В престольный праздник митрополит Серафим совершил литургию в храме пророка Илии в Бессоновке

2 августа 2025 года, в день памяти пророка Илии (IX до Р.Х.)*, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил литургию в храме пророка Илии в р.ц. Бессоновка.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Бессоновского района иерей Александр Угольков, настоятель Ильинского молитвенного дома в Бессоновке иерей Сергий Мурашкин, протоиерей Вадим Петрушков, настоятель Никольской единоверческой общины г. Кузнецка священноинок Варсонофий (Яшин), иерей Георгий Насонов, диаконы Богдан Яворский, Кирилл Вейго и Иоанн Киселев.
Богослужебные песнопения исполнил хор Спасского кафедрального собора г. Пензы под управлением регента Ольги Горшеневой.
Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Угольков.
По заамвонной молитве владыка Серафим возглавил крестный ход вокруг храма, после чего было совершено славление перед честным образом святого пророка Илии и провозглашено многолетие.
По окончании литургии настоятель храма иерей Сергий Мурашкин поблагодарил владыку Серафима за визит и совместную молитву.
В ответном слове правящий архипастырь Высокопреосвященный митрополит Серафим поздравил собравшихся с престольным торжеством: «Пророк Божий Илия — это мост между Ветхим и Новым Заветом. Ветхозаветное предание гласит о том, что в преддверии Второго пришествия в мир Христа Спасителя, должны явиться пророки, которые ознаменуют Его пришествие. И среди этих пророков основное место занимают Моисей и Илия. Как мы знаем, во время Преображения Господня на горе Фавор именно эти пророки явились и уверили учеников, что Иисус Христос — это Спаситель. А потом уже ученики передали это свое видение, и утвердили и в нас с вами веру в Иисуса как Спасителя.
Пророк Божий Илия жил в очень сложное время, когда израильский народ отступил от веры своих отцов, от веры Бога, с Которым заключил свой завет. И основная часть жизни пророка Илии связана с его борьбой за то, чтобы народ остался верен своим преданиям и законам. И пророк Илия для этого сделал очень много, совершая великие чудеса.
У нас в народе верующие обращаются к пророку Илие с молитвами о защите от различных стихийных бедствий. Но нам, прежде всего, нужно связывать пророка Божия Илию с нашей верой. Потому что все те чудеса, которые он совершал, были для того, чтобы обратить народ Израиля к вере отцов. И сегодня нам тоже нужен такой пророк, который бы нашу страну обратил к вере ее отцов — к вере православной. Давайте же будем молить пророка Божия Илию, чтобы он наставил всех нас на путь правый, который ведет в Царствие Небесное. Желаю всем помощи Божией, пусть Господь вас хранит!»
После богослужения рядом с храмом был организован праздник для прихожан и трапеза на свежем воздухе.

*Святой пророк Илия – один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, его отцу Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод.
Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет – в городе Сарепте у одной благочестивой вдовы, которая по просьбе пророка приготовила ему лепешку из последней горсти муки и остатка масла. После этого, по молитве пророка Илии, мука и масло не истощались в доме вдовы.

Огненное восхождение пророка Илии и пророк Елисей. Икона XVII века.
Через 3,5 года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой – Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу. Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова и полил их водой. После молитвы пророка Илии с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду, и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Поэтому пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).
По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Фото: Илья Школин
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=406364