит из 21 имени святых нашей Церкви. Это люди, которые были уроженцами нашего Пензенского края, которые здесь были священнослужителями, архиереями, которые пострадали здесь в годы гонений. 

* * *

– Владыка, какова сейчас ситуация с церковными хорами?

Непростая. Дело в том, что храмов открывается очень много, и обеспечить все церковными певчими тоже не всегда возможно. У нас в городе вообще с музыкальным образованием всё довольно-таки плохо. Потому что музыкальное училище имени Архангельского стало просто отделением при культпросветучилище, и там очень маленькая база. Да, есть регентское отделение в семинарии, есть в педагогическом институте отделение учителей музыки, но по сравнению с нашими соседями, где есть музыкальный институт или консерватория, как в Саратове и в Нижнем Новгороде, конечно, с материалом для церковного хора у нас очень плохо. Церковь об этом заботится, у нас в семинарии есть регентское отделение, но оно тоже очень маленькое, и меня полностью не удовлетворяет количеством студентов.

Хотелось бы как раз напомнить радиослушателям о том, что в церкви пение очень важно. И пожалуйста, у кого есть желание, у кого есть возможности, подавайте свои документы и обучайтесь в нашей семинарии на регентском отделении. Если уже вы в возрасте и у вас нет возможности получать стационарное образование, у нас есть еще так называемые певческие курсы при той же семинарии, где вы в вечернее время можете ходить, заниматься, а потом петь на клиросе. 

* * *

– По воскресеньям в храмах очень много народа, а у меня уже возраст 65+. По воскресным дням в храм мы не ходим, а душа болит, ведь воскресный день должен быть посвящен Богу. Но разве в будние дни, когда народа нет, не та же благодать в храме? Не будет ли грехом, если несколько воскресений пропустить, а приходить в будние дни?

Да, действительно, у нас, у православных, существует традиция и это заповедь Божия, которая гласит, что «шесть дней делай, седьмой посвящай Господу Богу твоему» (Исх. 20:9–10), но вы правильно сейчас говорите о том, что все-таки воскресный день это большое скопление народа, которое сейчас является реально опасным. И мы даже призываем наших прихожан, чтобы они наоборот приходили в будние дни, когда никого нет, если у них есть такая возможность. Конечно, когда мы живем в обычное время, праздники и воскресные дни нужно посвящать Господу Богу. И сейчас никто не запрещает вам посвящать – молитесь дома. Но лучше в храм прийти в тот день, когда вы свободно можете помолиться. Нет ничего отличающегося в том, когда совершается Литургия – в воскресный день или в пятницу, в субботу или в понедельник. Поэтому в нынешнее время мой совет вам – приходите тогда, когда меньше возможности получить заражение. Причем это связано не только с храмом, ведь для того, чтобы добраться до храма, нужно ехать в транспорте. Воскресный день посвятить Господу Богу – это не только посещение храма, это и молитва, которая может быть и домашней, это творение добрых дел. Почитайте святоотеческую литературу в этот день, к примеру.

Я общаюсь с нашими прихожанами, и многие люди мне говорят – да, я очень боюсь. Конечно, даже врачи нас предупреждают о том, что когда ты находишься в постоянном страхе, в стрессе – у тебя гораздо больше возможностей заразиться той или иной болезнью, пусть это даже будет не коронавирус. Просто ослабляется иммунитет, когда ты постоянно на нервах, и поэтому если у вас возраст 65+ или хроническая болезнь, – лучше, например, заранее перед родительской субботой прийти заказать панихиду, а в этот день просто дома помолиться.

Да, для Церкви это не свойственно, мы не можем никогда заменить прямого общения друг с другом, не можем заменить общение со священником, как-то дистанционно участвовать в Таинствах, но сейчас такое время. И я думаю, что это же не годы, это всего лишь месяцы, можно подождать и это пережить.

В качестве аргумента приведу пример святых подвижников, которые жили в пустыне. Они же в течение нескольких лет не ходили в церковь, и это не значит, что они не посвящали дни Господу Богу, они наоборот все дни посвятили Господу Богу без остатка, они ничего не делали там, кроме того как молились и несли на себе тяготы этой пустыни. Самый, наверное, яркий пример – преподобная Мария Египетская, которая просто ушла и питалась тем, что там было в пустыне, и эта пустыня была ее жилищем, поэтому в этом отношении, если вы сейчас не пойдете в храм, не значит, что вы как-то согрешите. Займитесь келейной молитвой, почитайте Священное Писание, святоотеческое наследие – это тоже будет посвящение Господу Богу. Да, православным нужно причащаться, но выберете для этого какой-то будний день, когда мало народа. Чтобы вы были спокойны, чтобы сердце и душа ваша не смущалась этим. 

* * *

– Почему в городе не слышно колокольного звона? Перед началом службы не звонят, в конце, при чтении Евангелия никто на колокольню не поднимается. Почему так происходит?

Понимаете, сейчас такое время. Завтра воскресенье, а для меня это один из самых тяжелых дней. Не из-за того, что будет служба, а из-за того, что у нас сейчас очень много болеет духовенства. У нас на некоторых приходах вообще нет служб сейчас, некому просто служить. На карантин полностью закрыт Троицкий женский монастырь и неизвестно, когда там возобновятся общественные службы, священнослужители все заболели, монашествующие болеют. Конечно, какой может быть звон? Сотрудники многих храмов болеют. Это плохо, но в оправдание могу сказать только это. Те же самые звонари – это считанные люди, и если звонарь заболел, то его заменить фактически некому, потому что управлять колоколами другой человек не сможет. Наверное, в какое-то время настоятели храмов и отказываются даже от звона, чтобы сотрудника каждый день не вызывать. Поэтому вы уж нас простите, что в это время не все исполняется так, как требует устав Церкви.

Беседовали Юлия Шевырева и Евгений Белохвостиков

Подготовила к публикации Наталья Зыкова

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=257776

Актуальные новости

Состоится прямая трансляция торжеств по случаю 80-летия возрождения Пензенской епархии Состоится прямая трансляция торжеств по случаю 80-летия возрождения Пензенской епархии
Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме во имя Михаила-Архангела в Пензе Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме во имя Михаила-Архангела в Пензе
Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме села Блиновка Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме села Блиновка
В праздник Торжества Православия митрополит Серафим совершил литургию святителя Василия Великого в Спасском кафедральном соборе В праздник Торжества Православия митрополит Серафим совершил литургию святителя Василия Великого в Спасском кафедральном соборе
В канун Недели Торжества Православия митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Недели Торжества Православия митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе
В субботу 1-й седмицы Великого поста митрополит Серафим совершил литургию в Сергиевском храме села Соловцовка В субботу 1-й седмицы Великого поста митрополит Серафим совершил литургию в Сергиевском храме села Соловцовка