Завершена роспись в центральном алтаре Спасского кафедрального собора
В Спасском кафедральном соборе завершилась роспись центрального алтаря. Шесть фигур святых на стенах, две больших композиции – в конхе* и на горнем месте. Стены украшены орнаментами, лепниной, золочением и имитацией мрамора.
Работы по росписи храма выполняет творческая мастерская Дмитрия Трофимова «Царьград»**, которая ранее изготовила лепнину и полы, хорос и все светильники собора. При создании эскизов росписи были учтены описания интерьера собора из воспоминаний очевидцев, а также использованы сохранившиеся в картинной галерее имени К.А. Савицкого эскизы с изображением четырех евангелистов, располагавшихся под центральным куполом исторического собора. Эти и другие росписи на основе сюжетов библейской истории, которыми был украшен храм, были выполнены известными художниками середины XIX века — Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями.
Создать новые росписи после великого освящения храма 19 июня 2022 года призвал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По его предложению, за образец приняли интерьеры Преображенского собора Петербурга, созданные также в стиле классицизма. Но, в отличие от иконописной традиции XIX века, образы святых и картины из священной истории не будут занимать большую часть стен.
Так, в центральной конхе изображена Богоматерь с младенцем в окружении небесных сил бесплотных, на горнем месте – Спас Вседержитель на престоле, на стенах – создатели четырех чинов литургии – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов и апостол Иаков, брат Господень, на колоннах – пророк Моисей и его брат первосвященник Аарон.
Приближается к концу роспись правого алтаря – во имя великомученицы Екатерины, строительными лесами закрыты иконостасы центрального и правого приделов. Здесь также начинаются работы – над солеей будут располагаться ветхозаветные сюжеты – жертвоприношение Авраама и явление ему Ветхозаветной Троицы, в барабанах – фигуры пророков, в юго-восточном куполе – Христос Эммануил, а в северо-восточном – Иоанн Предтеча.
Над созданием росписи Спасского собора сейчас работают более 20 человек – это те, кто устанавливают леса и подготавливают стены к росписи, художники, которые пишут фигуры, создают орнамент, мраморные декорации, работают над золочением лепнины. В алтаре, согласно канонам, работали только мужчины, а в основной части храма к ним присоединятся и женщины.
Роспись центральной части храма планируется начать осенью, а завершить работы по росписи всего собора – к лету 2026 года.
*Ко́нха (от греч. kónchе — раковина) – внутренняя часть свода апсиды в виде четверти сферы: находится над престолом, жертвенником и диаконником.
Конха символизирует «невещественную Божию скинию» — Божию славу и благодать.
**Творческая мастерская Дмитрия Трофимова «Царьград» создаёт церковные интерьеры, расписывает храмы, выполняет комплексные проекты внутреннего убранства. Мастерская «Царьград» имеет лицензию Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
В числе работ Дмитрия Трофимова и его мастерской «Царьград» — росписи в Храме Христа Спасителя, в Дивеево, в Тульском кремле, а также в Троице-Скановом монастыре под Наровчатом. Спасский собор в этом ряду — один из самых масштабных проектов.
Фото: Илья Школин
В статье использованы материалы ГТРК «Пенза»
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=366821