В Спасском соборе состоялся Хоровой собор Пензенской митрополии
19 марта 2023 года под сводами главного храма Пензы прошел первый Хоровой собор Пензенской митрополии, посвященный 80-летию со дня преставления Александра Васильевича Никольского*, уроженца Пензенской губернии, церковного композитора, выпускника Пензенской духовной семинарии.
Участие в мероприятии приняли девять коллективов: хор Спасского кафедрального собора г. Пензы (регент Ольга Горшенева), хор Вознесенского кафедрального собора г. Кузнецка (регент Светлана Ташлинцева), Пензенский епархиальный камерный хор «Спас» (руководитель протоиерей Владимир Ольхов), хор Петропавловского храма г. Пензы (регент Наталья Степнева), хор Покровского собора г. Пензы, Архиерейский детский хор г. Пензы (регент Марина Никитина), смешанный хор Пензенской духовной семинарии (регент Руслан Проскуряков), женский хор регентского отделения Пензенской духовной семинарии (руководитель Елена Жесткова).
В концертную программу Хорового собора вошли духовные произведения А.В. Никольского, исполняемые во время богослужений.
В заключение были исполнены стихиры Пасхи А.В. Никольского сводным хором (около 180 человек) под руководством специального гостя – ректора Саратовской государственной консерватории, профессора кафедры «Дирижирование» и регента Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии Александра Германовича Занорина.
Подводя итоги мероприятия, глава Пензенской митрополии обратился к присутствующим: «Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память нашего земляка, великого церковного композитора Александра Васильевича Никольского. Я благодарю всех участников и надеюсь, что проведение хоровых соборов станет для нас доброй традицией по крайней мере два раза в год. Подобное мероприятие хорошо было бы провести в ноябре, в день памяти Александра Андреевича Архангельского – знаменитого композитора, который был регентом Спасского собора. Так как Александр Андреевич писал свои произведения в нашей клиросной традиции, они доступны для исполнения любому коллективу, даже самому небольшому, поэтому вполне возможно, в ноябре получится собрать еще больше участников, чем сегодня.
Следующий, 2024 год – год столетия со дня кончины Александра Андреевича Архангельского, и в конце мая, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, планируется провести в Пензе большой фестиваль хоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви».
В завершение мероприятия руководители хоровых коллективов были награждены благодарственными письмами митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима и памятными сувенирами.
*Никольский Александр Васильевич – уроженец Пензенской губернии, церковный композитор, педагог и писатель. Родился 22 июня (4 июля по н.ст.) 1874 года в селе Владыкино Чембарского уезда Пензенской губернии в семье священника. Был пятым ребенком в семье и с самого детства пел в церковном хоре. Окончив Тихоновское духовное училище (1888 г.), поступил в семинарию. По окончании Пензенской духовной семинарии поступил в московское Синодальное училище (1894) и окончил его в 1897 году.
С 1897 по 1900 гг. учился в Московской консерватории по классу композиции и дирижирования. С 1894 года и до самой смерти 19 марта 1943 года (в Москве) преподавал хоровую музыку, музыкальную теорию, контрапункт и музыкальную этнографию в ряде учебных заведений Москвы, включая Синодальное училище церковного пения (1915-1923 гг.) и Московскую консерваторию (с 1928 г.).
Никольский был активным музыкальным публицистом, автором многочисленных статей о хоровой и церковной музыке. Как композитор Никольский являлся ярким представителем Нового направления в русской духовной музыке, центром которого в первых двух десятилетиях ХХ века служило Московское Синодальное училище и его хор.
Среди самых значительных его произведений можно назвать Литургию преждеосвященных даров, Литургию святителя Иоанна Златоуста, Неизменяемые песнопения Всенощного бдения, циклы «Песнопения Страстной Седмицы», «Песнопения Святой Пасхи» и Последование Венчания. Помимо этого Никольский написал ряд духовных концертов на тексты из различных псалмов.
Около 40% духовных произведений Никольского основаны на подлинных распевах, а в его свободных композициях также широко использованы попевки распевов. Будучи учеником великого русского контрапунтиста С. И. Танеева, Никольский безусловно знал приемы контрапункта, но в его произведениях гармонический склад превалирует над контрапунктическим, с частым применением красочных и нестандартных гармонических сочетаний.
Фото: Илья Школин
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=321549