19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 января (6 января по ст.ст.) Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святое Богоявление). Это один из самых древних праздников христианской Церкви, относящийся еще ко временам апостолов. Он был установлен в память евангельского события Святого Крещения Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34).

Согласно повествованию евангелистов, Господь, по достижении Им 30-летнего возраста, пришел на реку Иордан к св.Иоанну Предтече, чтобы принять крещение. Св. Иоанн, проповедовавший среди народа покаяние и крещение во оставление грехов, узнал Спасителя мира и сам хотел просить у Него крещения: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Но Христос ответствовал, что Ему необходимо «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15) и принял Святое Крещение. Тем самым Он не только освятил воду и подал миру образ и пример Крещения, но подтвердил святость и величие самого таинства, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.

При совершении Таинства над крестившимся Спасителем отверзлись Небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа. В это же время раздался глас Божий с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), что засвидетельствовало предназначение Иисуса как Мессии. Так при реке Иордан миру явилась Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Посему Крещение Господне именуется также праздником Богоявления. После совершившегося Сын Божий удалился в пустыню для сорокадневного поста и молитвы.

В сам праздник Крещения Господня поста Церковью не установлено. Однако в Крещенский сочельник, канун праздника, православным предписывается строгий пост, в этот день верующие готовят сочиво – особое блюдо из крупы, меда и сухофруктов.

В память о том, что Спаситель освятил воду Своим Крещением, в Православной Церкви совершается Великое водоосвящение. Вода освящается в храмах как накануне, в Крещенский сочельник, так и в самый день праздника Богоявления (в реках или источниках водных) одним и тем же чином.

Крещенская вода как святыня хранится в доме каждого православного христианина на протяжении всего года, ее принято благоговейно употреблять натощак вместе с просфорой после молитвенного правила.

Тропарь, глас 1-й:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение:

Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя,

и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение.

Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=261518

Актуальные новости

В День защитника Отечества митрополит Серафим совершил литию в храме Архистратига Михаила в Пензе В День защитника Отечества митрополит Серафим совершил литию в храме Архистратига Михаила в Пензе
В престольный праздник митрополит Серафим совершил Литургию в храме святителя Иннокентия Иркутского при семинарии В престольный праздник митрополит Серафим совершил Литургию в храме святителя Иннокентия Иркутского при семинарии
В канун престольного праздника митрополит Серафим совершил всенощное бдение в храме во имя святителя Иннокентия Иркутского В канун престольного праздника митрополит Серафим совершил всенощное бдение в храме во имя святителя Иннокентия Иркутского
Состоялась Презентация Полного собрания творений святителя Иннокентия Пензенского Состоялась Презентация Полного собрания творений святителя Иннокентия Пензенского
В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Серафим совершил Литургию в Воскресенском храме при епархиальном управлении В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Серафим совершил Литургию в Воскресенском храме при епархиальном управлении
В канун Недели о мытаре и фарисее митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе В канун Недели о мытаре и фарисее митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе