Состоялась пресс-конференция, посвященная росписи Спасского кафедрального собора
30 апреля 2024 года в Спасском кафедральном соборе г. Пензы прошла пресс-конференция, посвященная настенной росписи Первохрама. После завершения росписи северного алтаря собора о текущем рабочем процессе и дальнейших планах журналистам рассказали митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим и Дмитрий Трофимов – руководитель творческой мастерской «Царьград», художники которой выполняют работы по росписи храма.
Глава Пензенской митрополии напомнил, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил выполнить росписи по образцу интерьеров Преображенского собора в Санкт-Петербурге, созданных в стиле классицизма. Эскизный вариант росписи Спасского собора был утвержден Патриархом Кириллом в октябре 2023 года, и к концу прошлого года началась основательная подготовка к росписи собора.
«Из-за особенностей пропорций храма возникало опасение, что изображения на стенах и в куполе могут зрительно скрадывать пространство и как бы давить. Поэтому было важно выбрать такую концепцию росписи, которая сохранит воздушность и лёгкость собора, — подчеркнул митрополит Серафим. — Сегодня мы смотрим на уже завершенную роспись северного алтаря, и видим, что храм остается таким же светлым, просторным и высоким, как и был.
Планируется, что роспись всего храма займет 2,5 года. Но мы прекрасно понимаем, что сроки зависят от многих факторов, в том числе – финансирования. Роспись храма – это очень большой и дорогостоящий проект, бюджет которого составляет около 40% всей стоимости воссоздания собора.
Сбор средств проводится очень интенсивно и активно в том числе благодаря работе Губернаторского штаба по воссозданию Спасского кафедрального собора, созданного в 2015 году. И я благодарен нашему губернатору и правительству Пензенской области за поддержку в воссоздании собора.
Сейчас в алтаре работают несколько иконописцев, а расписывать центральный купол будут около 20 человек одновременно.
Когда иконописцы приступают к росписи, они заново проходят каждый миллиметр – где-то нужно снимать слои краски, а где-то даже поправлять штукатурку. И это тоже может увеличить сроки проекта. Но мы всё же надеемся, что к лету 2026 года роспись собора будет полностью закончена, и мы с вами увидим его во всём благолепии».
Подробнее о внутреннем убранстве собора рассказал Дмитрий Трофимов, руководитель творческой мастерской «Царьград», художники которой ранее разработали лепнину и полы, хорос и все светильники собора.
Дмитрий Александрович напомнил, что при создании эскизов росписи были учтены описания интерьера собора из воспоминаний очевидцев, а также использованы сохранившиеся в Пензенской картинной галерее имени К.А. Савицкого эскизы с изображением четырех евангелистов, располагавшихся под центральным куполом исторического собора. Эти эскизы и росписи собора были выполнены известными художниками середины XIX века — Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями.
«У каждого здания есть свои индивидуальные особенности, поэтому художника можно сравнить с композитором, который в пространстве каждого храма находит ту гармоничную мелодию, которая является главной при создании внутреннего убранства, — сказал Дмитрий Трофимов. — Мы понимали, что стилистика росписи, которая должна быть в Спасском кафедральном соборе, неразрывно связана с эпохой XIX века. Взятый за основу интерьер Преображенского собора в Санкт-Петербурге очень аскетичен и выполнен в сдержанных тонах. Это был некий камертон, от которого мы отталкивались. В таких сдержанных, красивых теплых тонах будет выполнена роспись всего Спасского собора. Светлая гамма сохраняет ощущение простора и придает интерьеру светоносную торжественность.
Все плоскости стен выполнены имитацией мрамора – эта техника широко применялась в России в XVIII-XIX веках. Такое декорирование позволяет концентрировать солнечный свет, проникающий в храм. Блики, которые играют на зеркально мраморных плоскостях интерьера, создают одновременно и торжественность, и легкость».
Уже сейчас прихожане собора могут увидеть часть росписи алтаря, которая видна за иконостасом. В конхе (верхней полукруглой части) северного алтаря изображён Крест Господень с предстоящими ангелами, которые в своих руках держат орудия Страстей Христовых: копие, трость с губкой, терновый венец. По словам Дмитрия Трофимова, такие изображения, напоминающие нам об искупительной жертве Иисуса Христа, традиционны для алтаря, в котором за каждой литургией происходит пресуществление Святых Даров. И в правом южном алтаре будет написана подобная композиция.
В центральном куполе собора будет изображен Иисус Христос Пантократор (Вседержитель). В кольце под барабаном купола будет написан деисус (в переводе с греческого — «моление» или «прошение»). Главное место в нем традиционно занимает икона Христа, сидящего на троне. По сторонам от Него – изображения святых всех времён и народов: праотцев, апостолов, новомучеников. Святые направлены ко Христу и обращаются к Нему с молитвой. Аналогом этой композиции стала роспись барабанов в Храме Христа Спасителя.
Однако образы святых и картины из священной истории не будут занимать бо́льшую часть стен, так как концепция росписи Спасского кафедрального собора не предполагает перегруженности стен различными композициями.
«Во время работ по росписи Спасского собора богослужения не прекращаются – храм остается открыт для посещения, так как качество строительных лесов и дисциплина художников обеспечивают безопасность и позволяют поддерживать порядок», — подчеркнул Дмитрий Трофимов.
Фото: Илья Школин, Анна Сорина
СМИ о событии:
В Спасском соборе завершили роспись левого придела (ГТРК «Пенза»),
Пензенцам рассказали о росписи Спасского кафедрального собора (ТВ «Экспресс»).
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=356501