Состоялась лекция Дмитрия Трофимова «Церковные росписи и иконы как образный текст Священного Предания»

26 мая 2025 года в Пензенском художественном училище имени К.Г. Савицкого прошла открытая лекция Дмитрия Александровича Трофимова «Церковные росписи и иконы как образный текст Священного Предания».

Лекция была организована в рамках фестиваля современного церковного искусства «Видеть и слышать», основные мероприятия которого пройдут в Пензе 11 и 12 июня.

Идейный вдохновитель и продюсер фестиваля – Дмитрий Александрович Трофимов, руководитель творческой мастерской «Царьград», которая работала над внутренним убранством Спасского кафедрального собора г. Пензы и в данный момент продолжает работы по росписи Первохрама.

В ходе лекции Дмитрий Александрович сделал акцент на том, что в иконописи художник создает изображение на основе текстов Священного Писания, дающее нам те самые смыслы, ради которых человек живет. Поэтому подготовка зрителя к правильному восприятию очень важна.

«Именно ради этого мы делаем наш фестиваль, чтобы человек, который приходит в храм, не просто смотрел на красивые картинки на стенах, но мог прочесть роспись в храме как текст. Наша задача – поставить рукотворное творчество на тот уровень, на ту высоту, которая была бы значима не только для нас с вами, но и для будущих поколений», — подчеркнул Дмитрий Трофимов и привел пример символической взаимосвязи композиций в пространстве одного храма. В Спасском кафедральном соборе Пензы представлены два образа рождения Церкви: икона Сошествия Святого Духа на апостолов – начало Вселенской Церкви и икона Крещения Руси – начало Русской Церкви.

Также Дмитрий Александрович затронул тему влияния искусственного интеллекта на церковное искусство: «Человек, имеющий душу, будет в дальнейшем взаимодействовать с сущностями, которые превосходят его интеллектуально, но при этом не имеют души – это огромная антропологическая проблема. Художник пишет иконы не для самовыражения, а для того, чтобы икона, которую он создает, была молитвенным образом для людей. «Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу», — говорится в определении VII Вселенского Собора. И здесь очень важно соединение художественного опыта с духовным опытом. Искусственный интеллект последним не обладает».

Лекция перемежалась фрагментами фильма «Образ Христа в церковном искусстве» и «20 веков за 7 минут», где на примерах была показана ретроспектива иконографии, ее разнообразие и каноничность.

«Центром всего церковного искусства является Священное Писание, с которым мы все время сопоставляем свою работу, — подчеркнул Дмитрий Трофимов. — Именно это соотнесение дает территориальному и временному разнообразию быть единым церковным искусством».

В завершение встречи со словами благодарности к лектору обратилась директор Пензенского художественного училища Ирина Васильевна Тюкалова: «Мы искренне признательны Вам за сохранение и развитие творческих отношений с нашим художественным училищем. Ваше мастерство и собственная концепция художественного видения мира способствует развитию потенциала студентов нашего училища и формированию их профессиональных компетенций».

Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» – место встречи профессионалов и зрителей, интересующихся русской православной культурой, который помогает каждому желающему найти опорную точку в богатой церковной традиции, и на её основе выстроить своё творчество, обрести мировоззренческую целостность.
Летом 2022 года в Московском Доме художника прошла выставка «Монументальное искусство в Церкви», вызвавшая широкий отклик среди посетителей и участников.
В 2023 году выставка переросла в полноценный фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать», который проходит при поддержке Российской Академии Художеств, АНО «Центр содействия церковному искусству» и профильных Союзов художников России.

Фото: иерей Вячеслав Шигуров

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=397658

Актуальные новости