Митрополит Серафим: «Пасха – это всегда праздник истины»

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим дал традиционное пасхальное интервью председателю издательского отдела Пензенской епархии, корреспонденту ГТРК «Пенза» Евгению Белохвостикову, в котором ответил на вопросы о завершении строительства Спасского кафедрального собора, дальнейшей судьбе Успенского собора, до 2021 года являвшегося в Пензе кафедральным, предстоящих торжествах, посвященных 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского, а также поделился своим мнением относительно ряда аспектов церковной жизни в нашем регионе.

 – Владыка, Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

В этом году пасхальные торжества для пензенцев сугубо радостные: впервые с 1917 года в главные богослужения Страстной седмицы и Пасхи проходят в Спасском кафедральном соборе. Я понимаю, что масштаб и радость всего христианского мира о Воскресении Христовом и радость наших земляков о том, что Спасский собор восстановлен – вещи несопоставимые. Но всё же: можно ли сказать, что эта Пасха для всех нас – особенная?

– Безусловно. По крайней мере, для меня – внутренне я понимаю и осознаю, что это сугубо важный исторический момент, ведь вся история Пензы связана со Спасской церковью, потому что как только была построена крепость – в ее ограде была построена церковь, которая существовала на протяжении всего этого периода за исключением нескольких десятилетий после взрыва 1934 года. Причем храм, который сейчас построен, это уже пятое здание – до него было два деревянных и два каменных храма. И конечно, то, что возродился этот храм на былом месте, и то, что мы там начинаем богослужебную жизнь, – это, действительно, одно из самых важных событий в жизни Пензенской епархии за последние десятилетия. Конечно, самой главной вехой является 1988 год – празднование тысячелетия Крещения Руси дало такой толчок и для восстановления Спасского собора, потому что с этого периода возвращаются храмы, строятся новые, открываются монастыри, духовные школы и прочее. Но венцом всего этого возрождения является Спасский кафедральный собор.

Вы служили в соборе на Рождество, на Богоявление Господне, в Неделю Торжества Православия. Понятно, что храм абсолютно новый, «ненамоленный», как говорят в народе. Зато место для Пензы действительно святое, все же здесь молились наши предки со дня основания города. Что больше чувствуется – «ненамоленность» храма или «намоленность» места?

– Честно сказать, на Рождество мне было не очень комфортно молиться в этом храме. Наверное, это связано с тем, что литургия вообще совершалась в соборе в первый раз и, с одной стороны, пришлось привыкать ко всему внешнему, с другой стороны, –  какой-то дискомфорт создавала вся обстановка новая, всё не устроено. Но к сегодняшнему дню – ко дню Пасхи, я уже как-то привык к этому храму, и могу поддержать обе эти точки зрения: с одной стороны, храм новый, и нам нужно, если можно так выражаться, «намаливать» его, создавать там комфортную среду для православных верующих, а с другой стороны – все-таки это историческое место, откуда началась Пенза, откуда началась Пенза православная, где всегда были основные святыни – Казанская икона Божией Матери, могила святителя Иннокентия. Кроме того, в том числе благодаря вам, сейчас открываются новые страницы истории – что там были и вторая чудотворная икона Казанской Божией Матери, и чудотворная икона Божией Матери «Страстная». Можно сказать, что все основные святыни находились в Спасском кафедральном соборе, хотя они до сих пор еще туда не возвращены, но при всем том нужно сказать, что это место действительно особое. И десятками поколений людей оно уже намолено до того. Нам сейчас нужно обустроить это здание не отделкой внутренней, а именно своей молитвой.

Можно ли сказать, что восстановление собора окончено? Роспись, духовно-просветительский центр, храм-усыпальница – это планы на будущее. А насколько оно ближайшее?

– Я могу сказать, что строительство самого собора однозначно окончено, потому что там достраивается еще только Евлампиевская часовня. Но обустройство храма и его внутреннее наполнение – в самом начале. Да, слава Богу, есть иконостас, есть великолепный киот для Казанской иконы Божией Матери, в ближайшее время будет поставлена сень, где будут храниться мощи святителя Иннокентия, но всё равно это – только еще начало, нам предстоит еще много сделать для того, чтобы наполнить этот храм жизнью – и образами святых, и наших пензенцев приучить к тому, что этот храм – не просто здание, которым можно восхищаться, а прежде всего – это здание для молитвы, для духовной жизни.

После того, как ваша кафедра официально будет перенесена в Спасский собор – останется ли у Успенского название кафедрального? Каким видите его будущее?

– Это будет обычный приходской храм. Конечно, этот собор будет особенным, по крайней мере, в ближайшие годы, все равно еще будет оставаться воспоминание о нем, как о главном храме нашей Пензы. И действительно, с 1945 года он исполнял эти функции вплоть до 2021 года: и этот год, наверное, будет для него заключительным, когда он был кафедральным храмом. Поэтому это будет обычный приходской храм, в котором также будут регулярно совершаться богослужения, и уже именно прихожане будут туда приходить для молитвы.

Этот год для Пензенской епархии войдет в историю и благодаря тому, что впервые мы будем 12 июня праздновать Собор Пензенских святых. 21 имя угодника Божия, связанное с нашим регионом, вошло в собор. Но, скажем честно, даже для воцерковленных людей многие из этих имен практически не знакомы или совершенно не знакомы. Установление особого праздника – Собор Пензенских святых – поможет с этим справиться, станут ли эти святые нам действительно близки?

– Я отвечу очень кратко – мы будем всё для этого делать. Я думаю, что в этом состоит мой долг как архипастыря. Почему было решено установить это празднование? Не для того, чтобы появился еще один праздник в нашем церковном календаре, а именно для того, чтобы люди узнали, кто же вообще святые, связанные с Пензенской землей.

Сейчас в нашей Церкви довольно-таки строгие критерии о включении в список святых, почитаемых в данной местности. Я назову всего лишь несколько из этих критериев, по которым определяется принадлежность собора той или иной местности святых. Это, прежде всего, большая часть жизни, проведенная в данном регионе, это подвиг, который был совершен, в частности, это может быть мученичество или исповедничество. То есть священник или мирянин мог родиться в любой губернии России или, может быть, всего мира, но именно основной подвиг он должен был понести на данной земле.

Эти два очень важных критерия определяют довольно-таки солидное количество людей, которые были рождены в Пензенской губернии, даже здесь получали образование, но не вошли в состав Собора святых. И вы правильно говорите, что не только для прихожан, но и для многих священнослужителей имена эти будут совершенно новыми. Я думаю, это не от того, что у нас нет почитания этих святых, а прежде всего потому, что мы никогда над этим не задумывались. Мы никогда не думали, насколько на самом деле важно, чтобы в нашей жизни были известны эти имена. Потому что где-то они почитаются – где-то почитаются серьезно, где-то менее серьезно, но при всем том я уверен, поскольку они имели отношение к Пензе и к нашей области, несли тут свое служение, – мы имена всех этих людей обязаны знать –  прежде всего, конечно, их должны знать православные люди (хотя, я думаю, наша задача состоит в том, чтобы увековечить эти имена и для общекультурного наследия, потому что все-таки многие святые – это история нашего края). И я надеюсь, что 12 июня станет первым днем празднования Собора Пензенских святых и началом нашей долгой, кропотливой и очень благородной работы по тому, чтобы люди узнали всех тех святых, которые имеют отношение к Пензенской земле.

В масштабах всей страны и Церкви в этом году празднуется 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского. С его земной жизнью наш край, естественно, никак не связан. Но храмы в его честь есть, и не один. Что запланировано на юбилейный год у нас?

– Прежде всего, в наши планы входили некие светские или полу-светские публичные мероприятия. Конечно, вы правильно сказали, что прямого отношения к нашей местности Александр Невский не имеет, мы не Владимир и не Великий Новгород. Но все-таки это, во-первых, правитель Руси, во-вторых, в отличие от многих святых, о которых мы говорили и которых не знают, – это очень известное имя, которое не было стерто из памяти человеческого рода даже в советские годы, потому что у нас оставались и ордена, и фильм был прекрасный снят, о нем всегда говорили и в школах, в учебниках истории, и он был, действительно, очень важным историческим деятелем.

Поэтому мы решили, что самым важным будет ощущение этого великого события в различных мероприятиях – они будут как на уровне приходов и благочиний, так и в Пензе проводиться коллективами нашего православного семейного театра и архиерейского детского хора – в драмтеатре и в городском центре культуры и досуга. Будут проведены два хороших концерта, которые будут рассказывать об Александре Невском, о доблести русских воинов, и сам день празднования 12 сентября будет отмечен в Спасском кафедральном соборе торжественным богослужением.

Хочется верить, что 2021-й останется в памяти и как год, когда мы преодолели эпидемию коронавируса. Сейчас, слава Богу, ситуация уже не столь острая, как год назад. Но священники свидетельствуют, что люди возвращаются в храм не быстро: привыкнуть ходить каждое воскресенье в храм – трудно, а вот отвыкнуть – легко. Есть такая проблема, что люди отвыкли от храма? Или просто стоит подождать, когда эпидемия пройдет, будут сняты все ограничения, и всё вернется на круги своя?

– Я думаю, говорить о том, что люди отвыкли, – это неправильно. По нашим наблюдениям за последние месяцы, отток прихожан – примерно 20– 25%. Это связано как раз с людьми довольно солидного возраста, она соблюдают ограничения и близкие о них заботятся, чтобы они все-таки более благоразумны были. Это не значит, что они вообще не посещают храмов, они посещают их, но в праздничные и воскресные дни это они делают реже, потому что это – скопление людей и велик риск заразиться.

Я надеюсь, что все-таки 2021 год стал переломным, потому что появились вакцины, и люди их делают, и благодарение Богу, что наши русские вакцины не выявлены как какие-то вредоносные, как некоторые из зарубежных. Понятно, что мы эту болезнь до конца никогда не победим, но, по крайне мере, надеюсь, что не будет такой массовости и такой эпидемии, как это было в 2020-м и в начале 2021 года.

С другой стороны, Господь ничего не посылает нам просто так. Это тоже урок, который мы должны выучить и усвоить. В чем этот урок? Я думаю, что для каждого будут свои выводы, но прежде всего, наверное, это – любовь и забота о своих ближних. Потому что ты сам волен любые решения принимать, но нужно научиться принимать эти решения, оглядываясь на то, кто рядом с тобой, именно этому нас эпидемия научила. То, что мы заразимся и переболеем, – это наши личные моменты, а вот как это отразится на наших ближних, не будем ли мы причиной чьего-либо заражения и смерти – это очень важный аспект.

Я думаю, что и Церковь какие-то свои определенные выводы тоже сделала. Как и любое человеческое общество, оно не совершенно, и есть какие-то моменты, которые в принципе тоже нужно как-то корректировать.

За год, начиная с прошлого Великого поста, намного увеличилась популярность онлайн- и телевизионных трансляций богослужений. Как вы к этому относитесь? Понятно, что личного присутствия за литургией, участия в таинствах трансляция никогда не заменит, но в каких обстоятельствах посмотреть ее – душеполезно? Или вообще, если нет возможности сходить в храм, лучше просто по старинке помолиться дома?

– Я в этом отношении являюсь консерватором, и честно скажу, не буду кривить душой, – никаких онлайн-трансляций я не одобряю. Если человек не может пойти в этот день в храм по тем или иным причинам, пусть лучше он сам с Богом помолится. Я сужу необъективно, по высказываниям своих близких и прихожан, – большинство этих трансляций превращаются, грубо говоря, в развлечение, когда люди просто смотрят, наблюдают, кто служил, кто как что делал, кто что говорил, – в общем-то мало тех людей, которые сидят и молятся в это время, да и наверное, с моей точки зрения, странно было бы, если бы они смотрели в телевизор и молились. Все-таки живой молитвы с Богом никто никогда не заменит никакая онлайн-трансляция. Поэтому здесь христианам надо иметь терпение, чтобы где-то себя смирять – не роптать на те обстоятельства, по которым ты не смог пойти, а самому помолиться, как это делали многие святые отцы, которые были вынужденными или добровольными затворниками, и все свои молитвенные правила исполняли самостоятельно, в том числе и богослужебное, и в этом находили великое утешение.

И еще об одной группе населения, которой непросто порой попасть в храм, хотелось бы поговорить. 21 апреля в арт-поместье «Новые берега» прошла с вашим участием конференция «Взаимодействие государственных, церковных и общественных организаций в создании доступной среды для маломобильных групп населения». Пензенская епархия выступила одним из организаторов форума. По вашей оценке, насколько сейчас наши храмы доступны для маломобильных граждан? И что делается, чтобы они стали доступнее? И насколько вообще острая эта проблема?

– Я должен сказать, что, к сожалению, в большинстве своем наши храмы не приспособлены для всех категорий граждан, и нельзя сказать, что это доступная среда для всех. Потому что речь не только о маломобильных людях, это еще и мамы с колясками, люди, которые имеют какие-то временные повреждения – сломали руку или ногу, и таких людей очень много. Почему мы и стали организаторами этой конференции? Я не могу сказать, что много, но были отдельные случаи, когда люди с ограниченными возможностями обращались в епархии с тем, чтобы входы в храмы сделать более доступными. Безусловно, я начал в этом отношении работать с настоятелями, но я их вполне понимаю, почему они не всегда, так скажем, откликаются на эти вопросы, потому что этих запросов на самом деле не так много. И потом мы прекрасно знаем, что по всем современным нормам, по которым делаются пандусы, лифты, это всё очень дорого для прихода, и, конечно, приход не ставит это своей первоочередной задачей.

Это, с одной стороны, беспокоит, с другой стороны (и на этой конференции мы это обозначили), это – забота не только Церкви, но и общества, и власти. Потому что сделать более доступными храмы для посещения, не только в богослужебное время, но и в любое время – это, конечно, наша общая задача. Не так быстро, но мы стараемся эти задачи решать, и, я надеюсь, что участие приходских советов в этой конференции поможет им узнать о том, как это сделать, и может быть, прийти к таким решениям, которые будут не совсем дорогими, как часто специализирующиеся на это фирмы запрашивают.

И в конце нашей беседы все же хотел бы вернуться к празднику Пасхи. Мы знаем, что она – в центре богослужебного годового круга, каждое воскресенье именуется в церковном календаре или такой-то неделей по Пасхе и Пятидесятнице, или связана уже с новым Великим постом. Да и сам день недели – воскресенье – даже своим названием напоминает о Воскресении Христовом. Но как сделать, чтобы Пасха так же была и в центре всей нашей христианской жизни?

– Да, действительно, нечего скрывать и строить каких-то иллюзий: если бы было у нас желание, мы бы действительно могли сделать Пасху центром нашей жизни, но пока еще мы далеки от этого. Для этого нужно, с одной стороны, очень мало, с другой стороны – очень много, потому что на самом деле нужно только желание человека, его стремление к тому, чтобы быть, скажу громким словом, праведнее, потому что Пасха — это всегда праздник истины, праздник Бога, поэтому неслучайно, например, во многих христианских странах воскресенье называется днем Господним, а церковная традиция именует Пасху Праздником праздников и Торжеством из торжеств. Пока мы черствы, немилосердны и грехолюбивы, Пасха никогда не будет в центре нашей жизни. И конечно, это обращение, прежде всего, к самому себе – когда мы найдем в себе силы, возможности и, наверное, точное стремление к праведности, тогда Пасха станет центром нашей жизни.

Завершу нашу беседу и эту речь не самыми яркими словами не самого положительного героя в Евангелии, однако очень важными для всех нас. Когда Господь был на суде у Пилата, Пилат задал Ему очень важный вопрос: что есть истина? Вот и нам всем нужно обязательно задаться этим вопросом – что есть истина? И когда Христос станет в центре всего в нашей жизни, тогда мы поймем, что Господь и есть истина.

«Помни о смерти, и вовек не согрешишь» — известнейшая фраза из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. А как бы вы продолжили фразу «Помни всегда о Воскресении Христовом, и…» – ?

– И будешь жить в истине.

Спасибо большое за беседу, владыка! Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Благодарю вас!

Евгений Белохвостиков

Публикацию подготовила Наталья Зыкова

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=269795

Актуальные новости

Митрополит Серафим совершил монашеский постриг в Троицком женском монастыре Митрополит Серафим совершил монашеский постриг в Троицком женском монастыре
Митрополит Серафим совершил закладку храма Воскресения Словущего в селе Воскресеновка Митрополит Серафим совершил закладку храма Воскресения Словущего в селе Воскресеновка
Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском храме р.п. Шемышейка Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском храме р.п. Шемышейка
Митрополит Серафим совершил вечерню с чином Пассии в Нижнеломовском Успенском женском монастыре Митрополит Серафим совершил вечерню с чином Пассии в Нижнеломовском Успенском женском монастыре
В Неделю 5-ю Великого поста митрополит Серафим совершил литургию в храме во имя преподобного Серафима Саровского в Пензе В Неделю 5-ю Великого поста митрополит Серафим совершил литургию в храме во имя преподобного Серафима Саровского в Пензе
В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе