Митрополит Серафим: «Хотелось бы, чтобы мы вышли из пандемии не просто победившими болезнь, но изменившими себя к лучшему»

По многолетней традиции в праздничные дни митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим подвел итоги прошедшего года и ответил на вопросы председателя издательского отдела Пензенской епархии Евгения Белохвостикова.

– Владыка, здравствуйте! С праздником вас!

– Здравствуйте. С Рождеством Христовым!

– Когда я готовился к этому интервью, то сильно призадумался над тем, о чем можно было бы говорить. Понятно, что год был очень непростой и нестандартный. И все же свести весь разговор о нем к пандемии было бы неправильным. К примеру, практически полностью готов к освящению Спасский кафедральный собор. Если бы не известные обстоятельства, в 2020 году, вероятно, состоялось и его освящение?

– На самом деле мы в конце еще 2019 года обращались к Святейшему Патриарху с тем, чтобы в 2020 году он совершил освящение Спасского кафедрального собора. Но в начале года я получил резолюцию Патриарха о том, что сейчас не время это делать. Даже еще в январе-феврале для меня это было непонятно: конечно, мы слышали о том, что творится в Китае, в Италии, еще где-то, но на себя пока еще не примерили ту одежду, которую нам пришлось примерить уже в апреле-месяце. И, конечно, в виду вот этой сложной обстановки освящение не просто отложилось по срокам, но и сами работы затянулись. Те мероприятия, которые были намечены – прежде всего, строительные работы – пришлось отложить: многие организации апрель-май не работали, и это привело к тому, что иконостас мы пока еще не полностью установили, и некоторые другие моменты были отодвинуты.

Но, на самом деле, за это время многое сделано – благодаря усилиям общественного совета, который возглавляет губернатор, и тем меценатам, которые, невзирая на сложную обстановку на своих предприятиях, продолжали оказывать содействие в возрождении Спасского кафедрального собора. И на Рождество мы совершили в соборе первую Литургию, что стало значимым историческим событием, потому что фактически с 1918 года на этом месте православные не совершали Божественные литургии: затем на какое-то время собор был захвачен обновленцами, а потом вообще перестал действовать, – и в виду этого можно сказать, что спустя сто с лишним лет была совершена первая Божественная литургия. И это тоже стало возможным благодаря тому, что, в общем-то, все действительно готово к освящению собора.

– Иконостас, хоросы, памятник благоверным князьям Петру и Февронии, начало воссоздания храма-усыпальницы – из этого перечня понятно, что и для Спасского собора этот год не прошел впустую?

– Безусловно.

– А еще, несмотря на все трудности, строятся и благоукрашаются и другие храмы. В конце года вы принимали участие и в закладке храмов, и в освящении крестов и колоколов. Жизнь продолжается. Какие из строящихся в регионе храмов — помимо Спасского собора — вы бы назвали наиболее значимыми?

– Прежде всего, продолжается строительство храма Архангела Михаила в селе Кочетовка – там, где у нас новопрославленный святой, блаженный Иоанн Кочетовский. В марте 2019 года здесь случилась трагедия – храм сгорел. Но, как у русских очень часто говорится, – не бывает худа без добра. И сейчас мы всем миром продолжаем там строительство нового храма. Причем прежний храм был деревянный, маленький, а сейчас нами принято решение построить полноценный каменный храм, который вместит всех богомольцев, что приезжают в день памяти Иоанна Кочетовского. Сейчас заканчивается строительство самого четверика, и я уверен, что к концу наступившего года мы уже сможем там совершать богослужения.

Кроме того, в конце года я совершил освящение двух храмов – в селе Камайка Пензенского района и в селе Наумкино Шемышейского района. Эти храмы были заложены в конце 2019 года, и даже сложные обстоятельства не помешали построить в этих селах достойные храмы, чему я тоже, безусловно, был очень рад.

В селе Степановка Бессоновского района благодаря одному из российских благотворительных фондов сейчас тоже ведется активное строительство современного храма, с применением самых новых технологий, которые в храмостроительстве у нас пока не используются, но для меня это отрадно потому, что эти технологии дают возможность в короткие сроки и, конечно, с небольшими затратами, возвести в селе церковь. У нас же и в древности был ряд так называемых «обыденных» храмов, которые строились за очень короткие сроки, «об один день», и имели типовую архитектуру. Может быть, для небольших сел, таких, как Степановка, здешний храм Архангела Михаила и будет примером того, как можно довольно-таки незатратно и быстро возвести храм на 70-80 человек, что для такого села вполне достаточно.

Поэтому, невзирая на все наши сложности, христианская жизнь продолжается, и я благодарен всем тем, кто трудится и вкладывает свои силы, несмотря на трудности, с которыми они столкнулись за прошедший год.

– Имя блаженного Иоанна Кочетовского вошло в Собор Пензенских святых. Еще одно приятное и историческое событие 2020 года – Святейший Патриарх Кирилл благословил установление новой даты в церковном календаре – празднования Собора святых Пензенской митрополии. Что это будет за праздник, когда он будет праздноваться, имена каких святых объединит?

– Очень давно появилось желание создать Собор Пензенских святых. Во-первых, за последние двадцать лет в нашей Церкви было канонизировано очень много святых, которые связаны с Пензой, с Пензенской губернией: кто-то здесь жил, кто-то учился, служил, кто-то здесь принял свой мученический подвиг. Мы постарались аргументированно изложить для Святейшего Патриарха свою позицию, и было принято решение о Соборе святых Пензенской митрополии, который состоит из 21 имени. Я просил Патриарха назначить дату его празднования по новому стилю на 12 июня – эта дата непростая, но она не связана с нынешним светским праздником, а связана с нашим святителем Иннокентием. Еще до революции этот праздник отмечался как день рождения святителя Иннокентия, совершались по нему панихиды, какие-то важные епархиальные события отмечались в этот день – в частности, был создан исторический кабинет, просветительское братство во имя Пресвятой Богородицы и такими актовыми, или, по-современному говоря, отчетными днями, было именно 12 июня.

Святейший Патриарх согласился, что эта дата очень значимая для Пензенской епархии, и в этом году впервые 12 июня мы отметим Собор Пензенских святых. Это день, в который мы будем праздновать всех тех, кто принадлежит в нашей Пензенской области к Церкви Небесной, то есть к той Церкви, которая молится за нас, которая является для всех нас примером христианской жизни. Я думаю, этот день со временем войдет в наш пензенский церковный календарь, как один из значимых праздников, как это случилось с днями памяти святителя Иннокентия, Иоанна Оленевского, как это происходит с местночтимыми святыми – уже упоминавшимся блаженным Иоанном Кочетовским. Потому что, слава Богу, все больше людей об этом узнает, не только из нашей губернии, и в эти дни стараются прибывать на торжества в Пензенскую область.

Сейчас мы приступили к изготовлению иконы Собора Пензенских святых, и 12 июня всех будем приглашать на это празднование, которое, надеюсь, тоже состоится в Спасском кафедральном соборе.

– А со времени канонизации первого пензенского святого – святителя Иннокентия – исполнилось в 2020 году 20 лет. И к этой дате, о чем мне очень приятно сказать, мы завершили издание полного собрания творений святителя Иннокентия в 10 томах. Об этом проекте, в том числе в интервью, мы уже не раз с вами говорили. Теперь, когда он завершен, – можно ли сказать, что всё только начинается: ведь не для того же, чтобы поставить на полочку, изданы книги? Изучение наследия святителя и его популяризация теперь должны выйти на качественно новый уровень?

– Я не буду говорить каких-то громких фраз, я скажу о себе. Конечно, когда мы задумывали реализацию этого проекта (до революции же было такое издание, но оно состояло всего из трех томов), для меня стало открытием, что дореволюционное издание – это малая толика того, что в принципе связано с именем святителя Иннокентия. Это первое. Второе – перед изданием я не сразу все эти десять томов прочитал, что-то просто пролистал, но, безусловно, что-то заинтересовавшее меня особенно я читал, и иногда даже перечитывал. И я для себя открыл святителя Иннокентия совершенно с другой стороны. Не скажу, что что-то кардинально поменялось в моем представлении, а наоборот – раскрылся этот образ монаха, ученого, аскета и, не побоюсь этого слова, великого святителя нашей Пензы. Человек лишь несколько месяцев пробыл на кафедре, но когда я столкнулся с теми делами, которые он успел рассмотреть за эти четыре месяца, находясь в довольно стесненных обстоятельствах – не имея возможности въехать в архиерейский дом, в болезненном состоянии своего здоровья, при всей обширности епархии, которую он тоже постарался объехать, – я понял: то, что мы стараемся делать сейчас, в данный момент, со своими возможностями – и техническими, и коммуникационными – совершенно другими, когда можно любого человека услышать и увидеть в секунду, – конечно, величина личности святителя Иннокентия в моих глазах возросла многократно – именно как такого, скажу популистским словом, трудоголика, человека, который чувствует необычайную ответственность за все, что он делает. И я уверен, что все, кто столкнется с трудами святителя Иннокентия, кто просто перелистает эти десять томов, пусть они даже просто будут у него на полке, он поймет, что человек в 35 лет – действительный академик Российской Академии, доктор богословия, ректор Петербургской семинарии, пензенский архиерей – уже по одним этим должностям, чинам и званиям, которые я перечислил, можно судить о его величине. Поэтому, я думаю, наше издание подтолкнет научный мир со своей стороны к глубокому исследованию трудов святителя Иннокентия. У нас есть семинария и две ступени высшего образования – бакалавриат и магистратура, в которых пишутся и бакалаврские работы, и магистерские. И это тоже для наших студентов – обширное поле для научных трудов. И я уверен, что найдутся и другие энтузиасты православного богословия, которых это заинтересует.

А для простых обывателей – само состояние трудов, их величина и объем заставят человека по-другому взглянуть на святителя Иннокентия. Поэтому, безусловно, это тот фундамент, на котором должно возрасти исследование жизни, подвигов и той благодатной помощи, которая оказывается святителем Иннокентием. Его произведения, сразу могу сказать, – не очень простые в прочтении, потому что это начало XIX века, совершенно другой язык, другой слог, все поменялось с тех пор в нашем мире. Но высота мысли, глубина исследований, которые проводил святитель Иннокентий, – они дадут возможность многим и многим тысячам людей продвинуться в освоении его наследия.

– Наверное, к заметным событиям прошлого года можно отнести и визит в Пензенскую область митрополита Дионисия, управляющего делами Московской Патриархии. Приезжал он ради участия в торжественном открытии духовно-просветительского центра Сердобска. Подобный центр есть и в Пензе – при Богоявленском храме, и в Кузнецке, и в Никольске. На ваш взгляд, оправдывают ли они свое предназначение, становятся ли настоящими центрами духовной жизни?

– Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Не в том смысле – стали или не стали, а именно – в какой мере стали. В Кузнецке (он знаком для меня: это и моя первая кафедра, и второй год идет, как я управляю временно этой кафедрой) была не столько возможность организации этого центра, сколько важен факт построения этого здания. Потому что воскресная школа и различные секции и кружки, общества, которые были при Вознесенском соборе, – вошли в это здание с надеждой на то, что каждый получит свой уголок, свое место – ведь более 200 человек обучается в воскресной школе, несколько десятков человек составляет различные патриотические и молодежные общества. Поэтому для Кузнецка это было построение здания уже под созданную структуру.

Что касается Никольска, там были, конечно, воскресные школы, но сейчас духовно-просветительский центр дал новый импульс к этой жизни. Появилось больше возможностей. Насколько они сейчас реализуются, – наверное, рано еще оценивать. Открыт центр был в конце 2019 года, а в прошлом году развивать что-то было довольно-таки сложно, – слава Богу, что хотя бы поддерживалось то, что было.

Другой вопрос, например, о районном центре Башмаково. Здесь общественность, Церковь и администрация, которые вышли с этой инициативой, разработали очень хорошую программу, которая победила в президентском гранте, администрация выделила помещение. Там всё сошлось – грант, который помог это все отремонтировать, привести в надлежащий вид и организовать что-то, и, безусловно, инициативные люди, которые и были отцами-основателями всего этого, что привело к замечательному результату.

Я уверен, что и о Сердобске тоже еще рано говорить: что там есть и что будет, потому что центр открыли мы в начале сентября, и прошло всего несколько месяцев. Но, с другой стороны, уже можно сказать, что появилась площадка, хорошая, современная, оборудованная. И, безусловно, с желанием множество детей из верующих семей будет приобщено к обучению в духовно-просветительских центрах.

– Кстати, раз уж мы упомянули Кузнецк. Уже полтора года вы управляете и Кузнецкой епархией. Насколько это обременительная нагрузка, и насколько тяжело уделять должное внимание двум епархиям сразу?

– Плакаться я не привык, и не скажу, что это тяжело или невозможно. Да, есть какие-то определенные сложности, потому что это немаленькие расстояния – 120 километров от одного епархиального управления до другого епархиального управления. Но, в общем-то, – благо, как я уже сказал, епархия мне знакома, я знаю всё духовенство, некоторых из них и рукополагал, туда переводил.… Сейчас жизненные обстоятельства накладывают отпечаток на то, что так долго не занимается эта кафедра новым епископом, но с помощью Божией всё возможно. И, слава Богу, что поддерживать определенный уровень там получается.

– В июле исполнилось 20 лет со дня кончины вашего учителя и предшественника на кафедре – архиепископа Серафима, который некогда управлял храмами Пензенской области, а в начале своего архипастырства – даже еще и Мордовии. Скромно, но все же эту памятную дату мы отметили, издали спецвыпуск журнала, и мне очень приятно, что такой интерес вызвал этот номер, и вообще – что так много людей пришли почтить память владыки. Прошло много лет, сменилось уже несколько иерархов на кафедре, а люди его помнят и любят. На ваш взгляд – из-за чего? Не только же из-за того, что он правил епархией 20 лет?

– Надеюсь, что да. Потому что сама эпоха, в которую жил и правил владыка Серафим, – это уникальная эпоха. Конец богоборческой власти, когда Церкви ничего нельзя было – 1978 год, когда он был рукоположен на нашу кафедру, – это еще не простое время. И эпоха свободы, начиная с 1988 года, – это восстановление храмов, монастырей, духовных школ, открытие гимназии, училища, много еще, что связано с именем владыки Серафима – это совсем другое время.

Конечно, нужно четко понимать, что время очень быстро летит, и 20 лет – это уже сменившееся поколение. Уже не так много остается людей, которые воочию видели владыку Серафима, но и в епархии мы стараемся поддерживать память о нем, а те, кто посещает Успенский собор, не понаслышке знакомы с жизнью владыки Серафима и владыки Феодосия, потому что создан музей их имени, они могут и на их могилах побывать. И вы правильно сказали: и к 20-летию, и в течение всех 20 лет издавались и выпуски журналов, и двухтомник о его жизни и деятельности, но я думаю, что и на этом мы не остановимся. У нас есть еще некоторые проекты – к примеру, составить книгу воспоминаний о его трудах и деятельности на Пензенской земле, и это, я думаю, тоже станет живым проектом, который поможет кому-то воскресить какие-то воспоминания, а кому-то по-новому узнать нашего архипастыря, который – единственный из всех 40 архиереев, бывших на Пензенской кафедре – занимал ее 22 года. Это тоже – целая эпоха.

– Увы, этот год тоже принес Пензенской митрополии потери. Прежде всего, имею в виду протоиерея Валерия Волкова из Наровчата, схиигумена Пимена из Керенского Тихвинского монастыря, протодиакона Владимира Красненкова. Конечно, как христиане мы понимаем, что смерти нет, и окончание земной жизни – просто переход в жизнь вечную. Но все же по-человечески нам тяжело смириться с тем, что среди нас больше нет дорогих нам людей, тем более трудно переживают духовные чада уход своих наставников. На ваш взгляд – все-таки бывают незаменимые люди?

– На мой взгляд, не бывает. Да, в прошедшем году кто-то ушел в мир иной. Но мы с вами – реалистичные люди и понимаем, что никто не живет вечно, поэтому нужно это понимать и предполагать. Тяжелы, наверное, те уходы, которые происходят безвременно, в молодом возрасте.

Что касается духовных чад – это переживание многих. Кто-то находит себе нового духовника, кто-то находится в молитвенном общении с тем, кто ушел. Это выбор каждого, но, в общем-то, духовник об этом тоже должен позаботиться – мы же приводим не к себе лично, а приводим к Богу. И поэтому духовник либо вручает кому-то своих духовных чад перед уходом, либо говорит, как им нужно поступать. И в этом тоже состоит особая миссия духовника. Не происходит ничего сверхъестественного. Мы не сможем, наверное, никогда смириться с уходом наших близких, а духовник – это один из самых близких людей для любого христианина, и мы можем выразить только свое сочувствие тем чадам, кто потерял своего духовного наставника, но, с другой стороны, это – тоже такая духовная работа, которой духовник должен свое духовное чадо подвести к тому, что не всегда он сможет руководить его духовной жизнью.

Жизнь течет свои чередом, но я бы не сказал, что в прошедшем 2020 году была какая-то особая масса потерь сверх нормы. Конечно, отец Валерий Волков – человек, который ушел в довольно молодом возрасте. Отец протодиакон Владимир и отец Пимен – не могу сказать, что они были в солидном возрасте, но все-таки уже в пенсионном. Псалмопевец Давид в своем 89-м псалме говорит, что человек живет 70 лет, а если имеет силы, живет 80 лет (Пс. 89, 10). Он это говорил много тысяч лет тому назад и, собственно говоря, ничего не изменилось. Все продолжается в тех же границах жизни, которая определена нам Богом.

– И мы волей-неволей возвращаемся к теме пандемии. В марте, я помню, все ждали, что она пройдет за несколько недель, пусть месяцев. Сейчас уже пришло понимание, что так быстро справиться у человечества не получается. Значит ли, что нам нужно как-то привыкать к жизни в условиях повышенной готовности?

– Мне кажется, мы все уже привыкли к этому. Конечно, это очень сложно, и нам от этого некомфортно. Но я уверен, что спустя какое-то время мы это будем вспоминать, хоть и не всегда, но с благодарностью. Самое главное, что я хотел бы в этом моменте подчеркнуть: любое обстоятельство, которое нам посылается Богом, – оно для чего-то посылается. И, наверное, чашу долготерпения Божия переполнили наши скверные поступки и наша греховная жизнь. Поэтому Господь одновременно всему миру дает такой знак о том, что что-то в нашем сознании происходит не то, как-то мы живем не так.… Поэтому хотелось бы, чтобы мы вышли из этого не просто победившими болезнь, а победившими самих себя, то есть что-то изменившими в себе к лучшему.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=260247

Актуальные новости

Митрополит Серафим совершил вечерню с чином Пассии в Нижнеломовском Успенском женском монастыре Митрополит Серафим совершил вечерню с чином Пассии в Нижнеломовском Успенском женском монастыре
В Неделю 5-ю Великого поста митрополит Серафим совершил литургию в храме во имя преподобного Серафима Саровского в Пензе В Неделю 5-ю Великого поста митрополит Серафим совершил литургию в храме во имя преподобного Серафима Саровского в Пензе
В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе
Митрополит Серафим освятил левый придел Димитриевского храма в Каменке в честь иконы Божией Матери «Знамение» Митрополит Серафим освятил левый придел Димитриевского храма в Каменке в честь иконы Божией Матери «Знамение»
Митрополит Серафим совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Спасском кафедральном соборе Митрополит Серафим совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Спасском кафедральном соборе
Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Серафимовском храме в Заречном Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Серафимовском храме в Заречном